ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-86094/16 от 17.04.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 апреля 2017 года Дело № А56-86094/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Кузнецова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пиевой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Общество с ограниченной ответственностью "Лукиавиатранс" (адрес: Россия, д МАКСИМОВО, ПСКОВСКАЯ обл ВЕЛИКОЛУКСКИЙ р-н, АЭРОПОРТ; Россия 180004, Псков, ул. Морозовская ветка, 4, ОГРН: <***>)

ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" (адрес: Россия 125993, г МОСКВА, <...>; Россия 199048, Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, д. 53 А, ОГРН: <***>);

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ЛИАЦ" (адрес: Россия 119620, <...>)

о признании действий заказчика незаконными

при участии

- от истца: представители ФИО1 (дов. от 02.12.2016г.), ФИО2 (дов. от 02.12.2016г.)

- от ответчика: представитель ФИО3 (дов. от 29.10.2016г.)

- от третьего лица: представитель ФИО4 (дов. от 01.03.2017г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лукиавиатранс» (далее-Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее-Ответчик) о признании действий Комиссии Заказчика по признанию победителем закупки (реестровый номер 31604307258) ООО«Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» не соответствующим действующему законодательству и требованиям, установленным Документацией о закупке.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр», (далее - 3-е Лицо).

Представители Истца поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители Ответчика с исковыми требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на иск и в судебных заседаниях, ссылаясь на заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 14.12.2016г., которая не усмотрела в действиях закупочной комиссии Организатора закупки нарушений порядка проведения процедуры закупки.

Представитель 3-го Лица поддержал позицию Ответчика, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Исследовав доказательства, представленные материалы, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:

Ответчик в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 223-ФЗ, руководствуясь утвержденным заказчиком «Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также документацией о закупке (далее – Документация), разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее-Официальный сайт) извещение №31604307258 о проведении запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей в Северо-Западной зоне авиационно-космического поиска и спасания с базированием ПСВС Ан-26 (Ан-30) на аэродроме «Мурманск» для нужд филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее – Извещение о закупке), включая документацию о запросе цен (далее – Закупочная документация).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее –Положение о закупке).

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункта 1 пункта 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке» Участник закупки должен быть включен в Перечень авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 220 с учетом изменений, внесенных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 247.

Подпунктом 2.4. пункта 8 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке» установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям подпунктов 4, 9, 10 пункта 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке», или копии таких документов:

- Сертификат эксплуатанта на авиационные виды работ (для организаций гражданской авиации);

- Спецификация сертификата эксплуатанта (приложение к сертификату эксплуатанта) с разрешенными видами авиаработ и перечнем воздушных судов, допущенных к данному виду оказания услуг (для организаций гражданской авиации);

- Разрешение от вышестоящих организаций с приложением по воздушным судам и личному составу (для организаций государственной и экспериментальной авиации);

- Перечень поисково-спасательного оборудования, установленного на борту воздушного судна;

- Перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения, загружаемого на борт дежурного ПСВС в случае вылета на ПСР, в соответствии с Приложением 7 приказа Минтранса РФ от 03.06.2014г. № 148;

- Документ, подтверждающий наличие достаточного количества экипажей, допущенных к данному виду работ (приказ предприятия о допуске ЭВС к ПСР);

- Свидетельство о государственной регистрации гражданского ВС на ПСВС, выставляемого на дежурство ПСО;

- Сертификат летной годности гражданского ВС на ПСВС, выставляемого на дежурство ПСО;

- Гарантия Участника о своевременном продлении и предоставлении Заказчику сертификатов, срок действия которых истекает в период действия договора.

Доводы Истца о том, что 3-е Лицо не отвечает требованиям Технического задания в части невозможности десантирования спасателей и грузов к месту бедствия, изложены в исковом заявлении и озвучены в судебном заседании. В соответствии с Протоколом от 22.11.2016г., заявки на участие в закупке поступили от двух претендентов: ООО « Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» г. Москва и ООО «Лукиавиатранс» Псковская область, д. Максимово. В протоколе указано, что все участники закупки предоставили в полном объеме основные сведения и документы, предусмотренные закупочной документацией. Комиссией ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» и ООО «Лукиавиатранс» были допущены к участию в процедуре закупки и которым были присвоены номера 1 и 2 соответственно.

По результатам заседания комиссии, в протоколе № 31604307258-02, указано, что на основании ст. 31 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» признаёт победителем в закупке, проводимой способом запроса цен, на право заключения договора в части дежурства экипажей и поисково-спасательных воздушных судов в Северо-Западной зоне авиационно - космического поиска и спасания с базированием ПСВС Ан-26 (Ан-30) на аэродроме Мурманск для нужд филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ООО « Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр». Поскольку способом закупки услуг и основным критерием выбора победителя являлась цена, ООО « Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» предложил наиболее низкую стоимость по сравнению с ООО «Лукиавиатранс».

По мнению Истца, воздушные суда Ан-26 имеют конструктивную особенность, которая выражается в том, что десантирование спасателей и грузов возможно только лишь через грузовой люк, находящийся в задней части фюзеляжа самолета, после уборки рампы в процессе полета.

В материалы дела Истцом представлено информационное письмо № 706/3139 от 16.03.2017 года от ДП «АНТОНОВ». Согласно данного письма, на самолетах Ан-26, эксплуатирующихся в гражданской авиации не предусмотрено открытие грузового люка в воздухе. Однако в связи проведением работ по авиационной охране лесов от пожаров, отдельные самолёты Ан-26 дооборудованы для выполнения работ с возможностью открытия грузолюка в воздухе. Кроме того, согласно отдельным Техническим заданиям для проведения поисково-спасательных работ с возможностью парашютного десантирования людей и грузов доработаны самолёты Ан-26, с указанием серийных номеров.

Истец считает, что 3-е лицо не соответствует требованиям установленным в закупочной документации, его заявка не соответствует требованиям, установленным в закупочной документации, в связи с чем не могло быть допущено к участию в процедуре закупки. 3-е Лицо относится в соответствии со ст. 20 ВК РФ к экспериментальной авиации и при всём желании не могло представить в своей заявке на участие в закупке указанные документы, являясь организацией экспериментальной авиации.

Так же, Истцом заявлено, что 3-е Лицо не соответствует дополнительным условиям Технического задания, выражающееся в отсутствие у 3-его лица системы предупреждения о близости земли (Ground Proximity Warning System), сокращенная аббревиатура GPWS.

В своем отзыве на исковое заявление и в судебном заседании, Ответчик пояснил, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» до «01» января 2017 года относилась к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее –Положение о закупке).

Подпунктом 4 пункта 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке» установлено, что «Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, в том числе:

- ВК – ст.35, 36, 37, 88.

- ФАП-530 – п.9, 11.

- ФАП-128 – п.1.2, 2.20, 2.24, 5.68.

- ФАП-148 – п.13.

В соответствии с законодательством РФ, требования к пользователям воздушного пространства, осуществляющим поисково-спасательное обеспечение полетов, также регламентируются следующими нормативными правовыми документами:

- Воздушный кодекс РФ – ст. 23, ст. 33, ст. 66, ст. 88;

- Федеральные авиационные правила поиска и спасания в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.07.2008г. № 530;

- Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации, утвержденные приказом Российского авиационно-космического агентства № 104 от 28.06.2000г.;

- Приказ Министерства Транспорта РФ от 06.08.2014 г. № 220 с учетом изменений, внесенных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 247 «Об утверждении перечня авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам)»;

- Приказ Росавиации № 734 от 21.09.2016г. «Об определении мест дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общего количества и типов дежурных поисково-спасательных воздушных судов»;

- Инструкция по поиску и спасанию в Северо-Западной зоне АКПС, утвержденная приказом Северо-Западного МТУ Росавиации № 64 от 22.02.2013г.

и другие.

Все вышеперечисленные документы дают право пользователям воздушного пространства, в том числе организациям экспериментальной авиации предоставлять услуги по поисково-спасательному обеспечению полетов на возмездной основе в единой системе авиационно-космического поиска и спасания, а значит и участвовать в конкурентных процедурах закупки услуг на равных условиях со всеми участниками что и определено подпунктами 1 и 2 пункта 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке».

ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» включен в Перечень авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 220 с учетом изменений, внесенных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 247, что подтверждает соответствие 3-го Лица требованиям к Участнику процедуры закупки, установленным в пункте 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке».

Статьей 88 ВК РФ установлено, что к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации (п.2); авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Свою позицию изложил представитель 3-го Лица в Отзыве и в судебном заседании, так статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) регулирует отношения в сфере государственной регистрации и государственного учета воздушных судов, складывающиеся в связи с приобретением воздушными судами национальной принадлежности Российской Федерации.

Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов осуществляются в зависимости от вида авиации (гражданская, государственная и экспериментальная), к которой принадлежит воздушное судно: гражданские и государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельств о государственной регистрации (пункт 1 статьи 33 ВК РФ), а экспериментальные воздушные суда – государственному учету (пункт 3 статьи 33 ВК РФ) с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Полномочия по государственной регистрации и государственному учету воздушных судов делегированы соответствующим уполномоченным органам (пункт 7 статьи 33), определение понятия которых содержится в статье 6 ВК РФ.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 ВК РФ учитывается специфика полетов в гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Этими пунктами устанавливается, что порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами, которые должны утверждаться Минтрансом России, а порядок допуска государственных и экспериментальных воздушных судов - Минобороны России и Минпромторгом России соответственно.

Приказом Росавиакосмоса от 22.12.1999г. № 145 утверждены «Федеральные авиационные правила государственного учёта и оформления удостоверений о годности к полётам экспериментальных воздушных судов». Воздушные суда 3-го Лица в соответствии с указанными ФАП имеют удостоверения установленного образца.

Каждое зарегистрированное (учтенное) воздушное судно имеет документы, свидетельствующие о его годности (допуске) к полетам — сертификат летной годности, который указывает на то, что воздушное судно соответствует требованиям. Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям норм летной годности.

В соответствии со статьей 66 ВК РФ, к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию. Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами. Порядок допуска к полетам государственных воздушных судов и экспериментальных воздушных судов устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности. 3-е Лицо относится к категории субъектов экспериментальной авиации и предоставление свидетельства о государственной регистрации гражданского ВС и сертификат летной годности гражданского ВС им невозможно в силу действующего законодательства.

Таким образом, исполняя требования Заказчика (пунктов 4, 9, 10 пункта 6 раздела 1 «Информационной карты документации о закупке») о подтверждении в наличии исправного воздушного судна, 3-м Лицом предоставлены следующие документы:

- Копия Удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна № 26/13- 506 (страница 39 заявки);

- Копия Свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна № 61 (страница 41 заявки);

- Копия Удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна № 26/13 - 26 (страница 39 заявки);

Также в подтверждение соответствия требованиям Закупочной документации в составе заявки ООО «ЛИАЦ» было представлено:

- Копия Разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.02.2015 года № 18-1038 на предоставление на договорной основе услуг по поисково-спасательному обеспечению полетов в части дежурства экипажей и воздушных судов (страница 31 заявки);

- Копия приложения к разрешению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.02.2015 года № 18-1038 (страница 32 заявки);

- Перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения на борту ПСВС самолёта Ан-26 (страница 33 заявки);

- Перечень специального оборудования, установленного на борту ПСВС самолёта Ан-26 (страница 34 заявки);

- Копия приказа от 16.11.2016 года исх. № 23 о допуске лётного состава к дежурству по ПСО в ЕС АКПС (страница 35 заявки);

Следовательно, при рассмотрении Комиссией по размещению заказа (по закупке) филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» заявки ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» было правомерно принято решение, что заявка соответствует требованиям, установленным в закупочной документации.

Воздушные суда Ан-26, которые 3-е лицо предлагает в качестве воздушных судов для оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению, не относятся к воздушным судам гражданской авиации и имеют возможность исполнить требования Технического задания Ответчика в полном объеме. Самолёт Ан-26 регистрационный № 26639 имеет литер ЛЛ и изначально был изготовлен для эксплуатации в экспериментальной авиации, оборудован полным комплексом средств для десантирования парашютным способом грузов и спасателей-парашютистов с открыванием рампы–грузолюка в воздухе. Предоставленное Истцом письмо ДП «Антонов», касается исключительно воздушных судов гражданской авиации, для которых и установлены ограничения в части открытия рампы грузолюка в воздухе, а разрешения на ряд воздушных судов, выданы на дооборудованные воздушные суда Ан-26 эксплуатируемые только в гражданской авиации. Для воздушных судов Ан-26 эксплуатируемых в государственной и экспериментальной авиации таких разрешений не требуется, поскольку Ан-26 является транспортно-десантным воздушным судном.

В своем отзыве 3-е Лицо указывает, что их воздушные суда оборудованы системами предупреждения опасного сближения с землей (Ground Proximity Warning System), сокращенная аббревиатура GPWS, что и было подтверждено в заявке поданной на участие в закупке. GPWS – не наименование конкретной модели, а аббревиатура первого поколения систем предупреждения о близости земли, которое применялось еще в 70-е годы прошлого века и в таком виде изложена в Техническом задании. Подтверждая соответствие воздушных судов требованиям Технического задания, 3-е Лицо заверило Заказчика о наличии на бортах ВС системы предупреждения опасного сближения с землёй. В настоящее время многие воздушные суда оборудуются гораздо более совершенными системами (TAWS) в том числе и на воздушных судах З-го Лица в дополнение к штатной системе ССОС (аналог зарубежных систем GPWS), устанавливавшейся в соответствии с Информационным письмом Росавиации от 27.04.2010 г. № 03.10-29, уже много лет применяется аппаратура ПНС-А. Справка, предоставленная 3-м Лицом, об особенностях систем предупреждения о столкновении с землёй, судом изучена и приобщена к материалам дела..

Доводы Истца о том, что воздушные суда экспериментальной авиации не оборудуются системами GPWS суд считает необоснованными.

Таким образом, нельзя согласиться с доводами Истца о том, что Заказчик необоснованно допустил к участию в закупке ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр». Необоснованное отстранение ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» от участия от закупки по причине не предоставления:

- Свидетельства о государственной регистрации гражданского ВС на ПСВС, выставляемого на дежурство ПСО;

- Сертификат летной годности гражданского ВС на ПСВС, выставляемого на дежурство ПСО;

явилось бы основанием для квалификации действий Ответчика, как ограничения Участника в допуске к участию в закупке путем – ограничения конкуренции.

Правомерность действий Ответчика так же подтверждается и позицией Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России, которая рассматривала жалобу ООО «Лукиавиатранс» на действия закупочной комиссии организатора торгов филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» при проведении запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей в Северо-Западной зоне авиационно-космического поиска и спасания с базированием ПСВС Ан-26 (Ан-30) на аэродроме «Мурманск» для нужд филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (извещение №31604307258), и не усмотрела в действиях закупочной комиссии Ответчика нарушений порядка проведения процедуры Закупки, нарушений норм Закона 223-ФЗ (Решение Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по жалобе № Т02-705/16 от 14.12.2016 года).

После выбора победителя, Ответчиком вся документация, содержащаяся в заявке ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» была направлена в Северо-Западное межрегиональное территориальное управлении Росавиации где прошла экспертную оценку на предмет соответствия организации экспериментальной авиации ООО «Лётно-исследовательский аэрогеофизический центр» требованиям в ГА по организации поиска и спасания, а также определения возможностей данной организации исполнять государственные услуги по договору. Северо-Западное МТУ Росавиации является уполномоченным органом в ГА по организации поисково-спасательного обеспечения в Северо-Западном регионе. Протоколом № 01 от 12.12.2016 года Северо-Западное МТУ Росавиации дало положительную оценку документации, представленной на закупку.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении требований ООО «Лукиавиатранс» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Кузнецов М.В.