Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 февраля 2022 года Дело № А56-86390/2021
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Орловой Е. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мясниковой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заявитель: закрытое акционерное общество "Тепломагистраль"
(адрес: Россия 191186, г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Малая Конюшенная 14/лит А/пом.15Н , ОГРН: 7855026944 );
заинтересованные лица: 1. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга,
(адрес: 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, 14/52, литера А, ОГРН: <***>)
2. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению,
(адрес: 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, кабинет 6074, ОГРН: <***>)
третье лицо: Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по дов. от 16.08.2017 г. №50,
от заинтересованных лиц: не явились, извещены,
от третьего лица: представитель ФИО2 по дов. от 25.05.2021 г. №307,
установил:
Истец – закрытое акционерное общество «Тепломагистраль», обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику – Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, о признании недействительным решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, указанное в письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 и восстановлении нарушенного права ЗАО «Тепломагистраль» путем принятия Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на рассмотрение и утверждение Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы в установленном действующим законодательством порядке, и 6.000 руб. возмещения расходов по оплате госпошлины.
Определением суда от 02.11.2021 г. судом приняты к рассмотрению уточненные требования истца согласно которым последний просил признать недействительным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, указанное в письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1, обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению согласовать Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» для ее последующего утверждения Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль», и привлечены в качестве второго ответчика Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования: истец просил признать недействительным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, указанное, в письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1; обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и согласовать Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль»; обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль». Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Надлежащим образом извещенные по всем представленным в арбитражный суд адресам ответчики, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствии по имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Решением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, оформленным письмом от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 Обществу повторно возвращен проект Инвестиционной программы с указанием на нарушения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 "О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" (далее -Правила).
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется Правилами.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - это программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается.
Пунктом 2 Правил № 410 установлено, что утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (пункт 6 названных выше Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 410 инвестиционная программа разрабатывается по примерной форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений пункта 8 Правил № 410 инвестиционная программа включает в себя: а) паспорт инвестиционной программы; б) перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.
Форма инвестиционной программы утверждена Приказом Минстроя России от 13.08.2014 N 459/пр "Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению".
В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 -19 названных Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки (пункт 22 Правил N 410).
Из письма Комитета от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 следует, что 01.06.2021 Обществом в Комитет во второй раз представлен проект Инвестиционной программы, который не соответствовал Правилам, а именно:
Строительство объекта «Сеть теплоснабжения от Северо-Западной ТЭЦ» по состоянию на сегодня завершено. В этой связи включение в Проект ИП мероприятий по строительству завершенного строительством Объекта (тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции) является необоснованным.
Проектом ИП предусмотрены мероприятия, реализация которых запланирована в период 2026-2028 гг.
Учитывая отсутствие установленных показателей энергетической эффективности на 2026-2028 годы и в этой связи невозможность принятия Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на основании пункта 26 Правил решения о достижении либо недостижении значений показателей энергетической эффективности в результате реализации Проекта ИП, из Проекта ИП необходимо исключить мероприятия со сроком начала реализации с 2026 года.
Принимая во внимание необходимость корректировки перечня
мероприятий Проекта ИП с учетом информации, указанной в пунктах 1 и 2
решения Комитета по тарифам, определение Комитетом доступности
тарифов ЗАО «Тепломагистраль» по результатам реализации Проекта ИП не
представляется возможным.
Информация о документах (расчетах), подтверждающих непревышение расходов на реализацию мероприятий Проекта ИП над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенных по УСН, не представлена.
Информация о наличии предусмотренных в Проекте ИП мероприятий в действующей Схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга не подтверждена.
В своем заявлении Общество в качестве возражений указывает следующее по пунктам решения Комитета по тарифам:
Тепловая сеть, принадлежащая заявителю на праве собственности, была построена в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» (правопредшественник АО «Интер РАО - Электрогенерация») и ОАО «Банк внешней торговли» (Банк ВТБ (ПАО)) в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004. Соглашение является действующим. Обязательства сторон Соглашения не прекращены.
Пунктом 2.1.3.2. дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению о сотрудничестве, заключенному между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Банк внешней торговли», установлено следующее:
«На время окупаемости Проекта цена поставки тепловой энергии ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» формируется как разница между себестоимостью производства тепловой энергии котельными ГУЛ «ТЭК СПб» по Приморскому району Санкт-Петербурга (280 руб./Гкал в ценах 2004 г.), тарифом на услуги по передаче тепловой энергии по сети ЗАО «Тепломагистраль» включая возврат инвестированных в Проект средств, и процентов за пользование кредитом и расходами ГУЛ «ТЭК СПб», связанными с приемом тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ (30 руб./Гкал) и составляет не менее 101,91 руб./Гкал в ценах 2004 г.»
Финансирование строительства тепломагистрали в 2005-2006 годах осуществлялось за счет кредитных средств Банка ВТБ (ПАО).
Всего по кредитным соглашениям заявителем было получено 2,97 млрд. руб.
До 2019 года Комитет по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно включал в состав необходимой валовой выручки и тариф расходы на выплаты Банку, считая их экономически обоснованными, прошедшими ежегодную экспертизу и руководствуясь Соглашением о сотрудничестве в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004.
На текущий момент заявителем с 2007 года направлено Банку на погашение задолженности по основному долгу, уплате процентов и неустоек 5,18 млрд. руб.
В настоящее время общая сумма подтвержденной решениями судов задолженности заявителя по кредитным соглашениям с Банком ВТБ (ПАО) составляет 2,9 млрд. руб.
Заявитель ссылается на выводы Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-158720/2019 с участием Заявителя и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, согласно которым в отсутствие надлежащим образом утвержденной инвестиционной программы, расходы на обслуживание заемных средств по договорам займа на финансирование работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов в рамках реализации долгосрочной целевой программы не подлежат учету в составе НВВ регулируемой организации. Следовательно, ввод Объекта в эксплуатацию не означает окончание реализации мероприятий по инвестиционной программе. Окончанием реализации мероприятия по строительству Объекта можно считать полный возврат заемных средств с уплатой процентов.
Мероприятия инвестиционной программы связаны с новым
строительством и повышением надежности. Отношение величины
технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальным
характеристикам тепловой сети останется прежним - 0,86 Гкал/кв.м., как в
распоряжении на 2021-2025 гг.
Определение Комитетом доступности тарифов ЗАО
«Тепломагистраль» по результатам реализации Проекта ИП является
обязанностью Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Заявителем в полном
объеме предоставлены в Комитет все необходимые данные и обоснования к ним.
На момент окончания строительно-монтажных работ на Объекте (в
начале 2007 года) укрупненные сметные нормативы (УСН) отсутствовали.
Заявителем были представлены в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга Сводная ведомость объемов работ, Сводный сметный расчет стоимости строительства с локальными и объектными сметными расчетами (выполнен ФГУП «СПбАЭП») и Заключение Главгосэкспертизы России №40-ЭК.
Определение объемов средств необходимых на реализацию отдельных мероприятий на объектах основных средств с использованием УСН для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства не представляется возможным, т.к. они не разрабатываются по отдельным видам работ.
Мероприятия в Схему теплоснабжения направлены в Комитет по
энергетике и инженерному обеспечению письмом от 26.02.2021 № 53, но
проигнорированы.
Письмом от 27.05.2021 № 140 направлены замечания и предложения к проекту актуализированной Схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга на 2022 год, которые также оставлены без внимания.
Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления (пункт 5 части 2 статьи 5 Закона № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757 утверждено Положение о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, в соответствии с которым Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере обеспечения функционирования и развития систем водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и наружного освещения Санкт- Петербурга и объектов инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт- Петербурга в данной сфере.
Согласно пункту 21 Правил N 410 в случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 - 19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 утверждено Положение о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов, цен, розничных цен, размера платы за услуги, предельных размеров оптовых надбавок и розничных надбавок, подлежащих государственному регулированию и регулирование которых отнесено к компетенции Комитета (пункт 1.1 и 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 3.8-22. Положения Комитет по тарифам Санкт-Петербурга осуществляет, в том числе утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных Комитетом плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
С учётом изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемое решение об отказе в рассмотрении инвестиционной программы общества вынесено Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему полномочий. Заявителем данное полномочие Комитета по тарифам Санкт-Петербурга не оспаривается.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы сторон и представленные ими доказательства в материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Общество осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.
Арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Инвестиционный проект - ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых либо на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества (в том числе на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества на основании концессионного соглашения или договора аренды) и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду (пп. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).
Инвестиционные проекты характеризуются высокой стоимостью и длительным жизненным циклом, не ограничиваясь окончанием строительства объектов, но и возвратом заемных средств в случае их привлечения.
Законом № 69-ФЗ предусмотрено несколько стадий инвестиционного проекта, в том числе предынвестиционная, инвестиционная и стадия эксплуатации (эксплуатационная стадия).
Под эксплуатационной стадией понимается стадия реализации инвестиционного проекта, связанная с использованием введенных в эксплуатацию объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) созданных результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду (п. 13.1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ).
Реализуемый заявителем проект строительства и эксплуатации тепловой магистральной сети от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции не является завершенным.
Возврат заемных средств Банку ВТБ (ПАО) произведен не в полном объеме и согласно проекту инвестиционной программы может быть осуществлен в 2022-2023 годах.
Правила № 410 содержат перечень оснований для возврата проекта инвестиционной программы на доработку и для отказа в ее согласовании и утверждении.
Пунктом 22 Правил № 410 определено, что в случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8-19 Правил № 410, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7-и дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.
Основания для отказа в утверждении проекта ИП содержатся в пункте 30 Правил №410:
а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);
б)превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной
программы над расходами на реализацию указанных мероприятий,
определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов
непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры,
утвержденными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-
коммунального хозяйства;
в)превышение суммы расходов на реализацию мероприятий,
включенных в соответствии с концессионным соглашением в утверждаемую
инвестиционную программу, и расходов на реализацию мероприятий,
включенных в соответствии с концессионным соглашением в
инвестиционную программу регулируемой организации, утвержденную
после вступления в силу концессионного соглашения и содержащую
включенные в концессионное соглашение мероприятия, за исключением мероприятий, финансируемых за счет платы за подключение
(технологическое присоединение), предельной суммы расходов на создание и
(или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и (или)
модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного
иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному
соглашению имущества новым более производительным, иное улучшение
характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые
предполагается осуществлять концессионером в соответствии с
концессионным соглашением.
Завершение строительно-монтажных работ не является отдельным основаниям для отказа в утверждении инвестиционной программы.
Правилами № 410 предусмотрен термин «новые тепловые сети», которому соответствует объект заявителя, не имеющий отношения к терминам «реконструкция или модернизация».
Следовательно, представленная Заявителем Инвестиционная программа не противоречит указанным положениям Правил № 410, отсутствуют основания для отказа в ее утверждении по причине «окончания строительно-монтажных работ на Объекте».
Нельзя согласиться с доводами Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по другим пунктам решения об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы.
Мероприятия, предлагаемые к реализации в инвестиционной программе, не повлияют на ранее утвержденные показатели энергетической эффективности, в связи с тем, что их выполнение связано исключительно с повышением надежности. Отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальным характеристикам тепловой сети останется прежним - 0,86 Гкал/кв.м., как указано в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2020 № 234-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2021-2025 годы» и не приведет к изменению величин технологических потерь при передаче тепловой энергии.
В столбцах 6-8 приложения 2 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2020 № 234-р указаны «Показатели энергосбережения и энергетической эффективности».
С учетом указанного определение Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга доступности тарифов заявителя по результатам реализации проекта инвестиционной программы представляется возможным.
Заявителем в полном объеме предоставлены в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга необходимые данные.
На момент окончания строительно-монтажных работ на Объекте (в начале 2007 года) укрупненные сметные нормативы (УСН) отсутствовали.
Заявителем были представлены в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга Сводная ведомость объемов работ, Сводный сметный расчет стоимости строительства с локальными и объектными сметными расчетами (выполнен ФГУП «СПбАЭП») и Заключение Главгосэкспертизы России №40-ЭК.
Определение объемов средств, необходимых на реализацию отдельных мероприятий на объектах основных средств с использованием УСН для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства не представляется возможным, т.к. они не разрабатываются по отдельным видам работ.
Заявителем направлены в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению мероприятия в Схему теплоснабжения письмом от 26.02.2021 № 53, а письмом от 27.05.2021 № 140 направлены замечания и предложения к проекту актуализированной Схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга на 2022 год.
Регулирование тарифов осуществляется на основании:
1)Закона о теплоснабжении (гл. 3);
2)Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О
ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в частности,
утверждены:
- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования);
- Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Согласно пункту 49 Основ ценообразования, расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
Суд соглашается с доводами заявителя относительно того, что отказ Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от рассмотрения и утверждения Инвестиционной программы не позволяет учесть в полном объеме размер расходов, связанных с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, противоречит пунктам 32 и 49 Основ ценообразования, Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Банк внешней торговли» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004, нарушает закрепленный Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» принцип экономической обоснованности затрат Заявителя на передачу тепловой энергии.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, выраженное в письме от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1, является недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает, в том числе, на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд, в целях восстановления нарушенного права заявителя, считает необходимым обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению согласовать, а Комитет по тарифам Санкт-Петербурга утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы.
При обращении заявителя в арбитражный суд им уплачена государственная пошлина в размере 4.000 руб., из которых 1.000 руб. уплачена излишне. Государственная пошлина в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заинтересованные лица в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, указанное в письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1.
Обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в течение
одного месяца с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу
устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и
согласовать Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО
«Тепломагистраль».
Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в течение одного месяца с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль».
Взыскать с Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в пользу закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» 1.500 руб. расходов по госпошлине.
Взыскать с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в пользу закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» 1.500 руб. расходов по госпошлине.
Выдать закрытому акционерному обществу «Тепломагистраль» справку на возврат госпошлины в сумме 1.000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Орлова Е.А.