ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-86737/18 от 15.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 ноября 2018 года                                                           Дело № А56-86737/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:          судьи Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной Е.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель – Ленинградское областное государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости

Заинтересованные лица -  1) Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга;

2) Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом;

3) Прокуратура Санкт-Петербурга;

4) Комитет финансов Ленинградской области

Третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд»

об оспаривании представления № 03-03/2018-197 от 06.06.2018

при участии

от заявителя: Комарова А.М. по доверенности № 1649-К от 09.08.2018

от заинтересованных лиц 1) и 3): Батуринская Ю.А. по удостоверению ТО № 263281;

от заинтересованного лица 2): Агапова А.В. по доверенности № 258 от 03.10.2018;

от заинтересованного лица 4): Новикова Т.А. по доверенности № 17-02/1027 от 28.12.2017

от третьего лица: Шогин А.В. по удостоверению ОП № 201761.

установил:

Ленинградское областное государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости (далее – ГУП «Леноблинвентаризация», Предприятие) обратилось  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления прокуратуры Центрального района города Санкт-Петербурга (далее – Прокуратура района) № 03-03/2018-197 от 06.06.2018.

В судебном заседании представитель ГУП «Леноблинвентаризация» требования поддержал, ссылаясь на недействительность оспариваемого представления.

Представитель Прокуратуры района и Прокуратуры Санкт-Петербурга просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность  представления.

Представители иных заинтересованных лиц поддерживают требования заявителя.

Представитель третьего лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 13.09.2017 Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд» (далее –  Учреждение), сославшись на пункт «м» статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ  «О Федеральной службе безопасности» (далее – Закон № 40-ФЗ),  направило в адрес Предприятия запросы о представлении на безвозмездной основе информации о наличии (отсутствии) жилых помещений на территории Ленинградской области, зарегистрированных на праве собственности до 31.01.1998 за военнослужащими Учреждения Могилиной (Фоминой) О.В. (исх. № 145/1-3366) и Гребенниковым С.В. (исх. № 145/1-3367).

В ответ на данные запросы Предприятие письмом от 20.09.2017 №1514-01-в сообщило следующее: ГУП «Леноблинвентаризация» не располагает сведениями о собственниках и о документах, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или наличие в собственности граждан объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области, поскольку действующим законодательством ведение единого реестра прав граждан и организаций на недвижимое имущество, а также предоставление соответствующих сведений заинтересованным лицам отнесено к полномочиям Росреестра. Также Предприятие сообщило, что не является организацией, предоставляющей государственные услуги, ввиду чего не относится к субъектам межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении таких услуг. Вместе с тем, ГУП «Леноблинвентаризация» осуществляет хранение архивных документов, из которых предоставляется возможным получить интересующие Вас сведения по состоянию на 1996 год на территории Ленинградской области. Указанные архивные сведения могут быть получены Вами или непосредственно заинтересованными лицами в порядке оказания Предприятием услуги в соответствии со ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости», при условии оплаты такой услуги согласно утвержденным для предприятия тарифам.       

30.10.2017 Учреждение повторно направило в адрес Предприятия запросы о предоставлении сведений (исх. №145/1-4020 и № 145/1-4021), в которых имеются обоснования, что запрашиваемая информация связана с осуществлением жилищной комиссией в органах Федеральной службы безопасности своих обязанностей в рамках организации работы по признанию военнослужащих (граждан) и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,  сославшись при этом на положения статьи 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.11.2011 № 590 (далее - Приказ № 590).

Ответом от 21.11.2017 Предприятие повторно отказало в предоставлении Учреждению запрашиваемых сведений на безвозмездной основе.

Не согласившись с отказами Предприятия предоставить информацию по запросам, Учреждение 24.11.2017 обратилось в Прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга с заявлением (письмо № 145/1-4371) о проведении проверки в отношении Предприятия.

20.04.2018 Учреждение повторно обратилось в Прокуратуру района с письмом           № 145/1-1433 для проведения проверки в отношении Предприятия.

Прокуратурой района на основании данного обращения проведена проверка соблюдения ГУП «Леноблинвентаризация» действующего законодательства по вопросу предоставления информации по запросу Учреждения - авиационного подразделения ФСБ России о наличии жилых помещений у военнослужащих.

В ходе проверки доводы Учреждения о неправомерности отказа в предоставлении на безвозмездной основе запрашиваемой информации подтверждены.

Прокуратурой района внесено представление от 06.06.2018 №03-03/2018-197 об устранении Предприятием в лице его генерального директора нарушений жилищного законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть представление, в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также недопущению подобных фактов впредь, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру.

Предприятие, не согласившись с представлением об устранении нарушений, оспорило его в судебном порядке.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее - Закон № 40-ФЗ) установлено, что Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

К органам федеральной службы безопасности относятся, в том числе, авиационные подразделения (статья 2 Закона №40-ФЗ).

Также согласно пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 (далее – Положение № 960),  Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой входят территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.  

В соответствии с пунктом 1 главы 1 Устава Учреждения, утвержденного приказом ФСБ России от 18.11.2014 № 654 (далее – Устав), Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд» является авиационным подразделением ФСБ России.

Статьей 4 Закона №40-ФЗ определено, что правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно статье 15 Закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

В соответствии с пунктом «м» статьи 13 Закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

Предприятие в своем заявлении ссылается на положения пункта 2.7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Далее – Закон № 221-ФЗ), в соответствии с которым порядок предоставления копий указанных в части 2.1 указанной статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В обоснование правовой позиции, Предприятие подчеркивает коммерческую направленность своей деятельности и полагает вероятным наступление негативных последствий для своей финансово-хозяйственной деятельности, в случае представления информации на безвозмездной основе по подобным запросам, с учетом отсутствия у Предприятия иного источника финансирования, кроме как платы за предоставление документации. А также указывает на вероятность нарушения Предприятием пункта 2.7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ, предписывающего взимание платы за предоставление информации.

Доводы о невозможности представления запрашиваемой информации во избежание нарушения Предприятием положений Закона № 221-ФЗ в части оказания услуг на возмездной основе, суд считает несостоятельными.

В письме Казначейства России от 23 июня 2005 г. N 42-7.1-04/9.2-165 «По вопросу разъяснения правомерности предоставления различных сведений правоохранительным органам» указано, что сведения правоохранительным органам могут предоставляться в предусмотренных законом случаях, в частности на основании пункта «м» статьи 13 Закона № 40-ФЗ.

Таким образом, Казначейство фактически разъяснило и санкционировало предоставление  органам федеральной службы безопасности на безвозмездной основе информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

Основным мотивом отказа Предприятия в предоставлении запрашиваемых сведений является несоответствие цели запроса информации основным направлениям деятельности органов ФСБ России.

В статье 8 Закона  40-ФЗ установлены основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. К ним относится: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Отдельным абзацем в названной статье указано, что иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1  статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Исходя из данной нормы на органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, возложена обязанность по обеспечению военнослужащих жильем.

Порядок признания нуждающимися  в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно установлен постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Приказом ФСБ России от 24.10.2011  № 590 утверждены Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее – Правила №590).

Настоящие Правила определяют порядок организации в органах федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности (далее - военнослужащие), граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) (далее - граждане), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, военнослужащим подается соответствующее заявление с приложением документов, перечисленных в данном пункте. В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

Таким образом, Учреждение в пределах своих полномочий обеспечивает условия для предоставления военнослужащим жилых помещений, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 3.1 Правил военнослужащие и члены их семей вправе (но не обязаны) по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию:

а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет;

б) справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности (со всех мест регистрации по месту жительства, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);

в) иные документы, по мнению военнослужащих и членов их семей, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Таким образом, учитывая, что сведения о наличии (отсутствии) у граждан жилых помещений на праве собственности, являются необходимым условием для принятия решения о постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, органы ФСБ в рамках осуществления функций по принятию на жилищный учет военнослужащих и их семей, не только вправе, но и обязаны обращаться за получением таких сведений в органы и организации, располагающими запрашиваемой информацией, при этом сведения должны предоставляться на безвозмездной основе.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона  вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 закона №2202-1).

Таким образом, представление Прокуратуры от 06.06.2018 № 03-03/2018-197 суд считает правомерным и обоснованным. Нарушений прав и законных интересов Предприятия оспариваемым представлением суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                 Соколова Н.Г.