ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-87033/2022 от 20.09.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 октября 2022 года                                                                    Дело № А56-87033/2022

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Селезневой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания -  помощник ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель - УМВД РОССИИ ПО КАЛИНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

К заинтересованному лицу/ответчик - ФИО2 (дата рождения – 22.07.1993, место рождения – Беларусь, гражданин Беларуси, вид на жительство 82 № 1615628)

О привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ (протокол АП № 0012406 от 19.08.2022)

При участии:

Заявитель – не явился, извещен (получил 1-й суд.акт);

Заинтересованное лицо -  не явился, считается извещенным

установил:

УМВД РОССИИ ПО КАЛИНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (далее – заявитель, Управление, УМВД, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО2 (должностное лицо/работник ООО "Посейдон"; далее – заинтересованное лицо, должностное лицо, работник) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

После проведения предварительного заседания суд открыл заседание в первой инстанции

Судебное разбирательство проведено в порядке ст.156 АПК РФ.

Суд исследовал материалы дела по ст.ст. 65,70,71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, по утверждению административного органа, 09.07.2022 выявлено, что ФИО2, являясь должностным лицом ООО «ПОСЕЙДОН» (далее – Общество) - администратором кафе-бара «Милки Вей lounge bar»,  в момещении принадлежащем Обществу на правах аренды и находящемся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Верности, д.9 (далее - Объект), допустила оборот (хранение) спиртосодержащей продукции (водка, вино и т.д.) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в нарушение Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Результаты проверочных мероприятий отражены протоколом осмотра места происшествия от 09.07.2022, на основании которого обнаруженная на Объекте алкогольная продукция  изъята.

19.08.2022 в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью  2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями (ст. 23.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы проверки  с соответствующим заявлением направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Положениями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно подпункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Подпунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии определенных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

В силу ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Управлением представлен трудовой договор от 01.07.2022 № 5/2022, а также должностная инструкция администратора кафе-бара «Милки Вей lounge bar».

Ни в договоре, ни в должностной инструкции не указано, что в непосредственные  должностные обязанности администратора кафе-бара входит закупка алкогольной продукции.

В объяснениях данного должностного лица от 19.08.2022 указано, что этот работник занимался закупкой алкогольной продукции.

Вместе с тем указанные объяснения нельзя считать достаточными доказательствами совершения работником вменяемого нарушения, поскольку не доказано, что эти действия им осуществлены во исполнение распоряжения «непосредственного начальника и вышестоящего руководства» (п.2.14 должностной инструкции, п.2.1.6 трудового договора 5/2022 от 01.07.2022).

По мнению суда, Управлением не представлены в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие наличие события вменяемого правонарушения, поскольку отсутствуют доказательства, что на работника была возложена обязанность по закупке алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления о привлечении должностного лица Общества к административной ответственности следует отказать.

Поскольку изъятая по протоколу от 09.07.2022 алкогольная продукция находится в незаконном обороте, исходя из положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пункта 1 части 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, суд считает, что алкогольная продукция возврату не подлежит, а подлежит уничтожению в соответствии с Законом № 171-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в пунктах 1-3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018).

При подаче заявления госпошлина не уплачивалась.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.в удовлетворении заявления – отказать.

2.алкогольную продукцию, поименованную и изъятую согласно протоколу осмотра места происшествия от 09.07.2022 - уничтожить.

3.Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Селезнёва О.А.