Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 декабря 2020 года Дело № А56-87089/2020
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кудрявцевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель – Прокуратура Ленинградской области,
заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области,
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по удостоверению ТО № 270929,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
установил:
Прокуратура Ленинградской области (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и обязании Администрации разработать и утвердить соответствующий Регламент.
В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказался от требования обязать Администрацию разработать и утвердить правовой акт. Требования в остальной части заявления поддержаны с учетом уточнения периода незаконного бездействия Администрации.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, отказаться от исковых требований полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд не усматривает оснований для непринятия отказа от части заявленных требований. Отказ принят судом.
Рассмотрев заявление в части признании незаконным бездействия Администрации в период с 01.08.2011 по 23.09.2020, заслушав доводы заявителя, суд установил следующее.
Прокуратурой по результатам надзорных мероприятий выявлены факты нарушения Администрацией требований Закона № 131-ФЗ, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.
В этой связи Прокуратура обратилась в суд с требованиями (заявление от 23.09.2020) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного статьей 16 Закона № 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 10 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона № 381-ФЗ муниципальный контроль в области торговой деятельности проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются нормами, установленными Законом № 381-ФЗ.
Целью регулирования отношений в сфере торговой деятельности является, в том числе, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Государственное регулирование в области торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (статья 4 Закона № 381-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (подпункты 1, 2 части 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с Уставом муниципального образования Шугозерское сельское поседение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов Шугозерского сельского поселения от 19.11.2005 № 21 (в редакции от 27.02.2015 № 10-35) Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования к полномочиям которого, согласно пункту 39 части 1 статьи 33 Устава, относится осуществление муниципального контроля, установление организационной структуры контрольных органов, полномочий, функций и порядка их деятельности.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального контроля, в том числе, в области торговой деятельности, соответственно, с целью организации такого контроля органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля в указанной сфере.
Вместе с тем, проверкой установлено, что указанные требования федерального законодательства Администрацией не исполняются. Администрацией не разработан и не принят административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, уполномоченный орган не определен.
Отсутствие указанного правового акта создает неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Как установлено судом, Администрацией, после обращения Прокуратуры в суд с заявлением от 23.09.2020, приняты меры по разработке административного регламента и 26.10.2020 вынесено постановление № 10-137-а «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области». Регламент опубликован в установленном порядке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о бездействии Администрации, выразившемся в непринятии мер по разработке и утверждению Административного регламента вплоть до обращения Прокуратуры в суд.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии по состоянию на 23.09.2020 мер по разработке и утверждению Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.