ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8715/20 от 01.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 июня 2020 года                                                              Дело № А56-8715/2020

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляев С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

акционерного общества «Нэксайн» (ИНН <***>)

к 1) Государственному учреждению – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации, Филиал № 30, 2) Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга

о признании незаконными и отмене решения от 26.12.2019 №109 о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством; решения от 26.12.2019 № 1290 о привлечении плательщика за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах; решения от 27.12.2019 № 08800119РВ0000092 о привлечении плательщика за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах;

при участии

от заявителя  - не явился, извещен,

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 20.12.2019, ФИО2 по доверенности от 09.01.2020,

установил:

акционерное общество «Нэксайн» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании о признании незаконным решения Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Учреждение, Фонд, Филиал №30) от 26.12.2019 №109 о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством; о признании незаконным решения Фонда от 26.12.2019 № 1290 о привлечении плательщика за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах; о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление) от 27.12.2019 № 08800119РВ0000092 о привлечении плательщика за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.

Представители заинтересованного лица против удовлетворения требований возражали, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Учреждения в отношении Общества была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 21.12.2016.

По результатам проверки Учреждением 02.12.2019 составлен Акт №1294с/с, согласно которому выявлены нарушения части 26 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н (далее – Приказ №1012н), а именно, единовременное пособие при рождении ребенка выплачено в сумме, превышающей размер пособия, установленного действующим законодательством.

Также, Учреждением 02.12.2019 составлен Акт №1294с/в, согласно которому выявлены нарушения части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ), а именно, страхователем не уплачены взносы по непринятым к зачету расходам по акту проверки от 02.12.2019 №1294с/с.

По итогам проверки Учреждением вынесены:

-  решение от 26.12.2019 №109 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предложении произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 3 827, 43 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 и предложении доплатить страховые взносы в размере не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов в сумме 3 827, 43 руб.

- решение от 26.12.2019 №1290с/в о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения; о привлечении к ответственности за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов,  их неуплату по ч.1 ст. 46, ч. 2, ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 47, ст. 48 Закона № 212-ФЗ и об обязании уплатить недоимку на обязательное социальное страхование в размере 76, 56 руб.

Обществом направлены возражения по актам проверки, которые не были учтены Филиалом №30 (Протокол разногласий от 26.12.2019 №11).

Управлением 04.12.2019 была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, по результатам проверки был составлен акты выездной проверки №088000119АВ0000108, которым установлено, что Обществом занижена база для начисления страховых взносов: не приняты к зачету единовременное пособие на рождение детей сотрудников, начислены и выплачены суточные за один календарный день командировки по авансовым платежам.

По результатам проверки было принято решение от 27.12.2019 № 08800119РВ0000092 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, начислении пеней в размере 61, 17 руб., об уплате недоимки в размере 371, 09 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решениями, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отношения, связанные с порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.11.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются данный Законом и Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ).

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с части 2 статьи 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В Трудовом договоре №ТД_001479 от 05.05.2014, заключенном с ФИО3, в качестве места работы указан филиал Заявителя в г. Владивосток.

В Трудовом договоре №ТД_001815 от 25.01.2016, заключенном с ФИО4, в качестве места работы указан филиал Заявителя в г. Владивосток.

В Трудовом договоре №С0948 от 29.09.2008, заключенном с ФИО5, в качестве места работы указан филиал Заявителя в г. Новосибирск.

Ввиду нахождения филиалов в местности с особыми климатическими условиями оплата труда работников, занятых на работах в данных местностях, в соответствии с ч. 2 ст. 146, 148 ТК РФ производится в повышенном размере, а именно - с учетом районного коэффициента.

В соответствии со статьей 5 Закона №81-ФЗ, пункта 79 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 №1012н, Заявитель при назначении и выплате единовременных пособий при рождении ребенка сотрудникам, местом работы которых в соответствии с трудовым договором являются районы, где установлены районные коэффициенты, определяет размер этих пособий с учетом районных коэффициентов.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 №534 «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области» (далее по тексту – Постановление № 534) на территории Новосибирской области с учетом ее природно-климатических условий с 01.01.1996 применяется районный коэффициент к заработной плате 1,2. Фонд при проведении камеральной проверки руководствовался указанным Постановлением № 534 и указывал, что применению подлежит коэффициент 1,2.

Однако Фондом не учтено следующее: в соответствии с абз. 2 п. 17 указанного Постановления №534 Администрации Новосибирской области на период стабилизации социально-экономической ситуации в области предоставлено право увеличивать в отдельных административных образованиях выплаты по районному коэффициенту на 50 процентов с учетом уровня жизни населения. Постановлением Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 №474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области» в соответствии с предоставленным ей вышеназванным Постановлением №534 правом с 01.01.1996 установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25 на всей территории области. Указанный акт является действующим, не отмененным и не оспоренным в надлежащем порядке. Следовательно, на территории Новосибирской области в установленном законодательством порядке применяется районный коэффициент в размере 1,25.

Размер данного коэффициента, используемого для расчета заработной платы и пособий, указан в п. 5.2 Трудового договора №С0948 от 29.09.2008.

Таким образом, Заявитель обоснованно полагает, что коэффициент 1,25 применен верно, порядок и условия назначения и выплаты государственного пособия не были нарушены.

В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министром СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» в Приморском крае установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,2. При этом в соответствии с п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполкомам Совета народных депутатов было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. На основании указанного Постановления Решением Приморского краевого Совета народных депутатов от 09.09.1991 № 263 «О районных коэффициентах» было предоставлено право предприятиям и организациям вводить минимальный размер районного коэффициента в размере 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Данный нормативный акт в установленном законодательством порядке не оспорен, в спорный период являлся действующим и его применение для исчисления социальных пособий является правомерным.

Размер данного коэффициента, используемого для расчета заработной платы и пособий, указан в п. 5.2 Трудового договора №ТД_001479 от 05.05.2014, в п. 5.1 Трудового договора №ТД_001815 от 25.01.2016.

Следовательно, на территории г. Владивосток в установленном законодательством порядке применяется районный коэффициент в размере 1,3.

Таким образом, Заявитель обоснованно полагает, что коэффициент 1,3 применен верно, порядок и условия назначения и выплаты государственного пособия не были нарушены.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что акт проверки от 02.12.2019 №1294с/с был составлен Фондом с нарушением законодательства. Решения от 26.12.2019 №109 и от 26.12.2019 №1290с/в, принятые Фондом по результатам рассмотрения актов №1290с/с и производного от него №1290с/в,  подлежат признанию недействительными.

Согласно статье 209 Налогового кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Статьей 41 Налогового кодекса установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно статье 166ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со статьей 167ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Статьей 168ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.

Вместе с тем в силу статей 167 и 168 ТК РФ работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

Как следует из материалов дела, вид компенсации и размер установлены в Приказе ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС» от 31.12.2015 № 93 «Об утверждении норм компенсации командировочных расходов», а именно: вид - «суточные при командировании в города в пределах территории РФ (руб. в сутки)», размер - 1000, при этом указано, что работнику, выехавшему в командировку в пределах территорий РФ и возвратившемуся в тот же день, суточные при командировании выплачиваются в размере 100% (ста процентов) от установленной суммы суточных.

 В акте №088000119АВ0000108 от 04.12.2019 Управлением установлено, что сотрудники (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9) находились в командировке один календарный день (в г. Москва), командированным работникам произведена компенсация («оплата суточных»), что Приказу ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС» от 31.12.2015 №93 «Об утверждении норм компенсации командировочных расходов».

С учетом указанных обстоятельств следует признать, что денежные средства, выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и не могут быть признаны доходом (экономической выгодой) налогоплательщика-работника, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, у Управления отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов. Следовательно, решение Управления от 27.12.2019 № 08800119РВ0000092 подлежит признанию недействительным.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с заинтересованных лиц.

Руководствуясь статями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал № 30 от 26.12.2019 №109.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал № 30 от 26.12.2019 №1290с/в.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 27.12.2019 № 08800119РВ0000092.

Взыскать с Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации в пользу акционерного общества «Нэксайн» 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества «Нэксайн» 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Гуляев С.Б.