ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8733/2010 от 19.05.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 мая 2010 года Дело № А56-8733/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 26 мая 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Соколовой Н.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Администрация Ненецкого автономного округа

заинтересованные лица: Государственный инспектор Российской Федерации по пожарному

надзору; Управление Государственного пожарного надзора Северо-Западного регионального

центра МЧС России

об оспаривании предписания административного органа

при участии

от заявителя – Зуева Г.Л., доверенность от 18.01.2010 № 01-29/106

от заинтересованных лиц – не явились, извещены

установил:

Администрация Ненецкого автономного округа (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 04.12.2009 №4/2/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление государственного пожарного надзора Северо-Западного регионального центра МЧС России (далее – Управление).

В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленные требования, считая, что оспариваемое предписание неправомерно возлагает на администрацию округа обязанности, исполнение которых не входит в компетенцию заявителя.

Заинтересованные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в суд не явились. Отзыв на заявление и документальное обоснование позиции Управлением не представлены; возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не заявлено.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя администрации, суд установил.

В августе 2009 года инспектором по пожарному надзору проведена проверка соблюдения исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа требований пожарной безопасности, результаты которой зафиксированы в акте проверки № 4 от 07.09.2009.

Спустя 3 месяца заявителю выдано предписание от 04.12.2009 № 4/2/1-6 по устранению выявленных в ходе мероприятий по надзору нарушений требований пожарной безопасности, а именно, в срок до 01.09.2010 предусмотреть бюджетом округа расходы на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; привести в соответствие с действующим законодательством Положение об обязательном обучении населения мерам пожарной безопасности на территории округа; разработать региональные целевые программы в области обеспечения пожарной безопасности; осуществлять социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, а также участия населения в борьбе с пожарами; утвердить перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств округа; законодательными, нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа установить вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.

Правомерность данного предписания оспорена администрацией в судебном порядке.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Указанные в оспариваемом предписании обязанности сформулированы в соответствии с установленными статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

С 01.01.2008 года эти полномочия на территории Ненецкого автономного округа осуществляются не администрацией округа, а органами государственной власти Архангельской области на основании подпунктов 5 и 31 пункта 2 статьи 26.3 и пункта 3 статьи 26.6. ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 указанной статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 данной статьи.

Оценка правового содержания полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что полномочия субъектов РФ в области пожарной безопасности урегулированы только в двух подпунктах, а именно, в подпунктах 5 и 31 названного пункта.

В подпункте 5 пункта 2 статьи 26.3 указанного закона отражено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а в подпункте 31 - полномочие по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

Анализ содержания возложенных на Администрацию округа в обжалуемом предписании обязанностей показывает, что все они могут быть сведены к этим двум полномочиям.

В пункте 3 статьи 26.6 Закона № 184-ФЗ закреплено, что в областях, в состав которых входят автономные округа, указанные полномочия осуществляются органами государственной власти области на всей территории области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти области и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти области.

Федеральный закон об отношениях между органами государственной власти округа и области до настоящего времени не принят. В 2009 году и на 2010 год договора между органами государственной власти округа и области о порядке реализации указанных полномочий на территории округа не заключалось. В связи с этим органы государственной власти Архангельской области должны осуществлять данные полномочия на всей территории области, включая территорию округа, а возложение их исполнения на органы государственной власти округа является незаконным.

Кроме того, понятие «деятельность по профилактике (предупреждению) пожаров» непосредственно входит в круг понятия «деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий», следовательно, мероприятия, реализация которых возложена обжалуемым предписанием на администрацию округа, должны в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 и пунктом 3 статьи 26.6 Федерального закона №184-ФЗ осуществляться на территории округа органами государственной власти Архангельской области.

Возлагаемые в обжалуемом предписании на администрацию округа обязанности, исполнение которых направлено на профилактику пожаров, с точки зрения федерального законодателя, правомерно включать и в содержание другого полномочия, реализацию которого на территории округа осуществляют органы власти Архангельской области, а именно - полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (подп. 31 п. 2 ст. 26.3 Закона №131-ФЗ).

Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625, определено, что под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Государственная противопожарная служба входит в специально создаваемый для осуществления задач в сфере пожарной безопасности институт пожарной охраны (ст. 4 ФЗ «О пожарной безопасности»). Пожарная охрана, согласно ст. 2 ФЗ «О пожарной безопасности», - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Реализация органами власти субъекта РФ полномочия, установленного подп. 31 п. 2 ст. 26.3 закона № 184-ФЗ, предполагает создание Государственной противопожарной службы субъекта РФ. Учитывая, что на территории округа данное полномочие осуществляется органами власти Архангельской области, то и планирование в бюджете расходов на содержание Государственной противопожарной службы, решение вопросов ее организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения должно осуществляться не администрацией Ненецкого автономного округа, а органами государственной власти Архангельской области.

На основании изложенного суд приходит к выводу о недействительности оспариваемого предписания.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным предписание государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 04.12.2009 № 4/2/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданное администрации Ненецкого автономного округа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Соколова Н.Г.