Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 декабря 2021 года Дело № А56-88007/2021
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Петровой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Жилищно-строительного кооператива «ЦДС - Мурино»
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным предписания от 06.08.2021 № 1116,
при участии
от заявителя - ФИО2, доверенность от 02.03.2021 № 227.
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 31.10.2021 № гжило-02-11022.
установил:
Жилищно-строительный кооператив «ЦДС - Мурино» (далее - Кооператив, ЖСК) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области(далее - Комитет) от 06.08.2021 № 1116.
Определением суда от 01.10.2021 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Суд в отсутствии возражений сторон завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы заявления, представитель Комитета возражал против его удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжениям от 23.07.2021 № 1116 проведена проверка на предмет исполнения Кооперативом ранее выданного предписания от 15.03.2021 № 203.
По результатам проверки, оформленной актом от 06.08.2021 № 116, установлено, что ранее выданное предписание № 203 не исполнено, а именно:
- не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции (копия, оригиналы для ознакомления);
- не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены ЖСК;
- не представлен реестр членов ЖСК;
- не представлен реестр вручения членам ЖСК уведомлений о проведении 27.10.2017 конференции (или документы, подтверждающие иной способ уведомления о проведении конференции);
- не представлен список членов ЖСК, присутствовавших на конференции;
- не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов ЖСК, присутствовавших на конференции;
- не представлен протокол общего собрания (конференции) членов ЖСК 27.10.2017 № 20/3,
- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции ЖСК;
- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка избрания делегатов конференции ЖСК.
Кооперативу выдано предписание от 06.08.2021 № 1116 о необходимости в срок до 05.11.2021 представления указанных выше документов.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ, положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1, Комитет имеет право в рамках осуществления полномочий по государственному региональному жилищному надзору осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении и оформлении результатов общего собрания (конференции) членов жилищно-строительных кооперативов.
Указанная проверка проводится в виде документарной путем исследования протокола общего собрания с обязательными приложениями.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах на общие собрания членов (конференций) ЖСК, пунктом 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр и действовавших до 04.03.2019, пунктом 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Согласно пункту 1.1 Устава заявителя Кооператив создан как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Уставом ЖСК предусмотрено формирование конференции ЖСК, являющейся высшим органом управления ЖСК (части 1, 2 статьи 116 ЖК РФ). Таким образом, конференция ЖСК является высшим органом управления ЖСК.
Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со статьей 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов Правления ЖСК и др.
При таких обстоятельствах, конференция ЖСК принимаемыми решениями оказывает колоссальное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы как членов ЖСК, так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
Общее собрание членов Кооператива на любом из своих заседаний, созываемых до того момента когда количество членов кооператива превысит число пятьдесят, вправе избрать делегатов Конференции. Делегаты Конференции ЖСК избираются из числа членов Кооператива по представлению председателя правления (пункт 7.15 Устава).
Согласно пункту 2 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, действовавшего до 04.03.2019, правление жилищно-строительного кооператива обязано направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения правлением жилищно-строительного кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.
С 11.01.2018 направлению в Комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.
Вместе с тем указанные в предписании документы в Комитет представлены не были.
Довод Кооператива о неисполнимости предписания Комитета в виде того, что истребуемые документы не сохранились, подлежит отклонению.
Специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно-строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном деле.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и части 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с пунктом 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.
Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК и оформления ее результатов.
В настоящее время сроки хранения таких документов также определены как постоянные на основании пункта 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».
Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Из буквального прочтения подпункта д(3) пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, усматривается, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются также оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК, поскольку в случае выявления соответствующих нарушений комитет на основании статьи 20 ЖК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о признании решений конференции ЖСК недействительными.
Суд считает необходимым указать на то, что отсутствие документации у ЖСК не освобождает его от исполнения обязанности по хранению технической и иной документации и передаче ее надзорному органу. В случае отсутствия необходимой документации Кооператив обязан за свой счет восстановить утраченную документацию.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-43709/2021.
Таким образом, предписание от 06.08.2021 № 1116 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на ЖСК не предусмотренные действующим законодательством обязанности, а также не препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Петрова Т.Ю.