Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 февраля 2020 года Дело № А56-88610/2019
Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Школа недвижимости»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2019 № 04-08/25-1/2
при участии
от заявителя: предст. ФИО1, доверенность от 29.10.2019
от заинтересованного лица: предст. ФИО2, доверенность от 17.06.2019 № 18-04-13/4747
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Школа недвижимости» (далее –Общество, ООО «Школа недвижимости») обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее – административный орган, Управление) от 10.07.2019 № 04-08/25-1/2, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании 29.10.2019 представитель Общества поддержал заявленные требования. Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в отзыве; Управлением представлены в суд материалы дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
На основании приказа от 05.06.2019 № 18-04-02/24-П Управлением в период с 05.06.2019 по 28.06.2019 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По результатам проверки Управлением составлен акт от 28.06.2019 № 17, в котором отражено, что на основании представленных Обществом документов установлено, что Общество в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а именно: по заключенным договорам Общество принимало на себя обязательства действовать по поручению заказчика в интересах и за счет заказчика (на возмездной основе) по привлечению лиц, имеющих намерения приобретения права собственности на объекты недвижимости, что подтверждается копиями агентских договоров, копиями актов об оказанных услугах по этим договорам, имеющимися в материалах дела, а также, присвоенным Обществу кодом ОКВЭД 68.31 - деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе и заявленным Обществом в пункте 2.1 Устава видом деятельности - деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, а также пунктом 13 карты постановки на учет, представленной Обществом 26.12.2013, в связи с чем на Общество распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).
В ходе проверки были выявлены и отражены в акте проверки от 28.06.2019 № 17 следующие нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма:
-действующая редакция правил внутреннего контроля Общества, разработанная и утвержденная должностным лицом Общества 25.03.2019, не соответствует требованиям статьи 7 Закона № 115-ФЗ в корреспонденции с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилами внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667).
В нарушение пункта 15 Постановления № 667 в «Программе оценки риска», содержащейся в Правилах внутреннего контроля, не закреплены порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях последующего контроля изменения оценки пени (уровня) риска;
- согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается, помимо реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их доставлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, подготовке и обучению кадров.
Требования к подготовке и обучению кадров, согласно пункту 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ, определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 №492 установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение № 203).
В соответствии с пунктом 10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
С учетом назначения на должность специального должностного лица Общества ФИО1 25.03.2019, обучение в форме целевого инструктажа им пройдено с нарушением установленных Положением № 203 сроков, а именно 06.06.2019;
- в соответствии с пунктом 10 Положения № 203 в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей однократное обучение в форме целевого инструктажа, либо в случае уже осуществления соответствующих должностных обязанностей, на момент вступления в силу названного Положения, в течение года с даты вступления в силу последнего, должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета (при наличии должности в организации), руководитель юридического подразделения либо юрист организации наличии должности в штате организации).
Генеральным директором Общества ФИО3, с учетом назначения на должность 15.08.2011 обучение в форме целевого инструктажа было пройдено с нарушением сроков, установленных Положением № 203, а именно 06.06.2019;
- согласно пункту 6 Положения № 203, подготовка и обучение кадров проводится, в том числе, и в форме вводного и дополнительного инструктажа.
Вводный и дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом Положения № 203.
Обществом был представлен Журнал учета проведения обучения за период с 07.02.2018 по 25.03.2019; документов, подтверждающих проведение обучения до 07.02.2018, Обществом не представлено;
- должностным лицом Общества 25.03.2019 утверждена программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Программа обучения), разработанная в соответствии с пунктом 14 Положения № 203.
Однако документов, подтверждающих разработку и утверждение данной программы в более ранний период (до 25.03.2019), Обществом в процессе проверочных мероприятий на представлено.
- согласно пункту 2 Положения № 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации.
Обществом был представлен Приказ от 25.03.2019, утверждающий перечень сотрудников ООО «Школа Недвижимости», обязанных пройти обучение в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Документов, подтверждающих утверждение такого перечня сотрудников, до 25.03.2019 Обществом не представлено;
- в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в числе прочего, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, его выгодоприобретателя. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 № 366 (далее - Приказ № 366).
В соответствии с пунктом 25 Приказа № 366 при проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели оценивают и присваивают клиенту степень (уровень) риска на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля.
При проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 21 Приказа № 366 обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые центом Российской Федерации; а так же лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 7.3 Закона № 115-ФЗ. Указанные меры применяются с учетом пунктов 2-4 статьи 7.3 Закона № 115-ФЗ.
В соответствии с пунктами 14-16 Приказа № 366 при проведении идентификации клиента организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115 - ФЗ, а сведения,полученные в результате такой идентификации документально фиксировать в анкете в соответствии с пунктом 37 Приказа № 366.
В соответствии с пунктом 23 Приказа № 366 организации и индивидуальные предприниматели в рамках идентификации обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
В соответствии с пунктом 19 Приказа № 366 организации и индивидуальные предприниматели в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца обязаны проводить проверку наличия отсутствия сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 Приказа № 366 при проведении организациями и индивидуальными предпринимателями вышеуказанных проверок используются сведения, актуальные на дату такой проверки.
В соответствии с пунктом 37 Приказа № 366 сведения, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в требованиях указанного приказа.
В соответствии с пунктом 41 Приказа № 366 при обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.
Обществом в ходе проведения проверочных мероприятий не было представлено анкет, досье клиентов, подтверждающих документальную фиксацию перечисленных сведений в соответствии с Приказом № 366, полученных в результате идентификации клиентов, проведенной в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ до приема на обслуживание, не представлено документов (доказательств), подтверждающих принятие мер, направленных на идентификацию бенефициарных владельцев своих клиентов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ;
- в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю также такая операция как зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или местонахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Российской Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Службой внешней разведки Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Данный перечень публикуется Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В процессе проведения проверочных мероприятий Обществом не представлено документов (доказательств), подтверждающих осуществление действий, направленных как на выявление лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), так и на выявление операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.5 Закона № 155-ФЗ в дополнение к операциям, указанным в статье 6 Закона № 115-ФЗ, подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
Обществом в ходе проверки был представлен Журнал проведенных проверок клиентов ООО «Школа Недвижимости», содержащий отметки, датированные исключительно 2019 годом (а именно в период с 10.01.2019 по 06.06.2019), о проверках клиентов на предмет совпадения их данных с данными, приведенными в Перечне лиц, в отношении которых имеются данные об их причастности к экстремистской деятельности, с данными, приведенными в актах Межведомственной комиссии по противодействию финансирования терроризма, с судебными актами, а также с Перечнем ФРОМУ, размещенными в «Личном кабинете». Документов, подтверждающих выявление операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, в более ранние периоды (до 10.01.2019 года) Обществом представлено не было. Вместе с тем таких операций, подлежащих обязательному контролю, в процессе проведения в отношении Общества проверочных мероприятий выявлено не было;
- в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе проверочных мероприятий Обществом не было представлено документов (доказательств), подтверждающих осуществление до 10.01.2019 действий, направленных на выявление лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.
При отсутствии действий, направленных на принятие вышеуказанных мер до 10.01.2019, у Общества отсутствовала объективная возможность принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7, пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.
При этом обстоятельств, указывающих на необходимость применять такие меры, в ходе проведения проверочных мероприятий выявлено не было;
- в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Общество обязано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки помоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ мерам обязаны не чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового поражения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обществом не было представлено документов (доказательств) подтверждающих осуществление действий, направленных как на проведение таких проверок не реже одного раза в три месяца, так и информирование о результатах таких проверок;
- в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6пункта 1 статьи 7 Закона, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвеннонаходящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организаций или физического лица.
В силу отсутствия до 10.01.2019 действий, направленных на выявления лиц, в отношении которых должны быть приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ, у Общества соответственно отсутствовала возможность принять меры по приостановлению операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ в соответствующем периоде;
- согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается, в числе прочего, выполнение законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к числу которых относится ООО «Школа Недвижимости», обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В ходе проверки Обществом не представлено документов, подтверждающих направление таких сведений в уполномоченный орган.
При этом, из представленных в ходе проверки документов было установлено совершение клиентами, находящимися на обслуживании ООО «Школа Недвижимости», и при содействии Общества 36 операций, подлежащих обязательному контролю- сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых являлся переход права собственности на недвижимое имущество, на общую сумму 258380000 руб., сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган, на момент выявления правонарушения срок привлечения к ответственности по которым не истек (перечень указанных операций приведен в Приложении № 1 к акту проверки от 28.06.2019 № 17).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 28.06.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 10.07.2019 о назначении административного наказания № 04-08/25-1/2 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи влекут для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (статья 2 Закона № 115-Ф).
В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе, код ОКВЭД 68.31.
Таким образом, исходя из основного вида деятельности, Общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Соответственно, в силу статей 5 и 7 Закона № 115-ФЗ на Общество, как организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В соответствии со статьей 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, обязательные процедуры внутреннего контроля.
Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Управлением в ходе проверки установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнут факт нарушения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма, перечисленных в акте проверки от 28.06.2019 № 17 и оспариваемом постановлении, связанных с неисполнением приведенных нормативных положений в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а следовательно, наличие в действиях ООО «Школа недвижимости» объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Ссылки Общества на то, что в постановлении от 10.07.2019 о назначении административного наказания № 04-08/25-1/2 не перечислены конкретные операции подлежащие обязательному контролю, сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган, по которым не истек срок привлечения к ответственности, отклоняются судом. Как усматривается из материалов дела, перечень указанных операций приведен в Приложении № 1 к акту проверки от 28.06.2019 № 17, на который имеется ссылка в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Суд признает несостоятельным довод Общества относительно истечения годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 названного Кодекса, составляет один год.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела вмененное Обществу неправомерное бездействие является длящимся правонарушением, поскольку выражается в непрекращающемся невыполнении заявителем законодательно установленной обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля.
Правонарушение обнаружено административным органом 28.06.2019, что подтверждается актом проверки от 28.06.2019 № 17. Оспариваемое постановление № 04-08/25-1/2 вынесено 10.07.2019. Следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок для вынесения постановления по делу об административном правонарушении Управлением не пропущен.
Кроме того, в отношении перечисленных в Приложении № 1 к акту проверки от 28.06.2019 № 17 операций, подлежащих обязательному контролюна общую сумму 258380000 руб., сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган, на момент вынесения оспариваемого постановления также не истек годичный срок привлечения к административной ответственности, исчисляемый с даты совершения указанных операций.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель (законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также учитывая пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично правовых обязанностей, а также отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд с учетом положений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, тот факт, что юридическое лицо является субъектом малого предпринимательства, сам по себе не является безусловным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Вместе с тем, суд, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и материалы дела, считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению суда, назначенный Обществу штраф (200000 руб.) является чрезмерным и не соответствующим характеру совершенных правонарушений.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности лица, учитывая отсутствие сведений о привлечении Общества ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения, а также принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд считает возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 100000 руб.
По мнению суда, наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществу правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Управления от 10.07.2019 № 04-08/25-1/2 надлежит изменить в части назначенного Обществу наказания.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 10.07.2019 о назначении административного наказания № 04-08/25-1/2 изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Школа Недвижимости» наказания, снизив размер штрафа 100000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.