ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8918/2021 от 05.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 июля 2021 года                                                              Дело № А56-8918/2021

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года . Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Ресовской Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ  ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ (АО "ЛОЭСК)

к Комитету финансов Ленинградской области

третьи лица: 1. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

2. ПАО «Россетти Ленэнерго»

3.Федеральная антимонопольная служба России

о взыскании убытков в размере 2 321 889 100 руб.

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.01.2021; ФИО2 по доверенности от 01.01.2021,

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.03.2021,

от третьих лиц: 1) ФИО4 по доверенности от 11.01.2021, 2) ФИО5 по доверенности от 02.11.2020, 3) ФИО6 по доверенности от 11.11.2020,  

установил:

Акционерное общество "ЛОЭСК - электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с казны Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области убытков за 2019 г. в размере 2 321 889 100 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ПАО «Россетти Ленэнерго», Федеральная антимонопольная служба России.

В судебном заседании ПАО «Россетти Ленэнерго» заявило ходатайство о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в настоящем деле заявлено требование, тождественное требованию, заявленному в рамках дела №А56-44196/2019.

Как следует, из материалов дела № А56-44196/2019, АО «ЛОЭСК» просит взыскать с казны Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области убытки за 2015-2017 г.г. в размере 3 689 154 000 руб.

В обоснование требований Общество ссылается на Приказ ЛенРТК № 535-п от 30.12.2015 с изменениями, внесенными приказом от 29.12.2018 № 727-п и приказом от 01.02.2019 №34-п.

В судебном заседании 02.06.2021 заявитель ходатайствовал об изменении требований и просил взыскать убытки  в размере 184 716 900 руб. за период с 2015 г. по 2017 г.

При уточнении требований истец сослался также на решение Ленинградского областного суда от 28.04.2017 и апелляционное определение ВС РФ от 24.08.2017 по делу №3а-30/2017, решение Ленинградского областного суда от 30.03.2018 и апелляционное определение ВС РФ от 16.08.2018 по делу №3а-28/2018.

 В настоящем деле АО «ЛОЭСК» ссылается на решение Ленинградского областного  суда от 18.09.2020      по делу № За-1/2020 о признании недействующим с 01.02.2019 приказа № 535-п (в редакции приказа № 34-п, № 727-п) в части указания базового уровня подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2015 г., в части указания НВВ на 2019 год.

Таким образом, основания и предмет иска по указанным делам не идентичны, что препятствует удовлетворению ходатайства.

Таким образом, ходатайство о прекращении производства по делу судом отклоняется.

Истец – АО «ЛОЭСК» заявленные требования поддержал. Ответчик -  Комитет финансов Ленинградской области и третьи лица (Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ПАО «Россетти Ленэнерго», Федеральная антимонопольная служба России) просили отказать в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Акционерное общество «ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (АО «ЛОЭСК», Общество, Истец) является территориальной сетевой организацией Ленинградской области, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению электроустановок потребителей к электрическим сетям.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на оптовом и(или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.

Согласно ст. 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее -Правила государственного регулирования), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Согласно ст. 24 Закона об электроэнергетике, п. 63 Основ ценообразования, п. 7 Правил государственного регулирования на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются на очередной финансовый год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК).

Согласно п. 62, 63 Основ ценообразования, п. 4 Правил государственного регулирования, п.п. 3, 4 Порядка деятельности Правления ЛенРТК решения об установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и(или) максимального) уровней таких цен (тарифов) на территории Ленинградской области принимаются Правлением ЛенРТК и оформляются в форме приказов ЛенРТК.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее - Методические указания №20-э/2):

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу (то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуг по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (далее - НВВ).

Иными словами, индивидуальные тарифы для расчета между двумя смежными сетевыми организациями, применяемые для расчета за услуги по передаче электрической энергии по договору, оказываемые в текущем году регулирования, рассчитываются регулятором, исходя из установленной НВВ таковых сетевых организаций на этот же год регулирования.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В Ленинградской области действует котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии «котел сверху».

Верховный суд РФ в Определении от 20.10.2015 № 304-ЭС15-5139 указал, что реализация принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, закрепленного законодательством РФ, осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций.

ПАО «Россети Ленэнерго» является «держателем котла» на территории Ленинградской области и получает плату по единому (котловому) тарифу с потребителей электрической энергии.

Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в Ленинградской области, получают оплату за свои услуги от «держателя котла» ПАО «Россети Ленэнерго» по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых «держатель котла» является заказчиком услуг.

Так, АО «ЛОЭСК» (исполнитель) и ПАО «Россети Ленэнерго» (заказчик) заключили договор № 08-542 от 01.01.2008 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - Договор № 08-542), стоимость услуг по которому определяется в соответствии с индивидуальным тарифом, устанавливаемым ЛенРТК.

На 2019 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области были установлены ЛенРТК приказами от 29.12.2018 № 727-п и  от 01.02.2019 № 34-п  путем внесения изменений в Приказ ЛенРТК от 30.12.2015 № 535-п.

Названными приказами установлены НВВ АО «ЛОЭСК» на 2019 год в размере 5 100 001,38 тыс.руб., долгосрочные параметры регулирования АО «ЛОЭСК» - базовый уровень подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2015 год в размере 1 382 128,88 тыс.руб., а также индивидуальные тарифы для расчета с ПАО «Россети Ленэнерго» по Договору № 08-542 за оказанные услуги по передаче электрической энергии.

Истцом в счет оплаты по Договору № 08-542 в 2019 году получена сумма 4 962 045,1 тыс. руб. (согласно актам об оказании услуг за 2019 год по Договору № 08-542). Объем оказанных услуг составил 2 623,173 МВт в первом полугодии 2019 года и 2 610,002 МВт во втором.

Решением Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу № 3а-1/2020 по административному исковому заявлению АО «ЛОЭСК» признан недействующим с 01.02.2019 Приказ 535-п, действующий в редакции Приказа № 34-п, в части указания базового уровня подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2015 год в размере «1382,12888»; признан недействующим с 29.12.2018 Приказ № 535-п, действующий в редакции Приказа № 727-п, в части указания НВВ АО «ЛОЭСК» на 2019 год в размере 5 100 001,38 тыс. руб. Решение суда вступило в законную силу 28.01.2021.

Руководствуясь решением суда, истец произвел расчет экономически обоснованной величины НВВ на 2019 год на содержание сетей в сумме 7 421 888,6 тыс. руб. Индивидуальные тарифы на содержание сетей были пересчитаны по формулам, предусмотренным Методическими указаниями № 20-э/20 в соответствии с балансовыми показателями, принятыми ЛенРТК на 2019 год.

Истец считает, что у него возникли убытки за 2019 г. в виде недополученного дохода по договору №08-542 в результате издания ЛенРТК незаконного нормативного правового акта в сумме 2 321 889, 1 тыс. руб.

Указанную сумму убытков АО «ЛОЭСК» просит взыскать с казны Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области.

В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче), расчет тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, необходимая валовая выручка сетевых организаций и рассчитанные на ее основе индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом ЛенРТК.

Тарифное решение на 2019 год оформлено приказом ЛенРТК от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа от 29.12.2018 № 727-п, приказа от 01.02.2019 № 34-п).

Тарифное решение в отношении деятельности АО «ЛОЭСК» по передаче электрической энергии на 2019 год принято ЛенРТК с учетом следующего.

На основании приказа ФАС России от 26.04.2018 № 557/18 «О проведении плановой выездной проверки комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области», приказа ФАС России от 27.06.2018 № 882/18 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки» в период с 31.05.2018 по 26.07.2018 в отношении ЛенРТК ФАС России была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования (цен) тарифов.

Предметом проверки были, в том числе, экспертные заключения и материалы тарифных дел по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК», расположенным на территории Ленинградской области, на 2015-2018 годы.

Согласно акту проверки от 27.07.2018 №109, составленному уполномоченными должностными лицами ФАС России по результатам проверки, инспекцией ФАС России экспертные заключения и материалы тарифных дел за 2015-2018 годы были проанализированы в разрезе отдельных статей затрат АО «ЛОЭСК» на предмет их экономической обоснованности и соответствия их нормативным правовым актам в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 5.3.2.3 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с предписанием ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18 (вх. ЛенРТК от 26.12.2018 № КТ-7-7911/2018) ЛенРТК был признан нарушившим положения пунктов 7, 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования, пункт 23 Правил регулирования тарифов, а также отдельные положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче. ЛенРТК также было предписано в срок до 01.02.2019 устранить выявленные нарушения.

Согласно предписанию ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18 ЛенРТК при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК», расположенным на территории Ленинградской области, на 2015-2018 годы расходы по отдельным статьям затрат включены в необходимую валовую выручку организации в размере большем, чем экономически обоснованный, всего по оценке ЛенРТК на сумму 2 326 092 640 руб. То есть, за период 2015-2018 годов в связи с принятыми ЛенРТК тарифными решениями АО «ЛОЭСК» имеется не убыток, а излишне полученная тарифная выручка.

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

То есть объективные просчеты тарифного регулирования корректируются впоследствии мерами тарифного регулирования. Субъективные просчеты регулируемых организаций являются рисками их предпринимательской деятельности и возмещению не подлежат (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 302-ЭС15-11950, от 08.09.2016 №307-ЭС 16-3993).

При экспертизе предложения АО «ЛОЭСК» об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, результаты которой отражены в экспертном заключении по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК», расположенным на территории Ленинградской области, на 2019 год, согласованном председателем ЛенРТК 28.12.2018, были частично учтены требования предписания ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18. Тарифное решение оформлено приказом ЛенРТК от 29.12.2018 № 727-п. Также по результатам исполнения названного предписания ЛенРТК проведена дополнительная экспертиза отдельных статей затрат АО «ЛОЭСК» на предмет их экономической обоснованности и соответствия нормативным правовым актам в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики за 2015-2018 годы и подготовлено экспертное заключение, согласованное председателем ЛенРТК 30.01.2019. Внесения изменений в тарифное решение не потребовалось.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Экономически необоснованные расходы организации за 2015-2018 годы были исключены ЛенРТК по предписанию ФАС России из необходимой валовой выручки АО «ЛОЭСК» для целей расчета тарифов на 2019 год.

Судебные инстанции по делу № 3а-1/2020 пришли к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных ЛенРТК расходов по статьям «Прочие вспомогательные материалы», «Услуги сторонних организаций по формированию балансов и работе с потерями», «Ремонт основных фондов», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности», «Расходы на содержание компьютерной и оргтехники», «Проценты за пользование кредитом» при определении величины необходимой валовой выручки АО «ЛОЭСК» на 2019 год. При этом судом не сделан вывод, что расходы АО «ЛОЭСК» по названным статьям должны были быть учтены ЛенРТК в размере большем, чем предусмотрено тарифном решением. То есть объективные данные, свидетельствующие, что в результате регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по принадлежащим обществу сетям на территории Ленинградской области в 2019 году АО «ЛОЭСК» не получило тарифную выручку, на которую могло законно претендовать, отсутствуют.

Более того, требования АО «ЛОЭСК» в рамках дела № 3а-1/2020 касались признания недействующей величины необходимой валовой выручки на 2019 год, а не тарифов, определенных на ее основании. Вместе с тем, получение АО «ЛОЭСК» необходимой валовой выручки обеспечивается применением в расчетах с «котлодержателем» индивидуальных тарифов, величина которых обществом не оспаривалась. Судами не установлен факт возникновения убытков у Общества.

АО «ЛОЭСК» не подтверждено наличие убытка от осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по установленным приказами ЛенРТК индивидуальным тарифам на 2019 год.

Согласно отчетам АО «ЛОЭСК» о финансовых результатах (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, консолидированный отчет о финансовом положении), размещенным в составе годового отчета на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставляемым в ЛенРТК ежегодно для целей установления   индивидуальных   тарифов   на услуги   по передаче   электрической   энергии, у АО «ЛОЭСК» имеется прибыль от названной деятельности.

Обращаясь в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании убытков, АО «ЛОЭСК» фактически ставит перед судом вопрос об экономически обоснованной величине расходов по статьям «Прочие вспомогательные материалы», «Услуги сторонних организаций по формированию балансов и работе с потерями», «Ремонт основных фондов», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности», «Расходы на содержание компьютерной и оргтехники», «Проценты за пользование кредитом», включенных в расчет необходимой валовой выручки АО «ЛОЭСК» на 2019 год, как указано в судебных актах судов общей юрисдикции, в экономически необоснованном размере. Между тем, в соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, экспертиза предложений (заявление об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов в сфере электроэнергетики в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, является исключительным полномочием ЛенРТК как органа тарифного регулирования.

Общие последствия признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее - Постановление № 63).

Согласно пункту 7 Постановления № 63 в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования.

В соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче), расчет тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии.

Размер тарифа является ценовой ставкой, которая рассчитывается из показателей за отчетные даты, а также планов и прогнозов, то есть прогнозной величиной, утверждаемой на год вперед.

Для утверждения розничных цен субъект регулирования (Компания) представляет в регулирующий орган соответствующие материалы и документы.

Установление цены - это системный механизм регулирования тарифов, в ходе которого при расчете розничных цен учитывается незапланированный убыток прошлых лет, полученный субъектом регулирования от регулируемого вида деятельности.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

Таким образом, в случае, если положения нормативного правового акта, в котором выявлены объективные просчеты тарифного регулирования, признаны недействующими по решению суда, в соответствии с п.7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Как указано в п.33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.

Таким образом, обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный акт, в части признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 , п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87, обязанность по возмещению убытков без рассмотрения вопроса незаконности органов власти возникает исключительно в случаях, определенных законодательством, при установлении тарифов с применением льгот, либо тарифов с учетом определенной группы потребителей, в случаях, когда возникает межтарифная разница. При этом Постановлением N 87 определено, что «обязанность публично-правового образования возместить ресурсоснабжающей организации экономические потери возникает в случае, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса».

В иных случаях возмещение убытков осуществляется в соответствии с положениями действующего федерального законодательства в общем порядке.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Таким образом, условием удовлетворения требований о взыскании убытков является установление факта незаконности действий (бездействий, решений) публично-правового образования, наступление у заявителя последствий в виде реального ущерба или упущенной выгоды и наличие причинно-следственной связи между названными событиями.

Истец, заявляя свои требования к Комитету, ссылается на положения ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ на истце лежит обязанность доказать размер убытков, которые ему были причинены.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, возмещение убытков является одним из способов    защиты гражданских прав. В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ финансовый орган может выступать от имени казны субъекта РФ в случаях, когда в соответствии с положениями Гражданского Кодекса или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет соответствующей казны. Полномочия Комитета определены Положением о Комитете финансов Ленинградской области, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 N 191. В соответствии с п.40 Положения Комитет выступает в суде исключительно в пределах своей компетенции, в том числе от имени Казны.

Возмещение вреда за счет Казны осуществляется в случаях, указанных ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ ответственность за причиненный вред наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий. В частности, такими условиями являются незаконность действий и нахождение лица, причинившего вред, при исполнении служебных обязанностей и имелись общие условия ответственности за вред, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ

Возмещение вреда в порядке ст. 1069 ГК РФ возможно лишь при доказанности факта противоправных, виновных действий государственных органов, при этом незаконность действий соответствующих органов (должностных лиц) должна быть установлена в порядке, предусмотренном законом.

Учитывая положения действующего законодательства, предписания, действия ЛенРТК по корректировке НВВ за 2017-2019 годы в отношении принятых решений в отношении истца не обусловлены неправомерными действиями государственного органа (Комитета). Компанией не представлены доказательства противоправных, виновных действий ЛенРТК, прямой причинно-следственной связи между противоправным поведением Комитета и убытками истца, а также доказательства наличия убытков.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Требования Акционерного   общества   "ЛОЭСК  -   энергетические   сети   Санкт-Петербурга  и Ленинградской области" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                         Ресовская Т.М.