ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-89416/18 от 20.09.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 сентября 2018 года Дело № А56-89416/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саржевской В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

к Акционерному обществу "Северное проектно-конструкторское бюро"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 04.07.2018 № 06-04/51)

ФИО2 (по доверенности от 04.07.2018 № 06-04/50)

установил:

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" (далее – заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился.

Представители Общества возражали против удовлетворения исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании решений лицензирующего органа - приказов Госкорпорации «Росатом» от 09.09.2016 № 1/834-П-дсп, от 27.10.2017 № 1/1057-П-дсп АО «Северное ПКБ» были выданы лицензии от 09.09.2016 № КВ-12-0592 и от 27.10.2017 № КВ-12-0694 на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

08.06.2018 в 10 ч. 00 мин. по адресу: 198096, <...>, литера А Департаментом ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» (далее - ДЯРБ «Росатом») при проведении плановой выездной проверки был выявлен факт нарушений АО «Северное ПКБ» условий действия лицензий, выразившихся в том, что:

АО «Северное ПКБ» при осуществлении лицензируемой деятельности в период
действия лицензии от 09.09.2016 № КВ-12-0592 и от 27.10.2017 № КВ-12-0694
заключало договоры с юридическими лицами, оказывающими услуги, не имеющими
лицензии на соответствующий вид деятельности, подлежащий лицензированию
(контракт от 17.11.2016 №151818303591040105004735/201-31/2016 с АО «ОКБ
«Новатор», договор от 31.10.2016 №151818303591040105004735/790/19-16 с АО «ВПК
«НПО машиностроения», договор от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969 с ПАО «Звезда»), (пункт 2.3.Условий действия лицензии от 09.09.2016 № КВ-12-0592, пункт 2.3.Условий действия лицензии от 27.10.2017 № КВ-12-0694);

система подготовки и аттестации АО «Северное ПКБ» не приведена в соответствие с требованиями приказа Госкорпорации «Росатом» от 25.09.2017 № 1/37-НПА-дсп «О подготовке и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в оборонных целях, за исключением организаций Министерства обороны Российской Федерации, по вопросам обеспечения безопасности при осуществлении указанной деятельности» (далее - приказ Госкорпорации «Росатом» от 25.09.2017 № 1/37-НПА-дсп) (пункты. 2.2.6, 2.2.12 Условий действия лицензии от 27.10.2017 № КВ-12-0694), а именно:

документы по подготовке и аттестации АО «Северное ПКБ» (Положение о порядке подготовки и проверки знании у руководителей и сотрудников АО «Северное ПКБ» при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в оборонных целях, стандарт организации СМК СТО ИЕАШ.60-2016 «Подготовка персонала») не содержат требований, установленных приказами Госкорпорации «Росатом» от 25. 1 0.201/№ 1/37-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2018 №49643), от 11.12.2017 № 1/53-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2018 №49644) «Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к работникам организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в оборонных целях, за исключением организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Невыполнение лицензионных требований является правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту совершения юридическим лицом административного правонарушения, советником отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации "Росатом" ФИО3 в отношении Общества 08.06.2018 составлен протокол № 000618 об административном правонарушении.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к административной ответственности выражается в установлении события, отражающего основные признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного диспозицией соответствующей статьи Кодекса, а также иных элементов состава административного правонарушения. В этом смысле протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий виновное противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

По мнению заинтересованного лица, зафиксированные в протоколе 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушениях деяния не образуют события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Договоры от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969, от 17.11.2016 № 151818303591040105004735/201-31/2016/4982 и 31.10.2016 № 151818303591040105004735/790/19- 16/4981 заключены Обществом соответственно с ПАО «Звезда», АО «ОКБ «Новатор» и АО «ВПК« НПО машиностроения» во исполнение государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в соответствии с государственными контрактами от 15.05.2013 № 1319187304951422209000041/Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ между Минобороны России и ПАО «Севмаш» (применительно к договору от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969) и от 01.04.2015 № 151818303591040105004735/Р/1/8/0124/ГК-15-ДГОЗ между Минобороны России и АО «ЦСД» (применительно к договорам от 17.11.2016 № 151818303591040105004735/201-31/2016/4982 и от 31.10.2016 № 151818303591040105004735/790/19-16/4981). Привлечение указанных организаций к выполнению предусмотренных данными договорами работ обусловлено тем обстоятельством, что они являются единственными разработчиками и поставщиками соответствующих изделий и были определены государственным заказчиком (Минобороны России) в качестве участников кооперации по соответствующему государственному контракту (см. решение № 235/1/1/6105 от 23.05.2016 и перечень соисполнителей, привлекаемых для выполнения работ по государственному контракту от 01.04.2015 № 151818303591040105004735/Р/1/8/0124/ТК-15-ДГОЗ).

Договор от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969 на разработку технической документации доработки дизель-генератора ДГАС-600/1 между Обществом и ПАО «Звезда» был заключен до получения лицензий от 09.09.2016 per. № КВ-12-0592 и от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694 в период действия постановления Правительства РФ от 20.06.2000 № 471 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях», в соответствии с которым выполняемые ПАО «Звезда» работы не относились к деятельности по использованию радиоактивных материалов, подлежащей лицензированию.

Необходимость оформления лицензии на вид деятельности, связанный с элементами и системами, важными для безопасности ядерных установок военного назначения, к которым относится дизель-генератор, разрабатываемый и изготавливаемый ПАО «Звезда» для заказа 11442М, возникла лишь с 01.03.2018, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.07.2017 № 911 «О лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности» (см. пункт 4 Перечня).

В соответствии с техническим актом № 1.ДГАС-600.3000-16А сдачи-приемки выполненных работ ПАО «Звезда» по договору от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969 результат выполненных работ сдан ПАО «Звезда» еще 14.07.2017 и принят Обществом 12.03.2018.

Следовательно, при заключении договора от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969 АО "Северное проектно-конструкторское бюро" не были нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.06.2000 № 471, пунктами 2.3 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности выданных лицензий от 09.09.2016 per. № КВ-12-0592 от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694.

В свою очередь, договоры от 17.11.2016 № 151818303591040105004735/201-31/2016/4982 и 31.10.2016 № 151818303591040105004735/790/19-16/4981 заключены Обществом с АО «ОКБ «Новатор» и АО «ВПК «НПО машиностроения» на выполнение работ не по разработке, а по привязке технической документации изделий ЗК-14 и ЗМ55 применительно к заказу 1155 зав. № 114, не требующей самостоятельного лицензирования исходя из Перечня работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, осуществляемых в рамках подлежащей лицензированию деятельности по использованию радиоактивных материалов, являющегося приложением к Положению о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.06.2000 № 471, действовавшему в период заключения вышеуказанных договоров.

На этом основании при заключении договоров от 17.11.2016 № 151818303591040105004735/201-31/2016/4982 и 31.10.2016 № 151818303591040105004735/790/19-16/4981 с АО «ОКБ «Новатор» и АО «ВПК «НПО машиностроения» Обществом также не были нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.06.2000 № 471, пунктами 2.3 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности выданных лицензий от 09.09.2016 per. № КВ-12-0592 от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694.

АО "Северное проектно-конструкторское бюро" не имеет соответствующих компетенций по оценке необходимости получения участниками кооперации ГОЗ лицензии Госкорпорации «Росатом» и не имеет возможности принудить их к оформлению лицензии на определенный вид деятельности либо привлечь к выполнению соответствующих работ иные организации, учитывая исключительный характер выполняемых работ (вышеназванные организации, как было указано ранее, являются единственными разработчиками и изготовителями соответствующих изделий для ГОЗ).

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела (объяснения законного представителя Общества в протоколе 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушении), после получения лицензий от 09.09.2016 per. № КВ-12-0592 и от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694 Общества были направлены запросы в адрес АО «ОКБ «Новатор» (исх. № 52-07/4736ф от 22.09.2017), АО «ВПК «НПО машиностроения» (исх. № 52-07/4735ф от 22.09.2017) о наличии лицензии на осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, что свидетельствует о том, что Обществом предпринимались все зависящие от него меры для соблюдения лицензионных требований и условий. На указанные запросы был получен ответ лишь от АО «Новатор» от 01.11.2017 № 6654/54ф о том, что в связи с отсутствием работ с использованием радиоактивных материалов лицензия Госкорпорации «Росатом» не оформлялась.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Общества по привлечению ПАО «Звезда», АО «ОКБ «Новатор» и АО «ВПК «НПО машиностроения» к выполнению работ по договорам от 01.06.2016 № 1319187304951422209000041/12054/4969, от 17.11.2016 № 151818303591040105004735/201-31/2016/4982 и 31.10.2016 № 151818303591040105004735/790/19-16/4981 события и состава административного правонарушения (в части объективной и субъективной сторон), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Относительно зафиксированного в протоколе от 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушении нарушении пунктов 2.2.6 и 2.2.12 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензии от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694.

Как следует из материалов административного дела (объяснения законного представителя Общества в протоколе 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушении), приказы Госкорпорации «Росатом» от 25.10.2017 № 1/37-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России от 16.01.2018 № 49643) и от 11.12.2017 № 1/53-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России от
16.01.2018 № 49644) поступили в Общество 05.02.2018.

Во исполнение пунктов 2.2.6 и 2.2.12 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензии от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694 заинтересованное лицо провело анализ новых требований вышеуказанных приказов и обратился к заявителю с письмами исх. № 31-13/722 от 02.03.2018, исх. № 31-13/1119 от 03.04.2018 о разъяснениях и предложениях по организации подготовки и проведения аттестации по ЯРБ руководящего персонала и специалистов (работников) АО «Северное ПКБ».

В указанных обращениях указано, что введение в действие приказов Госкорпорации «Росатом» по подготовке и аттестации работников организаций и предприятий, осуществляющих деятельность в ОИАЭ в оборонных целях, в отсутствие новой методической документации (руководства, положения по подготовке и аттестации, типовые программы с перечнями вопросов) требует выполнение огромной и длительной работы по корректировке и возможно разработке новых ведомственных нормативных и методических документов по ЯРБ в Департаменте судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России. Кроме того, учитывая требования пункта 19 приложения № 1 к приказу Госкорпорации «Росатом» от 25.10.2017 № 1/37-НПА-дсп в части необходимости заблаговременного (не менее чем за два месяца до начала планируемого года) направления заявок в адрес Госкорпорации «Росатом» о проведении аттестации работников организаций аттестационной комиссией Госкорпорации «Росатом», Общество сообщило, что новый порядок подготовки и аттестации, утвержденный приказом Госкорпорации «Росатом» от 25.10.2017 № 1/37-НПА-дсп, может быть в полной мере внедрен в деятельность АО «Северное ПКБ» только в 2019 году, тогда как запланированная на апрель 2018 года аттестация работников АО «Северное ПКБ» будет соответствовать требованиям, установленным Положением об организации в Минпромторге России подготовке и проверке знаний по безопасности в области использования атомной энергии (ЛС-856-06) и Руководством по проведению аттестации работников предприятий и организаций судостроительной промышленности, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии (РД5.ИМЯН. 107-2005).

Исходя из Экспертного заключения по установлению причинно-следственной связи выявленных нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии с фактами причинения вреда при проверке АО «Северное ПКБ» (приложение № 2 к Акту проверки от 08.06.2018 № 1-2.1/23964-дсп), на стр. 7 которого указано, что АО «Северное ПКБ» не завершена переработка документов АО «Северное ПКБ» по подготовке и аттестации персонала после ввода в действие приказа Госкорпорации «Росатом» от 25.10.2017 № 1/37-НПА-дсп, административный орган не отрицает деятельность Общества по проведению анализа новых требований в связи с изданием указанного приказа.

При этом стоит заметить, что пунктом 2.2.6 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензии от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694 не установлен конкретный срок, к которому лицензиатом должна быть завершена работа по проведению анализа влияния на безопасность выявленных отступлений от новых требований, по разработке и реализации мероприятий по устранению и (или) компенсации отступлений, влияющих на безопасность при проведении разрешенных работ.

Таким образом, Обществом предприняты меры по соблюдению требований пунктов 2.2.6 и 2.2.12 Условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензии от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694. Указанные в протоколе 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушении отступления в документах Общества от приказов Госкорпорации «Росатом» от 25.10.2017 № 1/37-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России от 16.01.2018 № 49643) и от 11.12.2017 № 1/53-НПА-дсп (зарегистрирован в Минюсте России от
16.01.2018 № 49644) не образуют события и состава административного правонарушения (в части объективной и субъективной сторон), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вменяемое в вину Обществу административное правонарушение, за совершение которого заявитель просит привлечь Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, состоит в нарушениях Условий осуществления лицензируемого вида деятельности согласно выданным лицензиям от 09.09.2016 per. № КВ-12-0592 и от 27.10.2017 per. № КВ-12-0694 (привлечение к работам на основании заключенных договоров организаций, не имеющих лицензий на соответствующий вид деятельности, подлежащий лицензированию, и неприведение в соответствие с требованиями приказов Госкорпорации «Росатом» документов Общества по подготовке и аттестации), тем самым посягает на нормы законодательства о лицензировании.

Согласно протоколу от 08.06.2018 № 000618 об административном правонарушении датой совершения вменяемых в вину Обществу нарушений является дата их обнаружения - 08.06.2018.

Соответственно, трехмесячный срок давности привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленный в ст. 4.5 КоАП РФ, истек 08.09.2018.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, что подтверждается правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 13.1 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При изложенных обстоятельствах заявленное Управлением требование о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о привлечении Акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 коАП РФ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.