Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 ноября 2019 года Дело № А56-89442/2019
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковской М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: общество с ограниченной ответственностью "О`КЕЙ"
Заинтересованное лицо: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
об оспаривании постановления от 10.07.2019 № 784 по делу об административном правонарушении
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.01.2019)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "О`КЕЙ" (далее — Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее — Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 10.07.2019 № 784, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Определением суда от 08.08.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Определением от 01.10.2019 суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, судебное заседание назначено на 20.11.2019.
В настоящем судебном заседании возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по существу.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель Общества поддержал заявленные требования.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
14.05.2019 Управлением на основании определения о возбуждении дела в отношении Общества, осуществляющего торговую деятельность в гипермаркете «О’КЕЙ», по адресу <...>, с применением видеофиксации был проведен осмотр маркировки продукции собственного производства ООО «О’КЕЙ», что зафиксировано протоколом осмотра. Экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» произведена оценка маркировки пищевой продукции собственного производства на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза: салат из фунчезы с грибами по-корейски; багет простой; салат по домашнему; фарш по домашнему мясной п/ф.
Согласно заключению эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 22.05.2019 Общество осуществляет выпуск продукции на территорию Таможенного союза не прошедшей подтверждение требованиям Техническим регламентам Таможенного союза (не получение деклараций о соответствии требованиям технических регламентов на продукцию собственного приготовления).
По факту выявленного нарушения требований законодательства в сфере технического регулирования Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 № 02-452.
Управлением вынесено постановление от 10.07.2019 № 784, которым Общество привлечено к ответственности, установленной статьей 14.45 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обжаловало его в судебном порядке.
Согласно статье 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 к объектам технического регулирования названного технического регламента отнесена пищевая продукция.
Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (статья 4 ТР ТС).
В силу требований статьи 5 ТР ТС пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии названному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (часть 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям названного технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2). Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3).
Требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции определены в главе 3 ТР ТС 021/2011.
Согласно части 1 статьи 10 ТР ТС изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 названной статьи (часть 2 статьи 10 ТР ТС).
К соответствующим процедурам согласно части 3 статьи 10 ТР ТС относятся выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно статье 20 ТР ТС соответствие пищевой продукции названному техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1). Методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований названного технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции (часть 2).
В соответствии с положениями статьи 21 ТР ТС оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 названной статьи, требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы (часть 1).
Оценка (подтверждение) соответствия процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации пищевой продукции требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением установленных названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции требований, за исключением процессов производства (изготовления) пищевой продукции, указанных в статье 32. Оценка (подтверждение) соответствия таких процессов производства (изготовления) проводится в форме государственной регистрации производственных объектов (часть 2).
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 3).
Вместе с тем согласно статье 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Из системного толкования изложенным норм права следует, что при изготовлении пищевой продукции предприятиями питания (общественного питания), а также реализации указанной продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП; соответствие такой пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных ТР ТС; подтверждение соответствия в виде декларирования (подтверждения) соответствия, а также нанесение маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в случае собственного производства реализуемой на предприятиях питания (общественного питания) пищевой продукции не требуется; в отношении изготавливаемой соответствующим образом продукции установлены иные формы контроля (отборы проб, лабораторные исследования и другие).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2018 г. по делу N А56-41689/2017.
Из материалов дела усматривается, что ООО «О'КЕЙ» - магазин кулинарии (кулинарные отделы) имеет собственное кулинарное производство и в соответствии с ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» относится к предприятиям общественного питания. Пищевая продукция, вырабатываемая ООО «О’КЕЙ» является кулинарной продукцией общественного питания. В гипермаркете есть цех по приготовлению продукции собственного производства, где по разработанным и утвержденным в ООО «О'КЕЙ» технологическим картам готовится продукция общественного питания, которая может быть, как потреблена на месте, так приобретена «на вынос».
При осуществлении процессов производства (изготовления) салата из фунчезы с грибами по-корейски; багет простой; салата по домашнему; фарша по домашнему Общество разработало, внедрило и поддерживает процедуры, основанные на принципах ХАССП, согласно представленной в ходе проверки системе менеджмента пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП (приобщены к материалам административного дела); салат из фунчезы с грибами по-корейски; багет простой; салат по домашнему; фарш по домашнему мясной изготавливаются Обществом по технико-технологической картам, что отражено в постановлении об административном правонарушении.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «О’КЕЙ» является деятельность предприятий общественного питания (ОКВЭД 56.29).
Обществом в материалы дела представлен сертификат соответствия № 0146227 сроком действия с 08.06.2018 по 07.06.2021 на предоставление услуг по обеспечению питанием без предоставления мест для сидения; услуги прочих заведений самообслуживания с предоставлением мест для сидения. Согласно указанному Сертификату признано соответствие услуг Общества требованиям ГОСТ 30389-2013 (Услуги общественного питания); ГОСТ 30390-2013 (Предприятия общественного питания); ГОСТ 31984-2012; ГОСТ 31989-2012; ГОСТ 30524-2013; ГОСТ 31987-2012; Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.
При таких обстоятельствах и доказательствах суд приходит к выводу, что возложение на Общество обязанности по декларированию продукции собственного производства - салата из фунчезы с грибами по-корейски; багета простого; салата по домашнему; фарша по домашнему в порядке статьи 23 ТР ТС ("Декларирование соответствия") и нанесению на него единого знака соответствия не отвечает нормативным требованиям.
Суд также учитывает, что согласно оспариваемому постановлению Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения по статье 14.45 КоАП РФ образует реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Изложенное также свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, поскольку согласно диспозиции данной нормы неправомерное деяние заключается в отсутствии в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия и декларации о соответствии. Так как Общество производит и реализует товар в одной торговой точке, у него отсутствует сопроводительная документация на реализуемый товар.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2018 г. по делу N А56-41689/2017.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Все элементы состава правонарушения подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Недоказанность Управлением состава вмененного Обществу административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований и наличии оснований для признания незаконным обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 20.07.2019 № 784.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Черняковская М.С.