Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 октября 2018 года Дело № А56-89598/2018
Резолютивная часть решения объявлена октября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства»
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга;
2) АО «ПО Возрождение»
об оспаривании решения и предписания по делу №44-1888/18 от 12.04.2018
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.12.2017
- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 16.03.2018
- от третьих лиц: 1) не явился, извещен 2) ФИО3 по доверенности от 16.01.2018, ФИО4 по доверенности от 23.10.2018
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу(далее – УФАС, Управление) по делу №44-1888/18 от 12.04.2018.
При отсутствии возражения сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал заявленные требования.
Представители УФАС и третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 20.03.2018 Учреждением на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Строительство продолжения проспекта Ветеранов на участке от улицы Пионерстроя до пересечения с проспектом Буденного» с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга.
05.04.2018 в Управление поступила жалоба Общества (вх. №8619-ЭП/18) на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров.
Решением УФАС от 12.04.2018 по делу №44-1888/18 жалоба Общества признана обоснованной; в действиях заказчика признано нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 2 части 1 статьи 33) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ).
Также заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение и предписание оспорены Учреждением в судебном порядке.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Согласно части 2 статьи 19 Закона №44-ФЗ под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении № 6 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» к Техническому заданию документации об аукционе.
К товарам по позициям 1 «Арматура стальная горячекатаная тип 1» и 2 «Арматура стальная горячекатаная тип 2» Заказчиком установлено требование: «Нормативный документ ГОСТ 34028-2016».
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.protect.gost.ru) датой введения данного государственного стандарта в действие является 01.01.2019.
Таким образом, требование о соответствии товара недействующему документу технического регулирования, является нестандартным.
К товару по позиции 4 «Смесь асфальтобетонная горячая пористая
марки I крупнозернистая, тип 1» Заказчиком установлены требования:
«Максимальный размер минеральных зерен до 40 мм. Водостойкость не менее
0,7. Водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,6.
Нормативный документ ГОСТ 9128-2009».
Согласно п. 4.3 ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:
- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 10 мм.
Положениями документации об аукционе (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки) допускается использование крупнозернистых смесей.
Согласно таблице 6 вышеуказанного государственного стандарта показатели водостойкости для крупнозернистых смесей не нормируются, следовательно, такая характеристика нехарактерна для описываемого товара и является нестандартной.
К товару по позиции 12 «Смесь асфальтобетонная горячая пористая
марки I крупнозернистая, тип 2» Заказчиком установлены требования:
«Максимальный размер минеральных зерен до 40 мм. Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С не менее 0,7 МПа. Водостойкость не менее 0,7. Водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,6. Нормативный документ ГОСТ 9128-2009».
Согласно п. 4.3 ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:
- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 10 мм.
Положениями документации об аукционе (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки) допускается использование крупнозернистых смесей.
Согласно таблице 6 вышеуказанного государственного стандарта предел прочности при сжатии при температуре 50 °С и показатели водостойкости для крупнозернистых смесей не нормируются, следовательно, такая характеристика нехарактерна для описываемого товара и является нестандартной.
К товару по позиции 14 «Камни бортовые тип 1» Заказчиком
установлены требования: «Тип прямой рядовой. Номинальная длина 1000 мм.
Номинальная высота 200 мм. Номинальная ширина 80 мм. Отрицательное
отклонение ширины по верхней кромке менее -4 мм. Отрицательное
отклонение ширины по основанию не более -3 мм. Положительное отклонение
ширины по основанию не менее 3 мм Нормативный документ ГОСТ 6665-91».
В соответствии с таблицей 4 ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» для бортового камня с указанными Заказчиком линейными размерами предельные отклонения должны составлять:
длина ±6 мм;
высота ±4 мм;
ширина по основанию ±6 мм;
ширина по верхней кромке ±4.
Таким образом, заявленные Заказчиком требования отличны от положений государственного стандарта и, следовательно, являются нестандартными.
В отношении товаров по позициям 3 «Геотекстиль, тип 1» и 22
«Геотекстиль, тип 2» Заказчиком установлено требование «Тип упрочнения
темпоупрочнение».
Данная характеристика не предусмотрена регулирующими данный товар стандартами, например, ГОСТ Р 53225-2008 «Материалы геотекстильные» либо ГОСТ Р 55028-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения».
Заказчиком установлено некорректное описание термоупрочненного геотекстиля, который используется в дорожном строительстве для армирования оснований. Данное требование нехарактерно для описываемого товара и является нестандартным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 2 части 1 статьи 33) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.