Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 января 2020 года Дело № А56-89605/2018
Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен 13 января 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Рикс Шиппинг Восток"
заинтересованное лицо Северо-Западное таможенное управление
о признании недействительными решений
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.01.2019), ФИО2 (доверенность от 28.05.2019)
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 21.10.2019), ФИО4 (доверенность от 26.11.2019)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рикс Шиппинг Восток" далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному таможенному управлению (далее – Управление) о признании решения по результатам выездной таможенной проверки №10200000/210/060618/Т000081/001 от 06.06.2018 недействительным.
Определением от 19.09.2018 настоящее дело объединено в одно производство с делами №А56-89603/2018, №А56-89600/2018, №А56-89417/2018, в рамках которых Общество оспаривало решение Управления, принятое по результатам выездной таможенной проверки №10200000/210/060618/Т000081/003 от 06.06.2018 и решения, принятые по результатам камеральной таможенной проверки №10200000/210/060618/Т000027/001 от 06.06.2018, №10200000/210/060618/Т000027/002 от 06.06.2018.
Определением от 30.01.2019 производство по делу приостановлено.
Протокольным определением от 23.10.2019 производство по настоящему делу возобновлено.
Протокольными определениями от 23.10.2019, 27.11.2019, 18.12.2019 судебное заседание откладывалось для представления сторонами дополнительных пояснений по делу.
В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, представитель Таможни возражал против удовлетворения требований.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
В ходе проведения выездной таможенной проверки (далее – ПТП) Управлением установлено, что 11.02.2016 в морской порт «Высоцк» прибыло морское иностранное судно «Transund» (2002 года постройки, IMO 9213088, флаг Латвийской Республики, далее – морское судно «Transund»), владельцем которого является компания «VP Shipping Limited» (Республика Кипр), без груза.
По факту прибытия морского судна «Transund» таможенным постом «Морской порт Выборг» Выборгской таможни зарегистрировано сообщение о прибытии № 10206050/110216/2000022 и выпущена таможенная декларация на транспортное средство (далее – ТДТС) № 10206050/110216/10/2000043, с установленным сроком временного ввоза до 11.03.2016. В ТДТС указано, что судно прибыло из морского порта Котка (Финляндия), в качестве судового агента выступает Общество.
Общество в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» (письмо от 11.02.2016 № б/н) направило уведомление о прибытии морского судна «Transund» в морской порт «Высоцк», из морского порта Котка (Финляндия), без груза, с целью погрузки на борт груза «уголь…» в количестве 16 400 тыс. тонн.
13.02.2016 капитаном морского судна «Transund» поданы документы для завершения временного ввоза указанного судна в качестве транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП), в том числе в материалах судового дела № 10206050/110216/2000022 имеются следующие документы: генеральная декларация № 10206050/130216/10/2000045, декларация о грузе, коносамент, «Draft Survey Certificate» от 12.02.2016 , поручение на отгрузку от 11.02.2016 № 46, письмо Общества (от 13.02.2016 № б/н) в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» об убытии судна «Transund» из морского порта «Высоцк».
Из представленных документов следовало, что груз «уголь…» в количестве 16 240 тонн, погруженный в период с 11.02.2016 20:40 по 12.02.2016 22:30 на морское судно «Transund» на основании Поручения на отгрузку от 11.02.2016 № 46, следует в порт назначения – Роттердам (Нидерланды), получатель – «MIR TRADE AG».
Аналогичная информация о количестве груза на борту морского судна «Transund», порте назначения представлена в письме Общества в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» (письмо от 13.02.2016 № б/н).
Данные о погруженном на морское судно «Transund» количестве груза «уголь…» содержатся и в «Draft Survey Certificate» от 12.02.2016, подписанным капитаном морского судна «Transund» и представителем ООО «Порт Высоцкий».
Представленные таможенному органу документы в совокупности подтверждают статус судна морского «Transund» в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для погрузки на его борт груза «уголь…» в количестве 16 240 тонн, следуемого из морского порта Высоцк в морской порт Гамбург (Германия), и начала международной перевозки.
Судом также установлено, что 09.02.2016 в морской порт «Высоцк» прибыло морское иностранное судно «Golden Strength» (2008 года постройки, IMO 9413420, флаг Гонк-Конга, далее – морское судно «Golden Strength», судно типа «Panamax»), владельцем которого является компания «Golden Ocean Group LTD» (Республика Кипр), без груза.
По факту прибытия морского судна «Golden Strength» таможенным постом Морской порт Выборг Выборгской таможни зарегистрировано сообщение о прибытии № 10206050/090216/2000020 и выпущена ТДТС № 10206050/090216/10/2000040, с установленным сроком временного ввоза до 09.03.2016, в качестве судового агента выступает Общество.
Общество в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» (письмо от 09.02.2016 № б/н) направило уведомление о прибытии морского судна «Golden Strength» в морской порт «Высоцк», из морского порта Скаген (Дания), без груза, с целью погрузки на борт груза «уголь…» в количестве 72 000 тонн.
12.02.2016 капитаном морского судна «Golden Strength» поданы документы для завершения временного ввоза указанного судна в качестве ТСМП, в том числе в материалах судового дела № 10206050/090216/2000020 имеются следующие документы: генеральная декларация № 10206050/120216/10/2000044, декларация о грузе, коносамент, «Draft Survey Certificate» от 12.02.2016, поручение на отгрузку от 08.02.2016 № 41, поручение на отгрузку от 08.02.2016 № 42, письмо Общества (от 12.02.2016 № б/н) в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» об убытии судна «Golden Strength» из морского порта «Высоцк».
Из представленных документов следовало, что груз «уголь…» в количестве 55 766 тонн, погруженный в период с 09.02.2016 14:00 по 12.02.2016 06:30 на судно «Golden Strength» на основании поручений на отгрузку от 08.02.2016 № 41 и от 08.02.2016 № 42, следует в порт назначения – Гамбург (Германия), получатель – «MIR TRADE AG».
Аналогичная информация о количестве груза на борту судна «Golden Strength», порте назначения представлена в письме Общества в адрес ОТО и ТК № 2 ТП «Морской порт Выборг» (письмо от 12.02.2016 № б/н).
Данные о погруженном на судно «Golden Strength» количестве груза «уголь…» содержатся и в «Draft Survey Certificate» от 12.02.2016, подписанным капитаном судна «Golden Strength» и представителем ООО «Порт Высоцкий».
Представленные таможенному органу документы в совокупности подтверждают статус судна «Golden Strength» в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для погрузки на его борт груза «уголь…» в количестве 55 766 тыс. тонн, следуемого из морского порта Высоцк в морской порт Гамбург (Германия) и начала международной перевозки.
В ходе проверки установлено, и Обществом не оспаривается, что в районе якорной стоянки № 18Е осуществлялась перегрузка товара «уголь…» с морского судна «Transund» на морское судно «Golden Strength».
В соответствии с приказом Минтранса России от 05.05.2015 № 161 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Высоцк» (далее – Обязательные постановления) якорная стоянка № 18Е включена в список якорных стоянок морского порта «Высоцк».
После осуществления перегрузки товара «уголь…» морское судно «Golden Strength» следовало в порт назначения, а морское судно «Transund» после кратковременного пребывания в территориальных водах Республики Финляндия, возвращалось на территорию ЕАЭС.
При таможенном декларировании судна «Transund» и его временном ввозе в качестве ТСМП ни Обществом, ни иными лицами таможенному органу не были представлены документы и сведения о предстоящей перегрузке груза «уголь…» с судна «Transund» на судно типа «Panamax» в районе якорной стоянки № 18Е.
Материалами камеральной таможенной проверки (далее – КТП) установлено, что в период с 10.06.2015 по 24.02.2016 имело место 26 фактов нахождения в районе якорной стоянки № 18Е морского судна «Transund» и судов типа «Panamax» и проведения в указанный период времени операций по перегрузке с морского судна «Transund» на суда типа «Panamax» товара «уголь…», погруженного на судно «Transund» в морском порту «Высоцк».
В связи с установлением факта использования документов, содержащих недостоверные сведения при перемещении судна «Transund» в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС, в результате проведенной в отношении Общества выездной таможенной проверки решением СЗТУ от 06.06.2018 № 10200000/210/060618/Т000081/001 морское судно «Transund» признано незаконно перемещенным 11.02.2016 через таможенную границу ЕАЭС; решения СЗТУ по результатам камеральной таможенной проверки от 06.06.2018 № 10200000/210/060618/Т000027/001 морское судно «Transund» признано незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС10.06.2015, 18.06.2015, 26.06.2015, 29.06.2015, 09.07.2015, 18.07.2015, 28.07.2015, 12.08.2015, 26.08.2015, 02.09.2015, 06.09.2015, 12.09.2015, 18.09.2015, 28.09.2015, 08.10.2015, 20.10.2015, 30.10.2015, 04.11.2015, 10.11.2015, 21.11.2015, 05.12.2015, 13.12.2015, 19.12.2015, 31.12.2015, 08.02.2016, 15.02.2016.
В результате камеральной и выездной таможенных проверок Управления на основании выявленных фактов незаконного перемещения судна «Transund» через таможенную границу ЕАЭС приняты решения от 06.06.2018 № 10200000/210/060618/Т000081/003 и от 06.06.2018 № 10200000/210/060618/Т000027/002 о возникновении у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как у лица, участвовавшего в незаконном перемещении судна «Transund».
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок перемещения ТСМП (в проверяемый период) был установлен главой 48 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 341 ТК ТС ТСМП, пересекающие таможенную границу, подлежат остановке и стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций, предусмотренных ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 341 ТК ТС отправление ТСМП из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытии товаров с такой территории, предусмотренных главами 23 и 24 ТК ТС соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если ТСМП ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда ТСМП используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.
Согласно пункту 4 статьи 341 ТК ТС ТСМП подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры. В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование ТСМП осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза ТСМП и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза ТСМП и ввозе таких временно вывезенных ТСМП на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу ТДТС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 350 ТК ТС в качестве ТДТС применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 344 ТК ТС на таможенной территории таможенного союза не допускается использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее для целей использования в настоящей главе - внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза).
Особенности использования ТСМП, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 2 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) не допускается использование в качестве ТСМП во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог), воздушных судов, водных (морских и речных) судов.
Арбитражный суд первой инстанции полагает обоснованными доводы таможенного органа о том, что перемещение морского судна «Transund» было направлено исключительно на его использование во внутренних перевозках, то есть для реализации целей, которые не были заявлены Обществом при оформлении документов и заявлении судна, кактранспортного средства международной перевозки.
Так, таможенным органом в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что район якорной стоянки № 18Е расположен в акватории внутренних морских вод Российской Федерации (письмо Минобороны России от 31.01.2017 № 708/3/41).
В соответствии с пунктом 67 Конституции Российской Федерации, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Таким образом, район якорной стоянки № 18Е входит в территорию Российской Федерации.
Управление в ходе проведения проверок на основании письма контрольно-правоохранительного департамента таможни Финляндской Республики от 29.01.2018 № 4/04.06/2018, сведений, полученных из содержащихся в КИИС «МоРе», установлено, что судно «Transund» не заходило в проверяемый период в порт г. Котка и иные порты Финляндской Республики, а также иностранные порты, указываемые в качестве порта назначения при таможенном декларировании судна «Transund», за исключением захода судна «Transund» 24.07.2015, 28.07.2015 в порт Таллин (Эстония), 13.10.2015, 16.10.2015 в порт «Санкт-Петербург», а лишь совершало кратковременные заходы в территориальное море (исключительную экономическую зону) Финляндской Республики. При этом, в ходе перемещения с судна «Transund» были совершены перегрузки груза «уголь…» на суда типа «Panamax» в районе якорной стоянки № 18Е. Кроме того, в материалах проверок имеются документы (Draft survey report), в которых содержится указание на суда типа «Panamax» как места окончания перевозки.
Указанные обстоятельства позволяют квалифицировать перемещение морского судна «Transund», как его использование во внутренней перевозке товара «уголь…» по таможенной территории Таможенного союза.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 статьи 344 ТК ТС, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
Сведения о факте помещения судна «Transund» в проверяемый период под таможенную процедуру в таможенных органах СЗТУ отсутствуют.
Довод Общества о том, что совершенные операции не являются морской перевозкой по смыслу положений статей 115, 177, 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку положения статьи 344 ТК ТС в принципе не допускают использование временно ввезенных ТСМП при перемещении (кроме тех целей, которые заявлены в документах, позволяющих идентифицировать транспортные средства, как транспортные средства международной перевозки), данная норма каких либо исключений не содержит. Иное толкование позволяет использовать временно ввезенные ТСМП без помещения под таможенные процедуры и без уплаты таможенных пошлин, что противоречит положениям статьи 344 ТК ТС и таможенному законодательству Российской Федерации в целом. С учетом изложенного, ссылки Общества на положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части приведения определений терминов с целью оспаривания запрета, предусмотренного положениями пункта 2 статьи 344 ТК ТС, на использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, неправомерны.
В случае совершения действий, указанных в пункте 3 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), вступившим в силу 01.01.2018, введен ряд положений, нацеленных на пересмотр возникших и подлежащих исполнению до его вступления в силу обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, включая полное прекращение ранее выявленных обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления ТК ЕАЭС в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, анализ вышеуказанных документов и сведений о фактических обстоятельствах нахождения морского судна «Transund» и судов типа «Panamax» на таможенной территории ЕАЭС в проверяемый период позволил установить факты использования морского судна «Transund» с нарушением условий, установленных правом ЕАЭС для временно ввозимых ТСМП.
Кроме того, суд учитывает, что выявленные в ходе проведения таможенных проверок в отношении ООО «Рикс Шиппинг Восток» нарушенияне ограничиваются фактами использования морского судна «Transund» для внутренней перевозки, а сопряжены с использованием при таможенном декларировании судна документов, в том числе подписанных со стороны Общества и имеющихся в судовых делах, содержащих заведомо недостоверные сведения об иностранных портах назначения судна, что подпадает под понятие незаконного перемещения, закрепленного подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
После вступления в силу с 01.01.2018 ТК ЕАЭС определение термина незаконного перемещения содержится в подпункте 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Как было указано выше, морское судно «Transund» было заявлено в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для погрузки на его борт груза «уголь…», следуемого из морского порта Высоцк в морской порт иностранного государства.
В ходе проверки Управлением установлено, что Общество на основании договора агентирования от 17.01.2013 № 13-001 выступало в качестве судового агента морского судна «Transund».
В соответствии с указанным договором компания «Rix Shipping SIA» (Латвийская Республика) (Принципал) номинирует Общество (Агент) на обслуживание своих судов, заходящих в морской порт «Высоцк» и морской порт «Выборг», предоставляя широкие полномочия по всем вопросам обслуживания судов (пункт 2.2. договора), в том числе по организации постановки судов к причалу, погрузки/выгрузки грузов в соответствии с местными обычаями и условиями (пункт 4.1 Договора) и согласованию действий для надлежащего исполнения всех таможенных формальностей при заходе судов Принципала (пункт 4.2 договора).
Таможенным органом установлено, что между Обществом с ООО «Порт Высоцкий» заключено два договора:
1. договор возмездного оказания услуг от 01.07.2015 № 214/07-15 (далее – Договор), предметом которого является оказание Обществу услуг по оперированию якорной стоянкой 18-Е (акватория морского порта Высоцк), в соответствии с планом (схемой) расстановки судов в морском порту и требованиями по обеспечению безопасности торгового мореплавания в морском порту, а также договор от 01.01.2013 № 014-01-13, предметом которого является оказание Обществу буксирных и швартовых услуг для российских и иностранных судов (агентируемых заказчиком по поручению и за счет судовладельца (фрахтователя), на акватории морского порта Высоцк, в соответствии с Обязательными постановлениями по морским торговым портам Выборг и Высоцк. Дополнительным соглашением от 30.12.2015 срок действия указанного договора продлен до 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора, по поручению Общества ООО «Порт Высоцкий» согласовывает возможность стоянки судов в Службе в г. Выборге УФСБ России по Санкт-Петербургу и ЛО, у Капитана порта Высоцк, у Начальника КПП «Высоцк», а также иных уполномоченных органов и лиц, в целях надлежащего выполнения обязанностей по указанному договору. Дополнительным соглашением от 30.12.2015 срок действия указанного договора продлен по 31.12.2016 включительно.
В проверяемый период во исполнение договора Обществом направлены соответствующие письма, содержащие заявку о разрешении стоянки ожидающего судна типа «Panamax» и подходящего судна «Transund» (Латвия) в районе якорной стоянки № 18Е с последующим убытием судов за границу Российской Федерации, а также о согласовании с пограничными органами разрешения на вышеуказанную стоянку и перегрузку грузов по схеме «судно-судно».
Наличие ссылки в договоре (пункт 1.1 Договора) на место проведения операций по перегрузке груза «уголь…» – якорная стоянка № 18Е, направление в проверяемый период писем, содержащих заявки на разрешение стоянки и проведение перегрузки на якорной стоянке № 18Е по цепочке ООО «Рикс Шиппинг Восток» – ООО «Порт Высоцкий» – капитан морского порта «Высоцк» – начальник службы в г. Выборге ПУ ФСБ России по Санкт-Петербургу, подтверждают прямую связь указанных договоров.
Таким образом, договор, содержащий ссылку на якорную стоянку № 18Е, как место фактического проведения операций по перегрузке груза «уголь…» с судна «Transund» на суда типа «Panamax», совершенных в нарушении пункта 2 статьи 344 ТК ТС, в совокупности с фактическим оказанием ООО «Порт Высоцкий» услуг Обществу по согласованию стоянки и перегрузки груза «уголь…» с судна «Transund» на суда типа «Panamax» в районе якорной стоянки № 18Е и проведением вышеуказанных операций, свидетельствует о представлении в таможенный орган документов, заведомо содержащих недостоверные сведения.
Кроме того, направление Обществом писем в ООО «Порт Высоцкий», содержащих заявки на согласование стоянки и проведение перегрузки в районе якорной стоянки № 18Е, подтверждает наличие у Общества информации о том, что фактически груз, погруженный в морском порту «Высоцк» на судно «Transund» не будет доставлен на указанном судне в иностранный порт назначения, а будет перегружен на суда типа «Panamax» в районе якорной стоянки № 18Е, то есть на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что в момент пересечения таможенной границы, а также на момент таможенного декларирования судно «Transund» отвечало всем признакам транспортного средства международной перевозки, подлежит отклонению, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела. В ходе проверки было установлено, что именно сокрытие фактического маршрута судна (то есть указание иностранных портов в качестве пунктов назначения, вместо якорной стоянки № 18Е) позволяло на регулярной основе декларировать судно в качестве ТСМП без уплаты таможенных платежей. Таким образом, ни в момент пересечения таможенной границы, ни на момент декларирования, ни в дальнейшем судну «Transund», с учетом фактической цели использования судна, не мог быть присвоен статус транспортного средства международной перевозки.
Уклонение заявителя от надлежащего исполнения обязанностей в части достоверного указания и раскрытия информации при таможенном декларировании, не может являться основанием для освобождения от уплаты таможенных сборов и платежей.
Арбитражный суд первой инстанции соглашается с позицией таможенного органа о том, что системный характер использования судна «Transund» с нарушением условий, установленных правом ЕАЭС для временно ввозимых ТСМП на таможенной территории ЕАЭС, наличие в распоряжении Общества информации о предстоящей перегрузке по схеме, алгоритм которой был известен заявителю и неоднократно им использовался, представлении в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, свидетельствуют о намеренном характере действий Общества.
Управлением установлено наличие следующих договоров, заключенных Обществом в целях исполнения договора агентирования от 17.01.2013 № 13-001:
- договор от 01.01.2013 № О-25/2013, заключенный с ООО «Гриннаутик», согласно которому ООО «Гриннаутик» обязуется по письменным заявкам Общества и за его счет производить работы по сбору, транспортировке, передаче для обезвреживания/использования/размещения отходов I, III-V класса опасности, образующихся на судах, находящихся под агентированием Заказчика на акваториях портов Выборг и Высоцк
- договор от 20.12.2012 № А-260/12 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна (ов) в морских портах, заключенный с ФГУП «Росморпорт», в соответствии с которым ФГУП «Росморпорт», в частности, обязуется оказывать на подходах к порту и непосредственно на его акватории комплекс услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, включая вход судна в порт и выход судна из порта, маневрирование и стоянку судна в порту.
- договор от 01.01.2016. № А-85 (16), заключенный с ФГБУ «АМП Балтийского моря» (далее – Договор), в соответствии с которым ФГБУ «АМП Балтийского моря» взимает портовые сборы, подлежащие оплате Обществом при работе в Морских портах: «Большой порт Санкт-Петербург»; «Приморск»; «Усть-Луга»; «Выборг»; «Высоцк»; «Пассажирский порт Санкт-Петербург».
Таким образом, наличие и перечень указанных договоров, предмет исполнения которых связан с совершением определенных действий в отношении судна «Transund», а также фактическое их исполнение, подтверждают роль Общества в качестве судового агента судна «Transund», выполняющего свои обязанности в рамках указанного договора агентирования.
Кроме того, Управлением в материалы судебного дела представлены доказательства того, что по поручению Общества ООО «Порт Высоцкий» обращалось в Выборгскую таможню (письмо от 07.02.2014 № 122) по поводу рассмотрения возможности осуществления таможенного контроля судов типа «Panamax» после его полной догрузки судном-челноком на якорной стоянке «18Е», поскольку полная загрузка указанного судна у причала сажает судно на мель.
Письмом от 14.02.2014 № 18-01-34/03435 Выборгская таможня сообщила, что судном-челноком может быть только российское судно, поскольку в соответствии со статьей 340 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию ТС ТСМП (включая порожних), зарегистрированных в иностранных государства, может быть осуществлен исключительно в целях завершения или начала международной перевозки на такой территории или за ее пределами. Также было указано на то, что исходя из положений статьи 344 ТК ТС использование на таможенной территории ТС временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории ТС, не допускается.
Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований предусмотренных пунктом 2 статьи 81 ТК ТС (пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС), для возникновения у у ООО «Рикс Шиппинг Восток» обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Ссылка заявителя на выводы судов по делу № А56-78188/2018, в качестве основания для удовлетворения требований, подлежит отклонению, поскольку в рамках указанного дела основанием для признания решений таможенного органа недействительными явились выводы судов о том, что ООО «Порт Высоцкий» не знало и не могло знать о незаконности перемещения морского судна «Transund», поскольку руководствовалось Технологической схемой. Между тем, Общество, имея в распоряжении информацию о том, что судно «Transund» является иностранным, фактически груз, погруженный в морском порту «Высоцк», не будет доставлен на указанном судне в иностранный порт назначения, а будет перегружен на суда типа «Panamax» в районе якорной стоянки № 18Е, а также зная о невозможности использования иностранного судна-челнока для организованной схемы осуществления перегрузочных операций в районе якорной стоянки № 18Е, располагало информацией о незаконности перемещения судна «Transund» через таможенную границу ЕАЭС в рассматриваемый период.
Таким образом, основания, по которым ООО «Порт Высоцкий» было освобождено от обязанности по уплате, в рамках настоящего дела в отношении Общества не установлены. При этом, из судебных актов по делу № А56-78188/2018 не следует, что предметом рассмотрения являлись обстоятельства подачи Обществом при таможенном декларировании судна «Transund» документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о фактической цели использования судна, в том числе маршруте следования.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела установление указанных обстоятельств является основанием для вывода о возникновении у Общества обязанности, в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС (пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС), по уплате таможенных пошлин, налогов, как у лица, участвующего в незаконном перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза, которое знало или должно было знать о незаконности такого перемещения, в связи с выявлением фактов незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза морского судна «Transund» с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о морском судне «Transund» как о временно ввезенном в качестве ТСМП.
Арбитражный суд первой инстанции считает несостоятельной позицию Общества о законности действий заявителя со ссылкой на то, что вся деятельность по организации работ по дозагрузке судов на якорной стоянке 18Е осуществлялась в соответствии с пунктом 6.2 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пункте пропуска «Морской порт Высоцк», которая была утверждена, в том числе, таможенным органом.
Указанная технологическая схема не является нормативным правовым актом, а представляет собой организационно-распорядительный акт.
Положения Технологической схемы, разрабатываемой и утверждаемой в целях определения последовательности осуществления контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (пункт 14 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 (редакция № 4 от 04.09.2012, действующая до 12.05.2016), не могут заменять нормы права ЕАЭС, а ее применение невозможно в отрыве от соблюдения законодательных норм и не может быть направлено на их преодоление или подмену при перемещении иностранных товаров, в том числе транспортных средств, через таможенную границу.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в рассматриваемый период в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (часть 2 статьи 150 ТК ТС).
Для отдельных категорий товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ТК ТС, пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.
Особенности и условия перемещения транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок установлены главой 48 ТКТС.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 статьи 344 ТК ТС, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
Судно «Transund» в исследуемый период под таможенные процедуры помещено не было.
В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 344 ТК ТС в случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины.
Рассматриваемая Технологическая схема не учитывает особый статус морского судна, ввезенного в качестве ТСМП. Кроме того, наличие соответствующей подписи должностного лица Выборгской таможни не легализует возможность ее использования в противовес законодательно установленным ограничениям по использованию ТСМП.
Общество в основе своей позиции ссылается на обозначенное в пункте 6.2 Технологической схемы «иностранное судно-челнок».
Пунктом 6.2 «Особенности осуществления процедур пограничного и таможенного контроля, иных государственных контрольных органов на якорной стоянке №18Е» Технологической схемы предусмотрено следующее. Иностранное судно типа «Рапатах» и иностранное судно-челнок после окончания погрузки проходят у причалов угольного терминала морского порта Высоцк пограничный и таможенный и другие виды государственного контроля на убытие из Российской Федерации. Далее иностранное судно типа «Рапатах» и иностранное судно-челнок убывают на якорную стоянку № 18Е для перегрузки по схеме «с судна на судно». После окончания перегрузки оба судна убывают с якорной стоянки № 18Е за пределы территориальных вод Российской Федерации.
Вместе с тем, само по себе использование термина «иностранное судно-челнок» не свидетельствует о невозможности законного использования Технологической схемы.
В целях легальной реализации положений Технологической схемы ТК ТС, действовавшим в исследуемый период, установлены условия помещения иностранных товаров, в данном случае транспортных средств, под таможенные процедуры, а также порядок расчета таможенных пошлин, налогов при выборе той или иной процедуры.
Так, например, при помещении транспортного средства под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)», товар сохраняет статус иностранного, может использоваться на внутренней территории Таможенного союза при условии уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов (Глава 37 ТК ТС).
Перечень российских и иностранных лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта, установлен статьей 186 ТК ТС.
При указанных обстоятельствах, в случае, если заявитель усматривает для себя невозможность по каким-либо причинам осуществления деятельности по Технологической схеме без нарушения законодательства, данное убеждение не может рассматриваться в качестве основания для осуществления деятельности в противовес нормам таможенного законодательства, устанавливающих порядок декларирования, статус товара для таможенных целей и порядок уплаты таможенных платежей.
При этом субъективная убежденность Общества в «невозможности» по каким-либо причинам декларировать судно с уплатой таможенных платежей не может являться основанием для освобождения заявителя от обязанности соблюдения требований действующего законодательства путем введения в заблуждение, предоставления недостоверной информации и уклонения от уплаты таможенных платежей.
В соответствии со статьей 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает, в том числе, в соответствии со статьей 81 ТК ТС. В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Положения о возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу также содержатся в статье 56 ТК ЕАЭС, вступившего в силу с 01.01.2018.
Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС (абзац 2 пункта 5 статьи 72 ТК ЕАЭС).
Выпуск судна «Transund» в качестве ТСМП является фактом, имеющим юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
При установленных фактах незаконного перемещении судна «Transund» в качестве ТСМП, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о судне Transund» (пункт 25 статьи 2 ТК ЕАЭС), таможенные платежи исчисляются с учетом специального порядка, обусловленного особым статусом товара - ТСМП.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления ТК ЕАЭС в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (пункт 4 статьи 458 ТК ЕАЭС).
Поскольку факт незаконного перемещения товара сопряженного с нарушениями использования временно ввезенного ТСМП, подтвержден по результатам рассмотрения дела, у Общества имеется неисполненная обязанность по уплате таможенных платежей, что правомерно отражено в оспариваемых решениях.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.