Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 декабря 2019 года Дело № А56-90473/2019
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2019 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скопиченко М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Арбел +»
к Федеральной таможенной службе
третье лицо: Балтийская таможня
о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в размере 224 473 руб. 33 коп.,
при участии:
от истца - ФИО1 по доверенности от 22.04.2019;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.12.2018 № 01-28/2848;
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 13.06.2019 №05-11/22733,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Арбел +» (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявленеим, уточнив заявленные требования, просит суд взыскать с Российской Федерации в лице ФТС России (далее – ФТС) за счет средств казны Российской Федерации 224473, 33 руб., составляющих сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 18.12.2019 в соответствии с положеними статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 17 часов 10 минут 25.12.2019.
Судебное заседание продолжено после перерыва при участии названных представителей сторон.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представители ФТС и Балтийской таможни возражали по доводам, изложенным в отзывах.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 10.02.2016 № 1022016, заключенного между компанией «Papierfabrik August Koehler SE», Германия (далее -Продавец) и ООО «АРБЕЛ+», на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CIF Санкт-Петербург, ввезен и задекларирован по ДТ № 10216120/050418/0023616 товар: «термочувствительная бумага из 100% целлюлозы с односторонним полимерным покрытием, чувствительным к термо-механическому воздействию...», страна происхождения - Германия, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4811 90 000 0, заявленная таможенная стоимость - 1 413 862.28 рублей, вес нетто - 23 169 килограмм, цена товара за килограмм - 1,06 долларов США.
В целях подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости товара, Обществом, во исполнение пункта 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, являющегося Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок декларирования), представлены следующие документы: Коносамент от 31.03.2018 № MSCUOQ911114; Страховой полис, выданный фирмой HDI Global SE; Заявление на перевод иностранной валюты от 04.05.2018 № 5; Инвойс от 22.12.2017 № 90892426; Инвойс от 04.01.2018 № 90893805; Заявление на перевод иностранной валюты от 15.01.2018 № 1; Заявление на перевод иностранной валюты от 14.02.2018 № 2; Прайс-лист от 01.01.2018; Внешнеторговый контракт от 10.02.2016 № 1022016; прочие коммерческие, товаросопроводительные и транспортные документы.
При проведении контроля таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ № 10216120/050418/0023616, таможенным постом Гавань обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно, представленные документы не являются достаточными, поскольку уровень заявленной таможенной стоимости товара по ДТ указывает на то, что данные сведения могут являться недостоверными, так как, таможенная стоимость, заявленная в ДТ ниже стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида, определенного в результате проводимого оперативного мониторинга и анализа оформления данных товаров.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ТС ЕАЭС) таможенным постом Гавань направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений.
Согласно данному запросу таможенный орган просит предоставить ООО «АРБЕЛ+» следующие документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения:
- контракт, действующие приложения, дополнения, изменения, спецификации к представленному контракту, заказ на поставку, заказы по предыдущим поставкам (недопоставленному товару), с комплектом документов, подтверждающих непоставку товара отправителю;
- банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате данной партии товаров и предыдущих в соответствии с контрактом (SWIFT, платежное поручение с отметками банка, ведомость банковского контроля и т.п.; бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам в рамках контракта;
- дистрибьюторские, дилерские и иные соглашения между продавцом и покупателем (в том числе трехсторонние); прайс-лист изготовителя товаров; сведения о видах представленных скидок к первоначальной цене предложения, основания для их предоставления, заверенный в установленном порядке прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров, представляющий собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; экспортная таможенная декларация страны отправления с переводом на русский язык; ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в РФ; информация маркетинговых исследований, иных официальных источников мирового рынка на декларируемый товар;
- иные документы, которые декларант желает/может
предоставить в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости.
07.04.2018 ООО «АРБЕЛ+»представило обеспечение уплаты таможенных платежей под таможенную расписку № 10216120/070418/ЭР-0070438.
Письмом от 28.05.2018 № 0528 Общество представило запрошенные в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска, документы, сведения и пояснения.
26.06.2018 таможенным постом Гавань принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ№ 10216120/050418/0023616.
Таможенная стоимость рассматриваемого товара определена таможенным постом Гавань в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
16.11.2018 в Балтийскую таможню поступило заявление общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. № 41011).
22.11.2018 письмом Балтийской таможни №15-10/47584 заявление
возвращено без рассмотрения в связи с непредставлением обществом документов:
- подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
- платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
24.06.2019 ООО «Арбел +» обратилось в Балтийскую таможню с заявлением о
зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин,
налогов и иных денежных средств по ДТ №10216120/050418/0023616.
Письмом от 02.07.2019 №14-11/25230 Балтийская таможня уведомила Общество, что к заявлению не представлена форма КДТ, повлекшая уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с соответствующей отметкой таможенного органа, изменения в электронный вид ДТ №10216120/050418/0023616 не внесены.
Ссылаясь на право обращения в суд с требованием о возврате излишне
уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов в течение трех лет, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, Общество указывает, что срок обжалования решения от 10.07.2018 таможенного поста Гавань Балтийской таможни, не был им пропущен, поскольку первоначально Заявителем была подана жалоба от 10.08.2018 № 0810 на данное решение, в рассмотрении которой было отказано таможенным органом на основании письма Балтийской таможни № 05-22/4224 от 18.10.2018.
Также Общество указывает, что ему стало известно о произведенной таможенным органом корректировке таможенной стоимости 21.07.2018 из уведомления Балтийской таможни № 15-10/28194 от 13.07.2018 о зачете денежных средств,
10.07.2018 таможенного поста Гавань Балтийской таможни об изменении (дополнении) сведений по ДТ № 10216120/050418/0023616 истекал 21.10.2018. Жалоба от 10.08.2018г. № 0810 была передана в Балтийскую таможню 15.10.2018. исходя из письма Балтийской таможни № 05-22/4224 от 18.10.2018, т.е. вовремя.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Анализ положений указанных статей позволяет сделать вывод о том, что в отношении деликтных обязательств с участием государственных органов под убытками следует понимать отрицательные последствия незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, состоящие в умалении имущественных благ лица.
Из материалов дела следует, что Обществом на таможенный пост Гавань Балтийской таможни в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подана декларация на товары (далее - ДТ) №10216120/050418/0023616, в которой заявлены сведения о товарах, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) во исполнение внешнеэкономического контракта от 10.02.2016 № 1022016, заключенного Обществом с компанией «Papierfabrik August Koehler Se» (Германия), на поставку термочувствительной бумаги из 100 % целлюлозы с односторонним полимерным покрытием, чувствительным к термо-механическому воздействию, для кассовых аппаратов и банкоматов (далее - товары, рассматриваемые товары).
При осуществлении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, представленных Обществом в подтверждение сведений, заявленных в ДТ№ 10216120/050418/0023616, таможенным постом Гавань Балтийской таможни принято решение от 06.04.2018 о запросе у декларанта документов, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ № 10216120/050418/0023616.
07.04.2018 товар, сведения о котором заявлены в ДТ № 10216120/050418/0023616, выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
29.06.2018 таможенным постом Гавань Балтийской таможни принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графы 12, 43, 45, 46, 47, «В» ДТ № 10216120/050418/0023616, в части метода определения таможенной стоимости и сумм таможенных пошлин и налогов.
16.11.2018 в Балтийскую таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
22.11.2018 письмом Балтийской таможни № 15-10/47584 заявление возвращено без рассмотрения в связи с непредставлением Обществом документов: подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ) рассмотрело жалобу общества на решение Балтийской таможни о возврате без рассмотрения заявления о возврате не взысканных сумм таможенных о (зачете) излишне уплаченных или излишне пошлин, налогов и иных денежных средств, формализованное в письме Балтийской таможни от 22.11.2018 № 15-10/47584. СЗТУ принято решение по жалобе № 15-02-22/19 от 18.02.2019.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на момент подачи обществом соответствующего заявления регламентирован главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон).
Согласно части 1 статьи 147 Закона излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 2 статьи 147 Закона к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
- платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
- документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
- документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
- иные документы, которые могут быть представлены лицом,
для подтверждения обоснованности возврата.
Частью 4 статьи 147 Закона установлено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона.
Таким образом, обязанность по представлению вместе с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, возлагается на плательщика.
16.11.2018 Общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В заявлении о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств общество указало, что одновременно с заявлением предоставляет таможенному органу: копии КДТ, ДТ, ДТС по ДТ № 10216120/050418/0023616; таможенную расписку TP № 10216120/070418/ЭР-0070438; выписку из ЕГРЮЛ.
В заявлении также указано, что ранее Обществом предоставлялись Балтийской таможне документы, в которых отсутствуют изменения:
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
- копия Свидетельства о постановке на учет в ИФНС;
- копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; копия информационного письма об учете в Статрегистре Росстата; справка банка об открытых счетах, оригинал; копия устава ООО «Арбел+»;
- копия протокола внеочередного собрания общества о назначении директора;
- копия паспорта генерального директора общества; решение о сроке полномочий директора общества;
- приказ № 1 от 09.06.2015 о возложении обязанности главного бухгалтера общества;
- образец подписи директора, заверенный нотариусом; оригинал п/п №1950 от 03.04.2018.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 (далее - Порядок внесения изменений).
Пунктом 2 Порядка внесения изменений установлено, что при внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, используется КДТ, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 Порядка внесения изменений.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Порядка внесения изменений сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, в том числе в случае выявления недостоверных сведений, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Пунктом 12 Порядка внесения изменений установлено, что внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 Порядка внесения изменений, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
В соответствии с пунктом 19 Порядка внесения изменений при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 Порядка внесения изменений, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ.
Возвращая без рассмотрения заявление общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, таможенным органом обоснованно указано на непредставление обществом документов:
- подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, оформленных надлежащим образом с отметками таможенного органа;
- подтверждающих факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов, оформленных надлежащим образом с отметками таможенного органа;
- платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Общество в таможенный орган представляло в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов оригиналы таможенных расписок. При этом в соответствии с положениями пункта 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, Порядка внесения изменений при таможенном декларировании товаров в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов, должна предоставляться надлежащим образом заполненная КДТ (в отметками таможенного органа). Представленная Обществом с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин налогов и иных денежных средств КДТ заверена ненадлежащим образом. Указанная КДТ и заверенная обществом ДТ не содержали и не подтверждали информации о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, о факте излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Непредставление Обществом платежного документа с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в связи с его предоставлением ранее в таможенный орган не соответствует требованиям положений части 3 статьи 147 и частей 4-7 статьи 122 Закона, так как платежный документ не поименован среди документов, которые могут повторно не предоставляться.
Таким образом, Обществом в нарушение части 2 статьи 147 Закона
в комплекте документов, представленных с заявлением о возврате (зачете)
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин,
налогов и иных денежных средств, не приложены: платежный документ; оформленные надлежащим образом документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату и документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Балтийской таможни о возврате без рассмотрения заявления ООО «Арбел+» о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, формализованного в письме Балтийской таможни от 22.11.2018 № 15-10/47584 является законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1083 ГК РФ и статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счёт казны Российской Федерации, если установлены как юридический факт:
- незаконность действий государственного органа или его должностных лиц;
- наличие вреда (убытков) и доказан его размер;
- причинно-следственная связь между решениями, действиями (бездействием) государственного органа и его должностных лиц и наступившим вредом (убытком);
- вина должностного лица государственного органа в причинении вреда (убытков) лицу;
- истцом были предприняты все возможные меры к предотвращению вреда (убытков) и уменьшению его размера.
Взыскание излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерация - заявитель обосновывает тем, что - Федеральная таможенная служба, осуществляя функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, отвечает за неправомерные действия таможни.
Вместе с тем, заявителем не учитывается, что в данном случае в отношении Общества неправомерные действия со стороны Балтийской таможни не совершались.
Ссылка Общества на то, что по делу А56-155177/2018 Верховным судом дана оценка аналогичным обстоятельствам отклоняется судом, поскольку в деле А56-155177/2018 речь идет о специальной норме права (статья 148 Федерального закона №311-ФЗ «О таможенном регулировании»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня. следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств подано с нарушением срока подачи данного заявления, установленного пунктом 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании.
В случае по делу А56-155177/2018 факт принадлежности денежных средств Обществу являлся подтвержденным, поскольку ДТ была отозвана.
В соответствии с пунктом 34 Пленума №49 с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
В рассматриваемом случае, факт излишней уплаты по ДТ 10216120/050418/0023616 не является подтвержденным.
Более того, судом не установлена незаконность решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностных лиц, а, значит, и наличие причинно-следственной связи и вины должностного лица таможенного органа в причинении вреда (убытков) Обществу.
При изложенных обстоятельствах, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Грачева И.В.