Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 августа 2018 года Дело № А56-90531/2017
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Гуляев С.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шершневой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Местной Администрации муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка
к 1) обществу с ограниченной ответственностью «ПРО СЕРВИС», 2) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения УФАС от 01.08.2017 по делу №1-00-27/78-03-17 о признании в действиях Администрации и ООО «Про Сервис» нарушений частей 1 и 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»; о признании незаконным предписания УФАС от 01.08.2017 по делу №1-00-27/78-03-17 в адрес Администрации
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.11.2017
от заинтересованного лица – 1) не явился, извещен, 2) ФИО2 по доверенности от 15.01.2018
установил:
Местная Администрация муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ПРО СЕРВИС» (далее – ООО «ПРО СЕРВИС», Общество) и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС, Управление) о признании незаконным решения Управления от 01.08.2017 по делу №1-00-27/78-03-17 о признании в действиях Администрации и ООО «Про Сервис» нарушений частей 1 и 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ); о признании незаконным предписания Санкт-Петербургское УФАС от 01.08.2017 по делу №1-00-27/78-03-17 в адрес Местной администрации.
Определением от 12.03.2018 суд приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-79148/2017.
В связи с наступлением оснований, повлекших приостановление производства по делу, суд определением от 25.06.2018 возобновил производство по делу.
В судебном заседании представитель Администрации заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель Управления возражал по мотивам, заявленным в отзыве.
ООО «ПРО СЕРВИС», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечило. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии его представителей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в Санкт-Петербургское УФАС поступили обращения Автономной некоммерческой организации Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» (от 10.02.2017 №№ 3199-ЭП/17, 3200-ЭП/17, 3201-ЭП/17, 3204-ЭП/17), обращение из прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга (от 20.02.2017 № 3897/17) и обращение ФИО3, поступившего из прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга (от 07.04.2017 № 8264/17) о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации при заключении муниципальных контрактов по закупкам №№ 3781433307216000093, 3781433307216000094, 3781433307216000118, 3781433307216000119 с единственным поставщиком – ООО «ПРО СЕРВИС».
По результатам рассмотрения данных обращений и ответов на запросы, полученных от Администрации, Санкт-Петербургское УФАС приказом от 10.05.2017 №278/17 возбудило дело № 1-00-27/78-03-17 по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ, выразившегося в осуществлении Администрацией и Обществом ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119).
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 01.08.2017 по делу № 1-00-27/78-03-17 (рег. № 78/24130/17 от 15.08.2017) в действиях Администрации и Общества признано нарушение частей 1, 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в осуществлении Администрацией и Обществом ограничивающих конкуренцию соглашений путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению/поддержанию начальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами.
Управлением также вынесено предписание от 01.08.2017 по делу № 1-00-27/78-03-17 (рег. № 78/24129/17 от 15.08.2017), которым Администрации предписано с момента получения предписания совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции для чего впредь при проведении закупок для муниципальных нужд не заключать соглашений и не совершать действий, которые приводят или могут привести к недопущению конкуренции на право исполнения муниципальных контрактов.
Администрация оспорила данные решение и предписание в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 135-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу статьи 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи16);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (часть 4 статьи 16).
При этом в силу пункта 18 статьи 4 Закона № 135-ФЗ соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
Частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, в силу части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
В силу части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона №44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.
Порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определен статьей 93 Закона № 44-ФЗ, частью 1 которой установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При рассмотрении дела № 1-00-27/78-03-17 Управлением на основании анализа представленных Администрацией и Обществом документов были установлены следующие обстоятельства.
1. Муниципальный контракт от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093).
Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017, запланирована следующая закупка:
Лот 59: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.32; ОКПД: 79.90.31.190; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; количество (объем): 169 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 200 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): 60 000 руб.; срок размещения заказа: июнь 2016 г.; срок исполнения контракта: август 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно правкам, внесенным в выписку из плана графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Местной Администрации МО Черная речка на 2016 год, представленным письмом вх. № 16695/17 от 07.07.2017, наименование предмета контракта: организация посещения музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.3, 79.90.32; ОКПД: 79.90.39.190; срок размещения заказа: июль 2016 г.; срок исполнения контракта: сентябрь 2016 г.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.3 присвоен деятельности по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием; код 79.90.32 - деятельности по оказанию услуг, связанных со службой предварительных заказов.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.190 присвоен услугам прочим, связанным со службой предварительных заказов.
МА МО Черная речка письмом от 25.03.2016 № 01-08/656.5 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по поставке билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для жителей округа в период с июня по август 2016 года. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям, на которые закупаются билеты.
На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило организовать и провести следующие автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, включая входные билеты для посещения дворцов (музеев, парков), на общую сумму 200 000 руб.:
- ФИО4 (июль 2016 г.; стоимость - 76 075,30 руб.);
- Город крепость-Кронштадт (июль 2016 г.; стоимость - 24 858,30);
- Павловск (июль 2016 г.; стоимость - 24 926,50 руб.);
- Петродворец (Петергоф) (август 2016 г.; стоимость - 25 326,50 руб.);
- Стрельна (июль 2016 г.; стоимость - 23 976,50 руб.);
- обзорная по Санкт-Петербургу (сентябрь 2016 г.; стоимость - 24 836,90 руб.).
По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».
Предмет контракта - поставка билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для нужд МА МО Черная речка в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Организация и проведение досуговых мероприятий для жителей МО Черная речка».
В соответствии с техническим заданием к контракту, в период с 06.07.2016 по 21.09.2016 предусмотрена организация 6 (шести) экскурсионных программ, соответствующих коммерческому предложению ООО «ПРО СЕРВИС», каждая из которых включает посещение от одного до трех музеев, экскурсионную программу, транспортное обслуживание, а в отдельных случаях питание. На каждую программу поставке подлежит 40-45 билетов на общую сумму - 200 000 руб.
Пунктом 3.1 контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 установлен срок поставки товара, который составляет 3 (три) рабочих дня после подписания контракта.
В то же время в пункте 3.2 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к указанному муниципальному контракту, установлен иной срок поставки товара - в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания контракта.
Срок действия муниципального контракта согласно пункту 8.1 - 31 октября 2016г.
Вместе с тем исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги на посещение музея, а является организатором экскурсий. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» заключены договоры:
фрахтования транспортного средства от 04.07.2016 б/н с индивидуальным предпринимателем на предоставление транспортного средства с экипажем и оказание услуг по перевозке определенного круга лиц (пассажиров).
- от 06.07.2017 с физическим лицом на оказание услуг по проведению экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам.
Договоры с музеями о поставке (бронировании) билетов на посещение музеев не представлены (отсутствуют).
В соответствии с пунктом 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 06.07.2016 (товарная накладная), то есть в день заключения муниципального контракта, и оплачен МА МО Чёрная речка 27.07.2016 (платежное поручение № 514849 на сумму 200 000 руб.).
Данные обстоятельства свидетельствуют о заблаговременной, до заключения контракта, организации ООО «ПРО СЕРВИС» мероприятий по предмету контракта, в том числе приобретении (бронировании) билетов в музеи, посещение которых входило в каждую экскурсионную программу в соответствии с техническим заданием. Такие действия ООО «ПРО СЕРВИС» возможны при предварительной договоренности с МА МО «Черная речка» в условиях гарантий на заключение муниципального контракта.
Согласно пояснениям МА МО Черная речка и отчету о проведении мероприятий с посещением музеев, представленному ООО «ПРО СЕРВИС» письмом вх. № 16694/17 от 07.07.2017, ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках исполнения данного муниципального контракта организовало и провело автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, что не предусмотрено предметом муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 - поставка билетов.
Фактические даты мероприятий, проведенных в рамках муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72: 06.07.2016, 09.07.2016, 14.07.2016, 20.07.2016, 03.09.2016, 21.09.2016.
Исходя из изложенного, МА МО Черная речка предусмотрела сроки для организации и проведения ООО «ПРО СЕРВИС» экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72, что противоречит его предмету, выходит за рамки запланированных сроков и является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Материалами дела № 1-00-27/78-03-17 и пояснениями сторон подтверждается факт оказания ООО «ПРО СЕРВИС» услуг по организации и проведению автобусных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках исполнения рассматриваемого муниципального контракта.
Согласно пункту 4.3 муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 оплата поставленного Товара, либо части поставленного Товара, производится муниципальным заказчикам на основании подписанного Сторонами Акта приемки товара, выставленного Поставщиком счета на оплату и счета-фактуры в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания I г\ ниципальным заказчиком Акта приемки товара, путем перечисления денежных средств по безналичному расчету на расчетный счет Поставщика.
Пунктом 4.5 указанного муниципального контракта не предусмотрено его авансирование.
Поскольку оплата исполнения муниципального контракта была произведена МА МО Черная речка 27.07.2016, а фактически контракт был исполнен в сентябре 2017 г., в действиях МА МО Черная речка усматривается авансирование контракта, что не предусмотрено положениями указанного контракта.
2. Муниципальный контракт от 12.07.2016 №0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094)
Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017, запланирована следующая закупка:
Лот № 70: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.32; ОКПД: 79.90.31.190; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: организация посещения музея с экскурсионной программой; количество (объем): 169 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 200 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): 60 000 руб.; срок размещения заказа: июль 2016 г.; срок исполнения контракта: сентябрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно правкам, внесенным в выписку из плана графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Местной Администрации МО Черная речка на 2016 год, представленным Комиссии письмом вх. № 16695/17 от 07.07.2017, срок размещения заказа: июнь 2016 г.; срок исполнения контракта: август 2016 г.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.32 присвоен деятельности по оказанию услуг, связанных со службой предварительных заказов.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.190 присвоен услугам прочим, связанным со службой предварительных заказов.
МА МО Черная речка письмом от 25.05.2016 № 01-08/1363.1 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по оказанию услуг по поставке билетов на посещение музеев с экскурсионной программой в период с августа по сентябрь 2016 г. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.
На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило организовать и провести следующие автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, включая входные билеты для посещения дворцов (музеев, парков), на общую сумму 200 000 руб.:
- Вырица (сентябрь 2016 г.; стоимость - 53 284,70 руб.);
- Храмы разных конфессий (август 2016 г.; стоимость - 24 576,50 руб.);
- Фарфоровый завод (август 2016 г.; стоимость - 24 700 руб.);
- Экскурсия по дороге жизни (август 2016 г.; стоимость - 21 226,50 руб.);
- ФИО5 (август 2016 г.; стоимость - 25 234,70 руб.);
- Гатчина (сентябрь 2016 г.; стоимость - 26 04,70 руб.);
- ФИО5 + Павловск (сентябрь 2016 г.; стоимость - 24 942,90 руб.).
По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».
Предмет контракта - поставка билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для нужд МА МО Черная речка в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Организация и проведение досуговых мероприятий для жителей МО Черная речка».
В соответствии с техническим заданием к контракту, в период с 17.08.2016 по 30.09.2016 предусмотрена организация 7 (семи) экскурсионных программ, соответствующих коммерческому предложению ООО «ПРО СЕРВИС», каждая из которых включает посещение от одного до трех музеев, экскурсионную программу, транспортное обслуживание. На каждую программу поставке подлежит 30-45 билетов на общую сумму - 200 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Пунктом 3.1. контракта установлен срок поставки товара, который составляет 3 (три) рабочих дня после подписания контракта.
В то же время в пункте 3.2 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к указанному муниципальному контракту, установлен иной срок поставки товара - в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания контракта.
Срок действия муниципального контракта согласно пункту 8.1 - 31 октября 2016г.
Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 15.07.2016 (товарная накладная) и оплачен МА МО Чёрная речка 27.07.2016 (платежное поручение № 514850 на сумму 200 000 руб.)
Вместе с тем исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги на посещение музея, а является организатором данных экскурсий. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» до заключения муниципального контракта заключены договоры:
- фрахтования транспортного средства от 04.07.2016 б/н с индивидуальным предпринимателем на предоставление транспортного средства с экипажем и оказание услуг по перевозке определенного круга лиц пассажиров);
- от 06.07.2017 с физическим лицом на оказание услуг по проведению экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам.
Договоры с музеями о поставке (бронировании) билетов на посещение музеев не представлены (отсутствуют).
Согласно пояснениям МА МО Черная речка и отчету о проведении культурно-просветительных мероприятий с посещением музеев, представленному ООО «ПРО СЕРВИС» письмом вх. № 16694/17 от 07.07.2017, ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках исполнения данного муниципального контракта организовало и провело автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, что не предусмотрено предметом муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 - поставка билетов.
Фактические даты мероприятий, проведенных в рамках муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73: 10.08.2016, 17.08.2016, 24.08.2016, 31.08.2016, 23.09.2016, 28.09.2016, 30.09.2016.
Исходя из изложенного, МА МО Черная речка предусмотрела сроки для организации и проведения ООО «ПРО СЕРВИС» автомобильных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73, что противоречит его предмету и является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Материалами дела № 1-00-27/78-03-17 и пояснениями сторон подтверждается факт оказания ООО «ПРО СЕРВИС» услуг по организации и проведению автобусных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках исполнения рассматриваемого муниципального контракта.
Согласно пункту 4.3 муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73 оплата поставленного Товара, либо части поставленного Товара, производится муниципальным заказчикам на основании подписанного Сторонами Акта приемки товара, выставленного Поставщиком счета на оплату и счета-фактуры в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания муниципальным заказчиком Акта приемки товара, путем перечисления денежных средств по безналичному расчету на расчетный счет Поставщика.
Пунктом 4.5 указанного муниципального контракта не предусмотрено его авансирование.
Поскольку оплата исполнения муниципального контракта была произведена МА МО Черная речка 27.07.2016, а фактически контракт был исполнен в сентябре 2016 г. (за пределами планируемых временных рамок, указанных в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МА МО Черная речка на 2016 год), в действиях МА МО Черная речка усматривается авансирование контракта, что не предусмотрено положениями указанного контракта.
3. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118).
Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:
Лот № 138: поставка билетов на спортивное мероприятие; ОКВЭД2: 79.90.31; ОКПД: 79.90.39.110; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на спортивное мероприятие; количество (объем): 800 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 400 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): обеспечение контракта заказчиком не установлено; срок размещения заказа: декабрь 2016 г.; срок исполнения контракта: декабрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
МА МО Черная речка письмом от 14.10.2016 № 01-08/2539 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по поставке билетов на посещение спортивных, а также физкультурно-оздоровительных мероприятий в период с декабря 2016 г. по апрель 2017 г. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.
На указанные запросы поступило два предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило приобрести билеты на спортивные мероприятия, проводимые в плавательных центрах Приморского района, по стоимости 400 руб. за один билет с открытой датой.
По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».
Предмет контракта - поставка билетов на спортивные мероприятия «День здоровья» для жителей МО Черная речка в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Обеспечение условий для развития на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка физической культуры и массового спорта, организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования».
В соответствии с техническим заданием к контракту предусмотрена поставка 1100 штук билетов для посещения бассейна «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского талона Санкт-Петербурга» по цене 400 руб./шт., на общую сумму - 440 000 руб.
Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 14.12.2016 (товарная накладная), то есть в день заключения муниципального контракта, и оплачен МА МО Чёрная речка 16.12.2016 (платежное поручение № 280002 на сумму 440 000 руб.).
Вместе с тем исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги бассейна, а является посредником при организации данных услуг. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» заключен договор от 19.12.2016 № 931 на оказание физкультурно-оздоровительных услуг (с дополнительным соглашением от 16.01.2017) с СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» на период с 20.12.2016 по 20.04.2017.
Таким образом, на момент «исполнения» и оплаты исполнения муниципального контракта, у ООО «ПРО СЕРВИС» отсутствовал договор со спортивной организацией (бассейном). Оплатив контракт в полном объеме МА МО Черная речка фактически выдала ООО «ПРО СЕРВИС» аванс, на который исполнитель контракта смог приобрести билеты на посещение СПб ГОБУ ДОД Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» жителями МО Черная речка.
Данные обстоятельства свидетельствуют о предварительной договоренности между ООО «ПРО СЕРВИС и МА МО «Черная речка», в т.ч относительно условий муниципального контракта.
Согласно пункту 5.1 договора от 19.12.2016 № 931 (заказчик - ООО «ПРО СЕРВИС») стоимость услуг исполнителя (СПб ГОБУ ДОД Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга») по настоящему договору составляет 220 000 руб.
В пункте 5.2. договора указано, что услуги по организации и проведению занятий в бассейне для корпоративных клиентов осуществляются со скидкой 50% по будням с 07:00 до 13:00 при приобретении более 30 пропусков. В этом случае стоимость одного занятия для одного посетителя составляет 200 руб.
Таким образом, при приобретении МА МО Черная речка 1100 билетов в бассейн непосредственно у организации, предоставляющей услуги, стоимость контракта составила бы 220 000 руб.
В соответствии с образцом билета на разовое посещение спортивного мероприятия, представленным МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» письмами вх. № 16695/17 от 07.07.2017 и вх. № 16694/17 от 07.07.2017, дроведение спортивного мероприятия осуществлялось в будние дни с 7:00 до 13:00 в период с 20 декабря по 20 апреля 2017 года.
Таким образом, МА МО Черная речка, воспользовавшись услугами посредника - ООО «ПРО СЕРВИС», закупила билеты на посещение бассейна в СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» в два раза дороже, чем напрямую у СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга», что является неэкономным расходованием бюджетных средств.
4. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119).
Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:
Лот № 130: поставка билетов на мероприятия в рамках муниципальных программ «Участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга», «Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма», «Участие в деятельности по профилактике наркомании», Участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; ОКВЭД2: 79.90.31; ОКПД: 79.90.39.110; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на мероприятия; количество (объем): 180 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 360 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): обеспечение контракта заказчиком не установлено; срок размещения заказа: декабрь 2016 г.; срок исполнения контракта: декабрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
МА МО Черная речка письмом от 18.10.2016 № 01-08/2569 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.
На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило оказать услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие, которое включает в себя 4 блока тем, освещаемых в интерактивной, игровой, лекционной формах, а также включает раздачу наглядных печатных материалов (общая стоимость мероприятия - 559 900 руб.).
По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка №3781433307216000118) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».
Предмет контракта - услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие для жителей МО Черная речка в рамках реализации Муниципальных программ на 2016 год «Участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга», «Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка», «Участие в деятельности по профилактике наркомании в Санкт-Петербурге в соответствии с законами Санкт-Петербурга», «Участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка».
В соответствии с техническим заданием к контракту, предусмотрена проведение мероприятия согласно программе, реализация 180 штук пригласительных билетов по цене 1999,44 руб./шт., на общую сумму - 359 900 руб. Дата и место проведения мероприятия, согласно техническому заданию - 10.02.2017, Ланское шоссе, д.16/1. Согласно договору субаренды нежилого помещения от 20.02.2017, заключенному ООО «ПРО СЕРВИС» с ООО «Танцевальная студия «Монте-Карло», культурно-просветительное мероприятие «Наше Будущее» проведено по иному адресу - ул. Сестрорецкая, д.5, лит.А, что не соответствует требованиям технического задания.
В силу пункта 2.4. Технического задания, являющегося Приложением № 1 к Муниципальному контракту от 14.12.2016 № 0113/16/112 дата проведения мероприятия - 20 февраля 2017 г.
Согласно пункту 3.7 указанного муниципального контракта муниципальный заказчик производит оплату услуг по безналичному расчету на счет исполнителя, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Акта сказанных услуг.
Акт об оказании услуг по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие № 4 был подписан сторонами рассматриваемого муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112, 14 декабря 2016 г., то есть в день заключения муниципального контракта.
Оплата исполнения указанного контракта произведена МА МО Чёрная речка 15.12.2016 (платежные поручения № 252452, 252451, 252449, 252444 на общую сумму 359 900 руб.), то есть до фактического исполнения контракта (20 февраля 2017 г.).
Описанные действия МА МО Черная речка свидетельствуют об авансировании муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112, что не предусмотрено положениями указанного контракта.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.31 присвоен деятельности по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.110 присвоен услугам по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия.
Услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие, то есть по организации и проведению культурно-просветительного мероприятия, являющиеся предметом муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112, относятся к иным видам экономической деятельности.
Администрация полагает, что вышеуказанные муниципальные контракты от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119) были заключены в полном соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае заключения контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.
Исходя из положений вышеуказанной нормы, заказчик вправе заключить контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия на основании пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги (зоопарк, театр, цирк, музей и т.д.).
В рассматриваемом случае содержание планов-графиков закупок в части рассматриваемых закупок на 2016 год и запросов предложений, направленных МА МО Черная речка участникам рынка, подтверждает, что МА МО Черная речка закупала не билеты на конкретные общедоступные мероприятия, а услуги по организации таких мероприятий исключительно для нужд МА МО Черная речка.
Фактически муниципальные контракты от от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119) заключены МА МО Черная речка с ООО «ПРО СЕРВИС», которое осуществляло доставку билетов и организовывало мероприятия в целях исполнения контракта под конкретный заказ МА МО Черная речка, а не для неопределенного круга лиц, следовательно, исполнителей муниципальных контрактов необходимо было выбирать с применением конкурентных процедур.
Рынки услуг организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий являются конкурентными, что подтверждается в т.ч. коммерческими предложениями, представленными участниками рынка по запросам МА МО Черная речка. Вместе с тем конкурентные процедуры МА МО Черная речка проведены не были, что не допустило конкуренции за право заключения и исполнения муниципальных контрактов.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС установлены следующие действия, нарушающие приведенные нормы, совершенные МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках достигнутых соглашений в ходе заключения нуниципальных контрактов и приведшие к недопущению конкуренции, что -подтверждено материалами дела № 1-00-27/78-03-17:
- Заказчиком МА МО Черная речка не было сформировано и опубликовано техническое задание в отношении каждого мероприятия, отражающее потребность заказчика, в связи с чем, заинтересованные в исполнении контрактов хозяйствующие субъекты не имели возможности представить коммерческое предложение, которое удовлетворило бы потребности заказчика;
- ООО «ПРО СЕРВИС» в результате достигнутых соглашений получило доступ к информации о потребностях заказчика МА МО Черная речка по проведению мероприятий, которая не была известна иным участникам рынка, что позволило ему предложить заказчику программы мероприятий, сроки и место их проведения, исходя из своих материальных и трудовых ресурсов и согласовать их с заказчиком;
- О достигнутых договоренностях свидетельствует тот факт, что включение муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72, от 14.12.2016 № 1101/16/113 и от 14.12.2016 № 0113/16/112 и их исполнение осуществлено в один день, что было бы невозможно в случае, если их исполнение не было бы начато ООО «ПРО СЕРВИС» заранее, до их заключения.
Оплата исполнения муниципальных контрактов до их фактического исполнения путем проведения запланированных мероприятий свидетельствует об авансировании заказчиком исполнения контрактов, а также о необеспечении со стороны заказчика контроля за качеством исполнения контракта.
В результате заключения муниципальных контрактов без конкурентных процедур (в условиях отсутствия конкуренции) произошло повышение / подержание начальной максимальной цены контрактов.
В результате достигнутого соглашения единственным исполнителем по всем рассматриваемым муниципальным контрактам являлось ООО «ПРО СЕРВИС», один из участников товарных рынков услуг организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, которое получило преимущественную возможность заключить муниципальные контракты и осуществить деятельность по их исполнению, чем ему созданы преимущественные условия деятельности на указанном товарном рынке.
Выявленное авансирование со стороны МА МО Черная речка исполнения контрактов ООО «ПРО СЕРВИС» также является созданием преимущественных условий деятельности ООО «ПРО СЕРВИС» на товарном рынке.
Рассмотренными действиями МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» иные хозяйствующие субъекты, работающие на рассматриваемом рынке, были лишены возможности принять участие в рассматриваемых закупках, заключить муниципальный контракт и осуществить деятельность по его исполнению на рынке услуг по услуг по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий. Таким образом, был ограничен доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, что запрещено статьей 16 Закона № 135-ФЗ.
Таким образом, действия Местной администрации привели к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению / поддержанию опальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами.
В связи с этим суд полагает, что заявленные Администрацией требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.