Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 сентября 2019 года Дело № А56-90561/2019
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2019 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района"
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
об оспаривании действий, решения от 03.06.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 18.01.2019;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района» (далее – заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) об оспаривании действий, решения от 03.06.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
03.04.2019 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 108/24, л. А (далее - МКД), на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом № 1 от 17.03.2019 (далее - МКД).
По результатам проверки заявления и документов, было вынесено решение от 03.06.2019 об отказе во внесении изменений в Реестр, т.к. представленные документы не соответствуют требованиям п.п «б» п. 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом только после внесения органом государственного жилищного надзора соответствующих изменений в реестр лицензий.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок).
Подпунктом «а» п. 10 Порядка, установлено, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе, несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
Пунктом 3 Порядка установлено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом
управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора
управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с
управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу
заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с
управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с
окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом.
По результатам рассмотрения предоставленных Обществом документов, Инспекцией 16.04.2019 в связи с нарушением п.п. «а» пункта 10 Порядка, руководствуясь положением п.7 Порядка принято решение о приостановлении рассмотрения заявления, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Официальный сайт государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства www.dom.gosuslugi.ru.
Инспекцией, в ходе мониторинга сайта www.dom.gosuslugi.ru было выявлено, что Обществом в нарушении требований ч.2 ст. 198 ЖК РФ в разделе «реестры поставщиков информации» системы ГИС ЖКХ лицензиатом размещены сведения о периоде управления МКД с 21.11.2006 по 21.11.2021 сроком на 15 лет.
В тоже время, решение о заключении договора управления многоквартирным домом собственниками помещений принято на внеочередном общем собрании от 17.03.2019 оформленного протоколом № 1. В разделе «реестры договоров» системы ГИС ЖКХ Обществом размещен не заполненный электронный образец реестр собственников помещений, заключивших договора управления МКД.
Таким образом, Инспекцией было выявлено несоответствие заявления и документов условиям, установленным п.п. «б» п. 5 Порядка.
В силу п. 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Пунктом 16 Порядка установлено, что в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Инспекция письмом от 16.04.2019 исх. № 08-11-7590/19-0-1 уведомила Общество о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий, а также о необходимости в срок до 24.04.2019 представить в Инспекцию пояснения по замечаниям, указанным в решении о приостановлении рассмотрения заявления, разместить достоверные сведения о периоде управления многоквартирным домом в системе ГИС ЖКХ, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 198 ЖК РФ и Порядка.
Во исполнении решения о приостановлении рассмотрения заявления Общество направило письмо от 06.05.2019 вх. № 08-11-7590/19-1-0 о размещении заполненного электронного образца реестра собственников помещений, заключивших договора управления МКД и достоверные сведения о периоде управления МКД.
В силу ч.1 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Вместе с тем, представленные в Инспекцию документы не подтверждают факт заключения договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов, от общего числа голосов собственников помещений в доме, в соответствии с требованиями с ч.1 ст. 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 16.04.2019 вх. № 08-11-8625/19-0-0, в период приостановления рассмотрения заявления, из прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга было перенаправлено коллективное обращение собственников помещений 1-7 парадных МКД с подписями на 5 листах утверждающих о том, что они не подписывали договоры управления с Обществом и не участвовали в собрании. Копия протокола о/с направлена собственниками в УМВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга.
В силу п.п «б» пункта 9 Порядка основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является, отсутствие оснований для внесения изменений в реестр является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Инспекцией правомерно вынесено оспариваемое решение, поскольку установлены недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении и документах Общества, указанных в п. 3 Порядка. Довод Общества о том, что решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр от 11.03.2019 является незаконным поскольку Инспекцией в нарушение п. 15 Порядка не проводилась проверка, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома,
указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы
и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение
срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя,
содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает
необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления
о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления
многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 15 Порядка установлен перечень оснований, при наступлении которых Инспекция может провести проверки, из материалов дела следует, что Обществом была размещена недостоверная информация о периоде управления МКД на сайте www.dom.gosuslugi.ru.
Инспекция письмом от 16.04.2019 исх. № 08-11-7590/19-0-1 уведомила Общество о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий, а также о необходимости в срок до 24.04.2019 представить в Инспекцию пояснения по замечаниям, указанным в решении о приостановлении рассмотрения заявления, разместить достоверные сведения о периоде управления многоквартирным домом в системе ГИС ЖКХ, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 198 ЖК РФ и Порядка.
Во исполнении решения о приостановлении рассмотрения заявления Общество направило письмо от 06.05.2019 вх. № 08-11-7590/19-1-0 о размещении заполненного электронного образца реестра собственников помещений, заключивших договора управления МКД и достоверные сведения о периоде управления МКД.
Таким образом, Инспекция уведомила Общество о размещении недостоверной информации на сайте www.dom.gosuslugi.ru, оснований для проведения проверки, предусмотренные п. 15 Порядка, не имелось.
Довод заявителя о том, что поступившее заявление от собственников помещений МКД (с 1-й по 7-ю парадную) не является основанием для отказа включения МКД в Реестр, подлежит отклонению по следующим обстоятельствам.
В силу п. 9 Порядка, основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным
подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным
подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом
государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной
в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
Поскольку в Инспекцию поступило коллективное обращение жителей МКД, (обладающих 51 % голосов) из которого следует что, они не подписывали договор управления, Инспекцией правомерно установлено, что сведения представленные Обществом недостоверные, и не отвечают требованиям п.п. «б» п. 5 Порядка.
На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района» из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, как излишне уплаченной по платежному поручению от 19.07.2019 №3181.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.