ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-90763/2021 от 25.11.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 декабря 2021 года                                                                      Дело № А56-90763/2021

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Сундеевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дондук В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Метмашкомплект"

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Санкт-Петербургу

о признании незаконными действий

при участии

от заявителя: представителя ФИО1, по доверенности от 22.09.2021.

от заинтересованного лица: представителя ФИО2, по доверенности от 24.08.2021.

установил:

заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Метмашкомплект" обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к заинтересованному лицу - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе аннулировать, признать неподанными налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 2-й квартал 2019 года рег.№ 1078126795 от 21.10.2020, за 1-й квартал 2020 года рег.№ 1078126901 от 21.10.202020.

Определением от 13.10.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

 Предъявленное заявление основано на нормах статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации и мотивировано доводами о подаче налоговой декларации неполномочным лицом, не имеющим отношения к хозяйственной деятельности  общества с ограниченной ответственностью "Метмашкомплект".

Заслушав объяснения сторон спора и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Данной норме корреспондируют положения части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Соответствующие жалобы, поданные в арбитражный суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, то есть в порядке установленном Главой 24 АПК РФ (статья 142 НК РФ).

При этом на заявителе лежит обязанность указать права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а на арбитражном суде -  установить соответствующие обстоятельства (пункт 3 части 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган в установленном порядке налоговые декларации по налогам, подлежащим уплате.

Общество находится на общей системе налогообложения и в силу п. 1 ст. 143 НК РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Исходя из положений ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно положениям п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

Налоговые декларации (расчеты) переданные по телекоммуникационным каналам связи подлежат представлению в налоговый орган с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, уточнение налоговых обязательств является правом налогоплательщика.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171) (далее - Приказ).

Пунктом 6 Приказа предусмотрено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, представляют в налоговый орган декларацию по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме по установленным форматам с усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 № 3437).

В пункте 4 вышеуказанного Порядка указано, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика.

Доверенность предоставляется в налоговый орган до представления налоговой декларации лицом лично или через представителя либо направляется в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий (п. 5 ст. 23 1Ж РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно, при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме.

В случае принятия решения об отмене доверенности, составленной в простой письменной форме, доверитель должен поставить об этом в известность поверенного и всех лиц, для представительства в отношениях с которыми она была выдана (ст. 189 ГК РФ).

Судом установлено, что из представленных Инспекцией в Управление материалов следует, что 22.10.2020 в Межрайонную ИФНС России № 8 по Санкт-Петербургу на бумажном носителе представлена доверенность № ро-35 от 15.10.2020 на основании которой ООО «МЕТМАШКОМПЛЕКТ», в лице генерального директора ФИО3 уполномочивает ООО «Ганза-Групп СПб» ИНН <***> в лице генерального директора ФИО4 осуществлять от имени своего имени полные полномочия по взаимодействию с налоговыми органами. Указанная доверенность выдана со сроком действия до 19.12.2020.

Сведения о представленных доверенностях внесены налоговым органом в учетные данные налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ утверждены методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Приказ).

Подпунктом 1.24 п. 1 Приказа установлено, что при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-X лет после истечения срока действия.

Документы, направляемые в налоговые органы, подписываются электронной подписью должностных лиц налогоплательщика (представителя) и оператора ЭДО, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством

Российской Федерации. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания электронных подписей в системе (п.п. 1.12 п. 1 Приказа).

Налоговые декларации по НДС за 2 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года с нулевыми показателями с датой поступления 21.10.2020 (корректировка № 3) представлены с нулевыми начислениями через уполномоченного представителя с приложением доверенности в электронном виде (доверенность от 15.10.2020 № ро-35, поступила в налоговый орган 22.10.2020 на бумажном носителе, выдана на имя генерального директора ООО «Ганза-Групп СПб» ФИО4, срок действия до 19.12.2020).

22.10.2020 на бумажном носителе через бокс для приема входящей корреспонденции в налоговый орган поступила доверенность на представление интересов ООО «МЕТМАШКОМПЛЕКТ» № ро-35 от 30.04.2020 на уполномоченного представителя ООО «ГАНЗА-ГРУПП СПБ» ИНН <***> ФИО4, срок действия с 15.10.2020 по 19.12.2020, полномочия: 99-«Полные полномочия», зарегистрирована 22.10.2020 (per. № 1078120774) в соответствии с п. 2 Порядок формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность». Доверенность аннулирована 10.12.2020.

Информационное сообщение о доверенности от 15.10.2020 № ро-35, per. № 1076539221 поступило 21.10.2020 по ТКС, выдано на ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАНЗА-ГРУПП СПБ» (ИНН <***> КПП 781001001) в лице ФИО4, срок действия с 15.10.2020 по 19.12.2020, полномочия: 99- «Полные полномочия». Информационное сообщение о доверенности аннулировано 10.12.2020.

Декларации с per. номерами № 1078126795, № 1078126901 поступили в налоговый орган 21.10.2020 в 9 часов 17 минут и 9 часов 18 минут. Данные декларации попали в подсистему камеральные налоговые проверки на доопределение, т.к. в информационном ресурсе налоговых органов «Доверенность» отсутствовала доверенность на бумажном носителе.

Налоговый орган при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме не позднее дня, следующего за днем ее получения, с использованием программного обеспечения осуществляет проверку (п. 162 Административного регламента).

Доверенность, поступившая на бумажном носителе, после визуального контроля данных информационного сообщения о доверенности, 22.10.2020 в 15 часов 44 минуты, в соответствии с абз. 2 п. 2 Порядка, была загружена в информационный ресурс «Доверенность». В 15 часов 46 минут 22.10.2020 выполнено доопределение деклараций, выполнен повторный контроль деклараций и документы переданы на обработку 22.10.2020 в 15 часов 47 минут. Квитанции о приеме деклараций сформированы и отправлены плательщику 22.10.2020 в 16 часов 06 минут и в 16 часов 08 минут. Извещение о вводе документов сформировано и отправлено плательщику 22.10.2020 в 16 часов 02 минуты и в 16 часов 13 минут.

Таким образом, должностными лицами Инспекции 22.10.2020 завершена обработка деклараций без нарушения установленного срока приема и обработки.

Процедура приема налоговых деклараций (расчетов), представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, отражена в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ (далее - Административный регламент) (зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019          № 55942) (действующему с 05.05.2020).

Основания для отказа в приеме налоговой декларации указаны в п. 19 Административного регламента, который является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

При отсутствии оснований, указанных в п. 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов, следующие действия (п. 166 Административного регламента):

- регистрируется налоговая декларация (расчет);

- формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (корректировка № 3) за 2 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года представленная 21.10.2020 приняты налоговым органом и зарегистрированы в учетных данных налогоплательщика.

Таким образом, правовые основания для отказа в принятии спорных уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за указанные периоды у Инспекции в силу п. 4 ст. 80 НК РФ отсутствовали, поскольку подписаны электронно-цифровой подписью уполномоченного представителя ООО «МЕТМАШКОМПЛЕКТ», сведения о котором как об уполномоченном лице совпадали со сведениями в представленной доверенности, которая не была отозвана Обществом. В дополнение к ранее направленным ответам исх. №03-11-02/08393@ от 14.04.2021 и № 03-11-02/10269@ от 04.05.2021 Инспекцией в адрес Заявителя было направлено письмо №05-23/24335@ от 30.09.2021 года.

Следовательно, полномочия лица, передавшего по ТКС уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за указанные периоды, подтверждены имеющейся у налогового органа доверенностью, в связи с чем, действия Инспекции по их принятию от уполномоченного представителя ООО «МЕТМАШКОМПЛЕКТ» соответствуют нормам действующего законодательства.

Поскольку электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, ответственность за ее исполнение лежит на ее владельце. Использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.

Кроме того, условиями признания документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, является наличие подписанного документа с сертификатом ключа, который выдан аккредитованным удостоверяющим центром, требования к которым установлены статьей 13 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В ходе рассмотрения дела заявителем не представлены доказательства недействительности либо истечения срока действия сертификата, указанная позиция Инспекции нашла свое отражение в судебной практике и соответствует позиции Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 15.09.2021 по делу № А56-108914/2020.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность произвести обработку налоговых деклараций путем ввода данных в карточку лицевых счетов налогоплательщика из нормативных правовых актов, в том числе Административного регламента, не усматривается, в связи с чем обязанность совершить действия, связанные с аннулированием налоговой декларации, не может быть возложена на налоговый орган в соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.

В связи с изложенным, арбитражный суд не усматривает оснований для признания обжалованных действий налогового органа незаконными. Само по себе несогласие заявителя с решениями налогового органа не может являться основанием для признания их незаконными и возложения на орган, осуществляющий публичные правомочия, обязанности совершения юридически значимых действий в отношении хозяйствующего субъекта.

Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, и

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Сундеева М.В.