Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 декабря 2019 года Дело № А56-91227/2019
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2019 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворов М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хертек В.Ч.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (адрес: Россия 187110, г.Кириши, Ленинградская обл., Устье Черной речки , ОГРН: 4703000656 );
ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТИГОДА" (адрес: Россия 187555, г ТИХВИН, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ТИХВИНСКИЙ р-н, ул СОВЕТСКАЯ 16 , ОГРН: 4715000043 );
о взыскании 462.186 руб.
при участии
- от истца: представителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2019.
- от ответчика: не явился, извещен
установил:
Истец - ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ТИГОДА" 462.186 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Истец требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, что не что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствии по имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ ввиду отсутствия возражений сторон против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Выслушав доводы Сторон, и, рассмотрев материалы дела, суд находит требования Истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.12.2018 Комитетом по природным ресурсам ЛО получил уведомление о вырубке деревьев на линейных объектах , без предоставления лесных участков, в том числе деревьев угрожающих падением, № 209 от 26.12.2018г.
ООО "ТИГОДА" согласно договору подряда №18-8343 от 26.12.2018 между ООО "ТИГОДА" и ПАО «Ленэнерго» проводит работы по расширению трасс линий электропередач ВЛ 35-110 кВ согласно техническому заданию и уведомляет о начале работ по вырубке деревьев и кустарников на ВЛ 35-110 кВ, расположенных на лесных участках: Киришское лесничество, Киришское участковое лесничество, квартал 110, выделах 20, 21, 22, 23, 26 на площади 0,1541 га, объем вырубаемой древесины 26 м3. срок начала работ не позднее 31.10.2018. срок окончания работ не позднее 28.02.2019.
После окончания проведения работ качество их выполнения и соответствие действующему законодательству подлежит приемке участковым лесничеством по акту.
ООО "ТИГОДА" должна была закончить работы в зимний период и направить уведомление об окончании работ для принятия его лесничеством, но до 24.05.2019 - уведомления так и не поступило.
На основании графика маршрутного патрулирования на июнь месяц, утвержденного директором Кришского лесничества ФИО2 на 10 июня 2019 был запланирован осмотр участка ВЛ 35-110 кВ «Пчежва - 1,2» опоры 43-45, 121-125, в квартале 110 выделах 20, 21, 22, 23, 26. ООО "ТИГОДА" направлено извещение, явиться 10.06.2019 к 10 час 11 мин на осмотр.
В назначенный день ООО "ТИГОДА" на осмотр не явилось.
В результате маршрутного патрулирования лесничим Киришского лесничества ФИО3 при участии понятых: представителя арендатора ООО «КиришиЛес» ФИО4 и начальника ПХС ФИО5 был проведен осмотр участка ВЛ 35-110 кВ «Пчежва - 1,2» опоры 43-45, 121-125, в квартале 110 выделах 20, 21, 22, 23, 26.
При натурном осмотре было обнаружено: что ООО "ТИГОДА" выполняя работы по расширению трасс линий электропередач в квартале 110 выделах 20, 21, 22, 23, 26 вышла за границы разрешенного квартала и совершила:
«Незаконную вырубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев» в квартале 135 выделах 1 и 4, защитные леса, ценные леса, противоэрозионные леса.
Составлен акт о лесонарушении №1 от 10.06.2019 (с приложениями чертеж-схема, фото, акт маршрутного патрулирования, служебная записка, ведомость материально денежной оценки лесосек, перечетная ведомость). Акт лесонарушения №2 от 10.06.2019 (с приложениями чертеж-схема, фото, акт маршрутного патрулирования, служебная записка, ведомость материально денежной оценки лесосек, перечетная ведомость) и Акт №1 осмотра территории при проведении осмотра использовались основные в работе лесничего инструменты:
- буссоль БГ №1337.
- рулетка измерительная металлическая BMIBASIC 50м, №50В-007.
- фотоаппарат NiconCOOLPIXS2700.
В соответствии с Актом о лесонарушении №1 от 10.06.2019, сумма ущерба составляет 440.413 руб.
В соответствии с Актом о лесонарушении №2 от 10.06.2019 сумма ущерба составляет 21.773 руб.
Всего сумма ущерба составила 462.186 руб.
В адрес ответчика были направлены претензии о добровольном возмещении ущерба, оставленные без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии со статей 100 Лесного кодекса РФ, статьей 1064 ГК РФ, причинитель вреда обязан возместить причиненный ущерб и устранить допущенные нарушения лесного законодательства.
Согласно ч. 1 статьи 77 Федерального закона от 10.02.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», физические и юридические лица, причинившие вред окружающей среде вследствие ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Согласно п. 2 статьи 100 Лесного Кодекса РФ, таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Ущерб, причиненный лесному хозяйству, рассчитывается на основании постановления Правительства РФ от 8 мая 2007г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», постановления Правительства РФ № 310 от 22 мая 2007г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
ЛОГКУ «Ленобллес» организует исполнение государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Ленинградской области, на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 603-р, Устава Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области», утвержденного приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.02.2010г. № 4, соответственно имеет право требовать устранения нарушений лесного законодательства, предъявлять иски к нарушителям лесного законодательства и выступает в судах от своего имени.
В соответствии с Лесным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007г. № 778, Приказом Россельхоза от 16.01.2008г. №8, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007г. № 603-р, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2008 г. № 130-р, администратором поступлений в федеральный бюджет платы за использование лесов на территории Ленинградской области назначено Ленинградской областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области».
Администратор доходов бюджета осуществляет взыскание платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного Кодекса РФ, администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Соответственно, ЛОГКУ «Ленобллес» уполномочено производить расчет размера ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью возмещения причиненного ущерба.
Согласно статьи 65, 71 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Для признания требования обоснованным истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: причинения убытка, его размер, вину ответчика, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками.
По расчету истца, размер ущерба на лесном участке за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста 462.186 руб. Судом расчет проверен, правильный.
Представленными истцом доказательствами суд нашел доказанным причинения государству ущерба, его размер, вину ответчика, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками.
На основании изложенного, иск надлежит удовлетворить.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, на основании статьи 110 АПК РФ, статей 333.17 п.2.п.п.2,333.18 п.1.п.п.2 НК РФ, госпошлину на сумму 12.244 рублей надлежит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТИГОДА" в пользу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление Лесами Ленинградской области" 462.186 руб. убытков.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТИГОДА" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12.244 руб.
Выдать исполнительные листы.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Суворов М.Б.