ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-9131/11 от 04.05.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 мая 2011 года Дело № А56-9131/2011

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Болотовой Л.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ЗАО «ИКС 5 Недвижимость»,

заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №04-23/238-1/2 от 27.01.2011, недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.01.2011

при участии

от заявителя: 27.04.2011 – 04.05.2011 – ФИО1 по доверенности от 28.12.2010;

от заинтересованного лица: 27.04.2011 – ФИО2 по доверенности от 01.11.2010;

27.04.2011 – 04.05.2011 – ФИО2 по доверенности от 01.11.2010, ФИО3 по доверенности от 11.01.2011,

установил:

Закрытое акционерное общество «ИКС 5 Недвижимость» (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление) о назначении административного наказания №04-23/238-1/2 от 27.01.2011, недействительным представление Управления от 27.01.2011 (исх. №04-12/2-244 от 31.01.2011) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 27 апреля 2011 года объявлен перерыв до 04 мая 2011 года 11 часов 30 минут. После перерыва судебное разбирательство продолжено.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава вмененного ему административного правонарушения.

Представитель Управления возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на правомерность привлечения Общества к административной ответственности.

Суд рассмотрел дело по представленным в дело материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 09.12.2010 №04-01/171-П по месту нахождения организации в период с 20.12.2010 по 24.12.2010 проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2006 по 30.11.2010.

В ходе проверки установлено, что в числе видов деятельности, которыми Общество может заниматься, согласно Уставу и уведомлению Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.11.2008, числится предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (код ОКВЭД – 70.31.11) и предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД – 70.31.12), при этом Обществом в нарушение требований статьей 6, 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» документально не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

По результатам проверки 24.12.2010 должностным лицом Управления составлен акт проверки №158, протокол об административном правонарушении, согласно которому действия Общества квалифицированы по статье 15.27 КоАП РФ.

Постановлением от 27.01.2011 о назначении административного наказания №04-23/238-1/2 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

27.01.2011 Управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (исх. №04-12/2-244 от 31.01.2011). Управлением установлено, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, признаются недостаточное знание действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также недостаточная организация в Обществе работы по исполнению указанной отрасли законодательства РФ. На основании статьи 29.13 КоАП РФ Обществу предписывается принять меры по устранению указанных причин и условий (провести работу по улучшению организации указанной работы, назначить соответствующее лицо, принять иные меры, направленные на недопущение указанных нарушений в будущем) и сообщить о них в месячный срок со дня получения представления.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование доводов о незаконности оспариваемого постановления и недействительности внесенного на его основании представления, Общество ссылается на фактическое неосуществление деятельности по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества.

Согласно положениям статьи 15.27 КоАП РФ, изложенным в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ) неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ). В соответствии с данным Законом установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного Закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данной статье.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (пункт 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Под обязательным контролем в силу статьи 3 данного Закона понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона №115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Данные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с Законом №115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

Как установлено в абзаце 2 пункта 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ, проверка организаций, являющихся сторонами в операции с денежными средствами или иным имуществом, производится на основании перечня указанных организаций.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №27, перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем составления перечня (внесения изменений), в виде информационных писем (на бумажном носителе или в электронном виде) до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.

При этом из анализа положений пункта 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ следует, что идентификация организации, являющейся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и ее проверка на предмет соответствия перечню указанных организаций возложена на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, только в случае фактического проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В обоснование законности привлечения Общества к административной ответственности Управление ссылается на указание в уставе и в уведомлении Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.11.2008 в числе прочих видов деятельности, которыми Общество может заниматься, - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества.

Доводы Управления относительно того, что для признания Общества субъектом вменяемого правонарушения необходимо только указание в Уставе соответствующего вида деятельности и (или) наличие соответствующего ОКВЭД (как основного, так и дополнительного) основаны на неправильном толковании норм материального права, в частности статьи 5 Закона №115-ФЗ, в которой прямо указано, что организация, для которой требования указанного Федерального закона являются обязательными, должна реально осуществлять такую деятельность.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в силу части 4 статьи 210 АПК РФ возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным органом не представлено доказательств фактического осуществления Обществом деятельности по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого или нежилого недвижимого имущества.

В тоже время заявителем представлены документы, свидетельствующие о неведении указанной деятельности, в том числе бухгалтерские балансы Общества на 31.12.2009 и 30.09.2010, пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету по финансово-хозяйственной деятельности Общества, копии заключаемых договоров купли-продажи.

Учитывая фактическое отсутствие деятельности по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, у Общества не возникло обязанности по фиксированию, хранению и представлению в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Закона №115-ФЗ.

Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, а внесенное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признанию недействительным.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 27.01.2011 о назначении закрытому акционерному обществу «ИКС 5 Недвижимость» административного наказания №04-23/238-1/2, признать недействительным представление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 27.01.2011 (исх. №04-12/2-244 от 31.01.2011) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Выдать закрытому акционерному обществу «ИКС 5 Недвижимость» справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Анисимова О.В.