Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 января 2021 года Дело № А56-91364/2020
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 25 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Красная Горка» (Россия 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект д 127; Россия 197341, г. Санкт-Петербург, Фермское шоссе, 14-1-81, ОГРН: 1187847087405);
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Россия 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного 3, ОГРН: 1037843016628);
о признании,
при участии
- от заявителя: Каменев И.А. (по доверенности от 01.12.2020)
- от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Красная Горка» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением в котором просит считать срок для подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 24.09.2020 №20/20-1.2 не пропущенным; о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2020 о назначении административного наказания по делу №20/20-.2; о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 24.09.2020 №5
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Согласно ч.2 ст.210 АПК РФ арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таком положении, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд установил следующее:
Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка, по вопросу тарифов, применяемых при расчете платы за потребляемую энергии коттеджным поселком «Красная горка».
Заместитель Всеволожского городского прокурора советник юстиции Завацкий И.В. по результатам проверки, проведенной Всеволожской городской прокуратурой, постановлением от 28.08.2020 возбудил в отношении ООО «УК «Красная горка» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ -нарушение установленного порядка ценообразования.
На основании ст.ст. 28.8, 23.51 КоАП РФ письмом Всеволожской городской прокуратуры от 31.08.2020 №07-98-2020 (вх. ЛенРТК от 10.09.2020 №Кт-1-5494/2020) в ЛенРТК направлено для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ООО «УК «Красная горка» по признакам нарушения порядка ценообразования в сфере электроэнергетики, а именно оказание услуг по передаче электрической энергии в отсутствие установленного тарифа, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 24.09.2020 Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) о назначении административного наказания по делу №20/20-1.2 об административном правонарушении ООО «УК «Красная горка» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Комитетом по тарифам и ценовой политике 24 сентября 2020 года в отношении ООО «УК «Красная горка» вынесено представление №5 об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; информацию о принятых мерах представить в комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в течение одного месяца со дня получения предписания.
Не согласившись с принятыми в отношении ООО «УК «Красная горка» вышеприведенными актами, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления от 24.09.2020 получена ООО «УК «Красная горка» 25.09.2020, заявление об оспаривании данного постановление направлено в суд 05.10.2020, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
При таком положении срок на обращение в суд с настоящими требованиями Обществом не пропущен.
ООО «УК «Красная горка» осуществляет управление коттеджным поселком «Красная горка» (далее - КП «Красная горка») на основании решения общего собрания собственников земельных участков, оформленного протоколом № 1 от 11.12.2018 (далее - протокол).
Протоколом утвержден проект договора об оказании услуг по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП «Красная горка», заключаемого между ООО «УК «Красная горка» и собственником земельного участка в КП «Красная горка», на котором расположен сблокированный дом (таунхаус) или отдельно стоящий дом (далее - собственники), и размер платы за содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 1.6 договора об оказании услуг по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП «Красная горка» (далее - договор) ООО «УК «Красная горка» оказывает собственникам услуги по эксплуатации, осуществлению планово-предупредительного ремонта, текущему ремонту и содержанию систем электроснабжения.
Согласно протоколу и приложению № 1 к договору плата за оказание услуг по управлению КП «Красная горка» для собственников сблокированных домов (таунхаусов) составляет 6000 руб./мес., для собственников отдельно стоящих домов - 8000 руб./мес.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям подлежат государственному регулированию.
В соответствии с Положением о ЛенРТК, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274, ЛенРТК является органом, уполномоченным устанавливать цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
ООО «УК «Красная горка» не обращалось в адрес ЛенРТК с заявлениями об установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах в действиях ООО «УК «Красная горка», выразившихся в оказании услуг по передаче электрической энергии по тарифам, не установленным уполномоченным органом, усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного порядка ценообразования.
В ходе анализа собранных документов и материалов установлено следующее.
ООО «УК «Красная горка» заключило с собственниками договоры, согласно которым ООО «УК «Красная горка» принимает на себя обязательства, в том числе по организации работы по содержанию, текущему и плановому ремонту систем жизнеобеспечения, оборудования и инфраструктуры КП «Красная горка», а собственники оплачивают услуги ООО «УК «Красная горка».
В соответствии с пунктом 1.5 договора под сетью инженерно-технического обеспечения КП «Красная горка» понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и сооружений, предназначенных для подачи коммунальных услуг -электричества, воды, газа к внутридомовым инженерным системам собственников, а также отведение сточных вод из внутри домовых инженерных систем.
Согласно приложению № 1 к договору плата за оказание услуг по управлению КП «Красная горка» включает в себя, в том числе эксплуатацию инженерных систем электроснабжения, текущий ремонт и обслуживание линий электропередач и трансформаторной подстанции.
Ранее в ЛенРТК поступали обращения жителей КП «Красная горка» по вопросам платы за эксплуатацию, текущий ремонт и обслуживание систем электроснабжения и водоснабжения, в целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения которых ЛенРТК запросил у ООО «УК «Красная горка» необходимые документы и материалы.
Согласно информации, представленной письмом ООО «УК «Красная горка» (вх. № КТ-1-4959/2020 от 17.08.2020), в собственности ООО «УК «Красная горка» находится следующее электрооборудование:
на основании договора дарения имущества юридическому лицу его учредителем - физическим лицом от 01.08.2018, заключенного между гражданином Пинаевым Сергеем Максимовичем и ООО «УК «Красная горка», и акта приема-передачи оборудования к нему:
-кабель АВБбШВ-4х95 (L=0,226 км);
-кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,152 км);
-главный распределительный щит ГРЩ 1 (в сборе);
-главный распределительный щит ГРЩ 2 (в сборе);
-коробки распределительные КР1, КР2, КР4 (3 комплекта);
-коробки распределительные КРЗ, КР5 (2 комплекта);
на основании договора купли-продажи оборудования № ЭО-1 от 22.08.2018, заключенным между гражданином Азбелем Александром Витальевичем и ОО «УК «Красная горка», и акта приема-передачи оборудования к нему:
-кабель АВБбШВ-4х70 (L=0,262 км);
-кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,230 км);
-кабель АВБбШВ-4х35 (L=0,291 км);
-коробки распределительные КР10 - КР14 (5 комплектов).
Исходя из материалов дела № 20/20-1.2, ООО «УК «Красная горка» является
владельцем сетевого оборудования, посредством которого осуществляется передача электрической энергии на объекты собственников.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ услуги о передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ государственному регулированию подлежат, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).
Эксплуатация оборудования и текущий ремонт представляют собой составляющую часть услуг по передаче электрической энергии и расходы по эксплуатации и содержанию, согласно Методическим указаниям, учитываются при расчете тарифа на передачу электрической энергии.
Таким образом, счета-квитанции на оплату услуг по управлению КП «Красная горка», выставляемые собственникам в соответствии с заключенными с ними договорами, подтверждают факт оказания услуг по передаче электрической энергии ООО «УК «Красная горка» собственникам.
Положения Федерального закона № 35-ФЗ и Правил № 861 не содержат указания на возможность каким-либо организациям - владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, оказывать услуги по передаче электрической энергии по неустановленным тарифам.
На дату вынесения постановления - 24.09.2020 ООО «УК «Красная горка» с заявлением на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии в ЛенРТК не обращалось.
Каменев И.А. пояснил, что ООО «УК «Красная горка» оказывала услуги по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП «Красная горка» по тарифам, определенным общим собранием собственников.
В связи с указанными обстоятельствами в действиях ООО «УК «Красная горка», выразившихся в оказании услуг по передаче электрической энергии собственникам земельных участков КП «Красная горка», по тарифам, не установленным уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, имеется наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства в сфере установки тарифов на услуги по передаче электроэнергии, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В данном случае арбитражный суд считает, что Комитетом представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к ст. 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Срок давности, привлечения к административной ответственности, установленный положениями ст.4.5 КоАП РФ не пропущен.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных ООО «Управляющая компания «Красная Горка» требований о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2020 №20/20-1.2, а также представления об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения от 24.09.2020 №5, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья Устинкина О.Е.