Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 июня 2007 года Дело № А56-9172/2007
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2007 года.
Полный текст решения изготовлен июня 2007 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Несмияна С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ЗАО "Форд Мотор Компани"
ответчик ЗАО "Глобал-Транс"
третье лицо ООО "ММР-Авто"
о взыскании 139293,68 руб.
при участии
от истца: адв. Барихновской Е.Г., дов-ть б/н от 09.11.06г.;
пред. Лейкиной О.С., дов-ть б/н от 06.10.06г.
от ответчика: пред. Акименко А.Н., дов-ть б/н от 08.07.06г.
от третьих лиц: пред. Горбунова Ю.В., дов-ть б/н от 17.05.07г.
установил:
ЗАО «Форд Мотор Компани» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО «Глобал Транс» 139 293 рублей 68 копеек убытков, образовавшихся в результате повреждения при перевозках в адрес дилера ООО «ММР Авто» легковых автомобилей при исполнении договора транспортной экспедиции № 05867/02/03 от 01 февраля 2003 года.
ЗАО «Глобал Транс» иск не признало, ссылаясь на нарушение претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом и договором транспортной экспедиции и нарушение правил приемки.
Третье лицо в отзыве поддерживает требования истца, и просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из материалов дела видно, что между ЗАО «Форд Мотор Компани» (клиент) и ЗАО «Глобал Транс» (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции № 05867/02/03 от 01 февраля 2003 года о перевозке в автовозах легковых автомобилей региональным дилерам. В соответствии с условиями договора ЗАО «Форд Мотор Компании» не позднее чем за 24 часа до начала транспортировки размещает заявку на перевозку, а ЗАО «Глобал Транс» собственными силами или с привлечением третьих лиц производит транспортировку автомобилей со склада к грузополучателям. ЗАО «Глобал Транс» отвечает за погрузку (разгрузку) и фиксацию автомобилей на автовозах.
В случае обнаружения дефектов после доставки автомобиля ЗАО «Форд Мотор Компани», в лице дилера, вправе выставить ЗАО «Глобал Транс» претензию о повреждениях и/или недостатках автомобиля. Претензионный порядок согласован сторонами путем подписания «Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки № 3». Процедура № 3 регулирует взаимоотношения сторон по следующим блокам вопросов:
- приемка автомобилей дилерским центром;
- время приемки автомобиля;
- документация по уведомлению о доставке поврежденного автомобиля;
- привлечение независимых экспертов и/или представителей для определения объема ремонтных работ;
- запрос на компенсацию расходов;
- документация по предъявлению претензий при утрате и/или повреждении автомобиля;
- досье претензий.
При приемке в городе Томске 14 автомобилей:
№ п/п получатель VIN автомобилей номер и дата претензии сумма
914 | ММР Авто | WF0CU93165KD09882 | № 1060 от 16/05/2006 | |
915 | ММР Авто | № 1061 от 16/05/2006 | ||
1155 | ММР Авто | X9F4XXEED45R60363 | № 57 от 26/12/2005 | |
2475 | ММР-Авто | WF0MXXGCDM5A48219 | № 1 09 от 25/05/2005 | |
2476 | ММР-Авто | WF0UXXGAJU5A23191 | № 2 09 от 25/05/2005 | |
2477 | ММР-Авто | WF04XXGBB45G44112 | № 1 10 от 02/10/2005 | |
2478 | ММР-Авто | WF04XXGBB45G43448 | № 2 10 от 04/10/2005 | |
2479 | ММР-Авто | WF04XXGBB45C51915 | № 3 10 от 18/10/2005 | |
2480 | ММР-Авто | № 1 11 от 16/12/2005 | ||
2481 | ММР-Авто | WF0UXXGAJU5C86834 | № 3 11 от 16/12/2005 | |
2482 | ММР-Авто | WF04XXGBB45K72576 | № 1 12 от 20/12/2005 | |
2483 | ММР-Авто | WF0UXXGAJU5C81114 | № 2 12 от 28/12/2005 | |
2484 | ММР-Авто | WF04XXGBB46L24717 | № 2 03 от 28/03/2006 | |
2485 | ММР-Авто | WF0MXXGCDM5K65331 | № 3 12 от 16/01/2006 |
доставленных из города Всеволожска Ленинградской области и из других складов дилеру ООО «ММР Авто» обнаружены их повреждения и частично отсутствие комплектующих деталей, о чем составлены отчеты об ущербе и повреждениях транспортного средства и заполнены чек-листы. В соответствии с предварительными калькуляциями расходов по ремонту автомобилей на производство ремонта истребовалось разрешение на ремонт у экспедитора. В соответствии заказ-нарядами на ремонт автомобиля, актами выполненных работ и счет-фактурами получателем определялся размер ущерба и направлялись претензии экспедитору. Размер ущерба от повреждения автомобилей отражен в таблице по каждому автомобилю.
Истец утверждает, что по всем случаям обнаружения повреждений в адрес ЗАО «Глобал Транс» были направлены претензии, перечень которых содержится в таблице. Имеющиеся копии претензий приобщены к материалам дела.
Согласно части 2 статьи 803 ГК РФ если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. #G0
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в #M12293 1 901866414 78 2384949398 2822 3223344965 1652321119 195726032 4 125120204пункте 2#S настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия искового заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд при оценке соблюдения претензионного порядка урегулирования спора исходил из следующих положений:
- предъявление претензии по истечении 6-месячного срока, если она не рассмотрена экспедитором по существу, влечет оставление искового заявления без рассмотрения. 6-месячный срок на предъявление претензий является пресекательным, что следует из предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности права экспедитора принимать или не принимать к рассмотрению претензию, предъявленную по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной;
- при отсутствии ответа на претензию клиент обязан доказать направление претензии, при наличии ответа по существу на претензию отсутствие доказательства даты направления претензии не является основанием к оставлению искового заявления без рассмотрения;
- направление документации по уведомлению о доставке поврежденного автомобиля не является элементом претензионного порядка урегулирования спора, поскольку действительный размер ущерба известен только после выполнения ремонта автомобиля;
- предъявление претензии дилером равнозначно предъявлению претензии клиентом, что предусмотрено договором транспортной экспедиции;
- отсутствие к претензии приложений, предусмотренных пунктом 6 «Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки № 3», влечет признание не соблюденным претензионный порядок, установленный договором. Установление договорного порядка урегулирования споров допускается пунктом 2 статьи 148 АПК РФ;
- начало течения претензионного срока исчисляется с даты подписания водителем, перевозившим автомобили, отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС).
По данному исковому заявлению отсутствуют доказательства соблюдения претензионного порядка урегулирования спора по претензиям: №№ 1060, 1061. Сумма указанных претензий составляет 10 462 рубля.
При оценке относимости и допустимости доказательств причинения повреждений и утраты деталей при транспортировке арбитражный суд принимал во внимание только документы, составленные по форме, установленной «Процедурой предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки № 3». При этом существенными нарушениями формы приемных документов признаны те, которые по прямому указанию «Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки № 3» влекут отказ в возмещении. Оговорки водителей в УОПТС о приемке автомобилей в их отсутствие признаны в качестве основания к признанию УОПТС ненадлежащим доказательством вины перевозчика (экспедитора). Условие о наличии прочерка в свободных графах пунктов УОПТС истолковано судом дословно, не заполненные пункты не должны содержать прочерков, полностью заполненный пункт исключает прочерк в графах, так как свободные графы в пункте отсутствуют. Признан нарушенным порядок оформления факта повреждения автомобилей при доставке, влекущим отказ в иске, по претензиям: 57, 109, 209,110, 210, 310, 111 на сумму 76 075 рублей 68 копеек.
Признаны доказанными требования о взыскании убытков на сумму 52 756 рублей. Расходы по госпошлине и возврат госпошлины производится в условной сумме, в зависимости от исхода дел, первоначально переданных в одном исковом заявлении, по которым применено ограничение размера госпошлины предельной суммой 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 148, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Глобал-Транс» в пользу Закрытого акционерного общества «Форд Мотор Компании» 52756 руб. убытков и 2082,68 руб. расходов по госпошлине.
В части 10462 руб. исковое заявление оставить без рассмотрения.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Несмиян С.И.