Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 июля 2018 года Дело № А56-91922/2017
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 17 июля 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Васильевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кассиным В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):
ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга"
к ФИО1
третье лицо: временный управляющий ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО2
об истребовании документов
при участии
от истца (заявителя): представитель ФИО3 – доверенность от 17.01.2018
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
установил:
ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ФИО1 (далее – ответчик), в котором просит суд, с учетом уточнений, принятых судом, истребовать у ответчика, бывшего генерального директора филиала ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" в Крымском федеральном округе следующие оригиналы документов:
1.Кадровая документация филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
2.Юридическая документация филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе, в том числе договоры с контрагентами за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.:
1)Заказчиками;
2)Поставщиками;
3)Подрядчиками;
4)Арендаторами и арендодателями.
3. Документация по объектам строительства Филиала ООО «СМТ СПб» в
Крымском федеральном округе за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.:
1)Проекты;
2)Тех. задания;
3)Акты скрытых работ;
4)Ведомости скрытых работ;
5)Формы по КС;
6)Остальная исполнительная документация.
4.Документация по банковскому обслуживанию по всем счетам Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе, в том числе ключи к «Банк-клиенту» и т.д. за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
5.Результаты последней инвентаризации ТМЦ Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе.
6.Реестры выданных Филиалом ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе доверенностей на совершение юридических и иных действий от имени и/или за счет общества за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
7.Реестры выданных и/или индоссированных Филиалом ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе векселей, выданных поручительств за исполнение обязательств третьими лицами, за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
8.Печать и штампы Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе, ключи от сейфа.
9.Документы, подтверждающие права Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе на имущество, находящееся на его балансе;
10. Внутренние документы Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском
федеральном округе;
11.Заключения ревизионной комиссии (ревизора) Филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
12.Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения филиала ООО «СМТ СПб» в Крымском федеральном округе за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г., в том числе:
•информационная система бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•отчет о прибылях и убытках за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г. с приложениями;
•аудиторские заключения, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету труда и его оплаты за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету основных средств и нематериальных активов за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету кассовых операций за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету материалов за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету результатов инвентаризации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету работ по капитальному строительству и ремонтно-строительных работ за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документация по безналичным расчетам за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•выписки по счетам в банках за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•отчет об изменениях капитала за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•отчет о движении денежных средств за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г
•регистры бухгалтерского учета за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета затрат на производство за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета денежных средств и фондов за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г
•ведомость учета расчетов и прочих операций за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета реализации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета расчетов с поставщиками за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета оплаты за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•ведомость учета расчетов и прочих операций за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•первичные учетные документы, применяемые для оформления хозяйственных операций, в том числе электронные за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•формы внутренней бухгалтерской отчетности за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документы инвентаризации и оценки имущества организации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•заключения службы внутреннего аудита, ревизоров, иные документы системы внутреннего контроля организации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•правила соблюдения порядка документооборота за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•сметы расходов и отчеты об их исполнении за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
•справка об обязательствах организации, в т.ч. по платежам в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•документы по оплате труда работников за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
13. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г., в том числе:
• Учетная политика бухгалтерского учета Общества за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•Учетная налоговая политика организации за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•Налоговая отчетность за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•Акты аудиторских, налоговых и иных проверок за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
•Отчетность по обязательным страховым взносам за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.;
•Акты аудиторских, налоговых и иных проверок за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
14.Положения, инструкции, приказы и другие нормативные документы по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
15.Книги и журналы регистрации: доверенностей, приходных и расходных кассовых документов, товарно-материальных ценностей, требующих взвеса тары, учета полученных и выданных счетов-фактур, покупок и продаж, банковских чековых книжек за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
16.Документы по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
17.Документы по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, в т.ч. материалы, переданные в необходимых случаях в следственные и судебные органы за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
18.Методические рекомендации, указания, разъяснения руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности за период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
19.Банковские карты, выданные Филиалу ООО «СМТ СПб» в КФО за
период с 22.03.2016г. по 14.06.2017г.
Также истец просит присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта по истребованию документов со стороны ФИО1 в пользу ООО «СМТ СПб» по истечении пяти календарных дней с момента вынесения такого судебного акта об истребовании документов в виде установления плоской шкалы, а именно стоимость просрочки составляет 10 000 (десять тысяч) рублей в день.
Определением от 28.11.2017 исковое заявление принято судом к производству, судебное заседание назначено на 24.01.2018.
Ответчик в судебное заседание не явился, письменного отзыва по иску не представил.
Рассмотрение дела было отложено до получения от ответчика письменной позиции по заявленным требованиям.
В судебное заседание 02 марта 2018 года ответчик явился. Ответчик сообщил суду адрес, по которому он зарегистрирован в Санкт-Петербурге. Ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления документальных доказательств по делу. Судом ходатайство ответчика было удовлетворено судом.
Истцом, в судебном заседании было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, временного управляющего ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО2, в обоснование ходатайства представлена копия Определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2017 по делу А56-60327/2017 о введении в отношении истца процедуры наблюдения.
Судом ходатайство истца удовлетворено.
Рассмотрение дела было отложено на 06 апреля 2018 года.
Стороны и третье лицо в судебное заседание явились.
Ответчик представил в дело письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения требований истца, так как после увольнения ответчика с должности директора филиала ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" все документы по реестру №5 от 15.04.2017 были переданы ответчиком и получены исполнительным директором ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО4
Кроме того, ответчик в отзыве указал, что ведение бухгалтерского и кадрового учета было возложено на бухгалтера филиала ФИО5 на основании Регламента (Приказ исполнительного директора ФИО4 №09 от 09.12.2016) ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга". Документооборот между филиалом и обществом осуществлялся посредством электронной связи.
Все документы (оригиналы первичных документов), регистры бухгалтерского учета, отчетности, кадровые и иные документы были переданы бухгалтером ФИО5 при увольнении управляющему директору общества ФИО4 и главному бухгалтеру ФИО6
Таким образом, ответчик считает, что требования истца являются необоснованными.
В подтверждение своих возражений ответчик приложил к отзыву реестры передачи документов и другие документы на 23 листах.
Судом было удовлетворено ходатайство истца об отложении рассмотрения дела для ознакомления с представленными ответчиком документами.
В судебное заседание 23 мая 2018 года стороны не явились.
Третье лицо ходатайств не заявило.
Суд завершил предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству и отложил его на 11.07.2018, обязав стороны явкой.
В судебное заседание, явился представитель истца, ответчик и третье лицо, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено судом в их отсутствие, на основании ст. 156 АПК РФ.
Истцом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений по делу с возражениями по доводам ответчика. Судом ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств заявлено не было.
Истец поддержал заявленные в иске требования.
Выслушав представителей истца, изучив и оценив представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
Ответчик, ФИО1 приказом ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" от 22.03.2016 №1 был назначен на должность директора филиала ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" в Крымском федеральном округе.
Решением единственного участника ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" от 14.03.2016 №27/2016 было утверждено Положение о Филиале.
На основании заявления ФИО1 от 31.05.2017 он был уволен с должности директора филиала 14.06.2017 по собственному желанию.
Между ответчиком и истцом в период работы был заключен срочный трудовой договор №02 от 22.03.2016 сроком на 1 год.
Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно ч. 4 ст. 29 Закона «О бухгалтерском учете» при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.
Как следует из отзыва ответчика и представленных с отзывом документов, в филиале ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" был утвержден Регламент по осуществлению контроля финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный исполнительным директором ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО4.
Обязанности по ведению бухгалтерского и кадрового учета были возложены на бухгалтера филиала ФИО5 Доступ к бухгалтерским документам филиала, а также к программам «1 С бухгалтерия» и «Клиент Банк» был у бухгалтера ФИО5 и главного бухгалтера ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО6 (по совместительству бухгалтер филиала ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" в КФО).
Ответчиком в дело представлены реестры передачи документов филиала от бухгалтера ФИО5 (№1, №2, №3, №4, №5 – с отметкой о получении исполнительным директором ФИО4, №№6 и №7 с отметкой о получении ФИО7
Ответчик был уволен с должности директора филиала 14.06.2017, а инвентаризация в филиале была назначена только в октябре 2017 г., то есть спустя 4 месяца после увольнения ответчика.
Истцом в дело не представлено доказательств того, что в период с июня 2017 по октябрь 2017 г. в филиале отсутствовали испрашиваемые истцом документы, с учетом того, что бухгалтерский, финансовый и кадровый учет был возложен на главного бухгалтера ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" ФИО6, которая по совместительству была оформлена как бухгалтер филиала.
Судом не принимается довод истца о том, что реестры передачи документов, на которые ссылается ответчик, не доказывают получение данных документов обществом, так как в них отсутствуют расшифровки подписей лиц, получивших документы, поскольку истцом не представлено доказательств того, что лица, расписавшиеся за получение документов, отрицают их получение.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец суду таких доказательств не представил, в связи с чем заявленные в иске требования не подлежат удовлетворению судом.
Расходы по госпошлине по делу, на основании ст. 110 АПК РФ, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 49, 65, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Васильева Н.А.