Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 октября 2019 года Дело № А56-92156/2019
Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания»
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Редукторремсервис»
об оспаривании заключения
при участии
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 09.08.2019,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
от третьего лица – ФИО2, по доверенности от 09.01.2019
установил:
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 20.05.2019 №Т02-307/19.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Редукторремсервис» возражал против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 Северо-Западный филиал АО «ФПК» разместил на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого аукциона в электронной форме №1810/ОАЭ-СЗФПК/2019, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту муфт типа ЖДМ-0003, ВБА-32 и МППГ-02 с заменой резинового элемента.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки №1810/ОАЭ-СЗФПК/2019/2 от 15.03.2019 заявка единственного участника ООО «Редукторремсервис» допущена к участию в процедуре Закупки. Закупочной комиссией Организатора торгов принято решение согласовать заключение договора с единственным участником Закупки по цене, согласованной в установленном порядке, но не выше начальной (максимальной) цены договора.
11.04.2019 Северо-Западным филиалом АО «ФПК» на официальном Сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол заседания закупочной комиссии по осуществлению закупок № 1810/ОАЭ-СЗФПК/2Э19/3 от 09.04.2019, согласно которому победитель Закупки ООО «Редукторремсервис» признан уклонившимся от заключения договора в рамках проведения процедуры Закупки.
В Управление согласно Правилам направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 поступили сведения от Северо-Западного филиала АО «ФПК» в отношении ООО «Редукторремсервис» для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
20.05.2019 Управлением вынесено заключение №Т02-307/19, согласно которому антимонопольным органом принято решение не направлять в Федеральную антимонопольную службу сведения в отношении Общества для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заключение оспорено Обществом в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений приведенной нормы во взаимосвязи с частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки №1810/ОАЭ-СЗФПК/2019/2 от 15.03.2019 заявка единственного участника допущена к участию в процедуре Закупки. Закупочной комиссией Организатора торгов принято решение согласовать заключение договора с единственным участником Закупки (ЗОО «Редукторремсервис» по цене, согласованной в установленном порядке, но не выше начальной (максимальной) цены договора.
В соответствии с п. 3.22.1 Документации договор по результатам аукциона заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением, аукционной документацией и заявкой участника аукциона, с которым заключается договор.
Как следует из п. 3.22.2 Документации, заказчик в течение 7 (с;ми) календарных дней с даты размещения итогового протокола на сайтах направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора посредством электронной площадки «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru).
Согласно п. 3.22.3 Документации участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения догоюра (если требование об обеспечении исполнения договора установлен) в аукционной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны на ЭТП договор не позднее 3 (трех) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика.
Пунктом 1.5 Документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора составляет 1% от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, что составляет 145320 рублей. Способы обеспечения исполнения договора, требования к порядку предоставления обеспечения указаны в пункте 3.20 Документации.
В соответствии с п. 3.20.2 Документации исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, либо внесе нием денежных средств на указанный заказчиком в пункте 1.5 аукционной документации счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно п. 3.20.5 Документации договор может быть заключен только после представления победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственным участником, допущенным к участию в аукционе (в случае если принято решен де о заключении договора с таким участником), обеспечения исполнения договора.
Пунктом 3.20.13 Документации регламентированы требования к банковской гарантии, предоставляемой победителем процедуры Закупки.
На основании п. 5.1.1 Документации договор по результатам аукциона заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с цаты размещения на сайтах итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органе, по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора ЭТП.
Пунктом 3.22.5 Документации установлено, что участник аукцион а, с которым заключается договор, обязан заключить договор на условиях аукционной документации, аукционной заявки и своего технического и ценового предложения. Стоимость договора определяется на основании стоимости ценового предложения такого участника без учета НДС, с учетом применяемой им системы налогообложения.
В соответствии с п. 3.22.7 Документации договор по результатам аукциона заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника аукциона, заказчика.
Как следует из п. 3.228 Документации, положения договора не могут быть изменены по сравнению с аукционной документацией и аукционной заявкой победителя аукциона, за исключением случаев, предусмотренных аукционной документацией.
На основании п. 3.23.1 Документации 3.1.1. заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить или расторгнуть договор в случае существенного изменения обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. В случае недостижения соглашения об изменении условий договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении договор может быть расторгнут или изменен судом в порядке и по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3.23.3 Документации заказчик по согласованно с исполнителем договора при заключении и/или в ходе исполнения договора вправе изменить количество всех предусмотренных договором товаров, объем предусмотренных работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, на поставку, выполнение, оказание которых заключен договор в пределах 30% (тридцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если иное не предусмотрено в пункте 1.9 аукционной документации, а также при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, товаров, не предусмотренных договором, но связанных с такими работами, услугами, товарами, предусмотренными договором.
На основании п. 3.23.4 при поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг.
15.03.2019 АО «ФПК» на сайте ЭТП размещен протокол подведения итогов Закупки № 1810/ОАЭ-СЗФПК/2019/2 от 15.03.2019, согласно которому выбран победитель процедуры Закупки - ООО «Редукторремсервис».
Таким образом, предельный срок в 20 дней, установленный п. 5.1.1 Документации, на заключение договора истек 04.04.2019.
22.03.2019 АО «ФПК» посредством ЭТП направило в адрес ООО «Редукторремсервис» проект договора на подписание победителем Закупки.
28.03.2019 ООО «Редукторремсервис» посредством ЭТП направило в адрес Северо-Западного филиала АО «ФПК» протокол разногласий к проекту договора.
02.04.2019 Северо-Западный филиал АО «ФПК» посредством ЭТП повторно направляет в адрес ООО «Редукторремсервис» проект договора на подписание с частично внесенными изменениями.
04.04.2019 ООО «Редукторремсервис» посредством ЭТП повторно направляет в адрес АО «ФПК» протокол разногласий к проекту договора, а также направляет дополнительный экземпляр подписанного проекта договора с протоколом разногласий в бумажной форме на 22 листах.
11.04.2019 АО «ФПК» на официальном Сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол заседания закупочной комиссии по осуществлению закупок № 1810/ОАЭ-СЗФПК/2Э19/3 от 09.04.2019, согласно которому победитель Закупки ООО «Редукторремсервис» признан уклонившимся от заключения договора в рамках проведения процедуры Закупки.
Общество в обоснование возражений ссыается на то, что непредставление подписанного со стороны ООО «Редукторремсервис» договора по итогам Закупки в срок, установленный Документацией, не было направлено на уклонение от заключения договора и обусловлено попыткой предварительного согласования проекта банковской гарантии и проекта договора с заказчиком в части требований к подрядчику, указанных в п. 4.1.14 проекта договора, согласно которым подрядчик обязан по запросу заказчика предоставлять информацию о прохождении инспекционного контроля каждой муфте в рамках разрешения и/или договора с Центром технического аудита — структурного подразделения ОАО «РЖД» или с организацией, получившей от владельца инфраструктуры ОАО «РЖД» утверждение полномочий на проведение инспекционного контроля, а также отметил следующие обстоятельства:
25.02.2019 дата начала подачи заявок.
27.02.2019 ООО «Редукторремсервис» обращается в Центр технического аудита ОАО «РЖД» (далее - ЦТА) с офертой о заключении с участником договора на оказание услуг по осуществлению инспекторского контроля муфт типа ЖДМ-0003, ВБА-32 и МШИ -02 прошедших капитальный ремонт по договору подряда для нужд Северо-Западного филиала АО «ФПК».
28.02.2019 ООО «Редукторремсервис» запрашивает у Северо-Западного филиала АО «ФПК» разъяснения положений Документации (10 вопросов).
04.03.2019 Северо-Западный филиал АО «ФПК» размещает ответ на запрос о разъяснениях положений Документации, из которого следует, что Центр технического аудита ОАО «РЖД» (далее - ЦТА) является единственной организацией в РФ, которая получила от владельца инфраструктуры ОАО «РЖД» утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля (ответ на вопрос №2).
05.03.2019 ООО «Редукторремсервис» принимает решение заключить необходимый договор с ЦТА на условиях аукциона, безвозмездно (в соответствии с п. 12 Распоряжения ОАО «РЖД» №1916/р от 29.08.2018 «Об утверждении Регламента организации работы по обеспечению качества продукции железнодорожного назначения»).
Согласно п. 12 Распоряжения ОАО «РЖД» №1916/р от 29.08.2018 Центр технического аудита на основании соглашений с изготовителями проводит инспекторский контроль приобретаемой для нужд ОАО «РЖД» продукции и инспекторский контроль производственных процессов в соответствии с ГОСТ 32894-2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения» с целью выполнения специальных условий договоров (контрактов) поставки продукции, заключаемых подразделениями ОАО «РЖД», а также его дочерними и зависимыми обществами.
05.03.2019 ЦТА дает ответ на оферту ООО «Редукторремсервис» (от 27.02.19) и ошибочно предлагает к рассмотрению проект договора на проведение технического аудита, а не на проведение инспекторского контроля. Также ЦТА информирует ООО «Редукторремсервис» о необходимости согласовать и прислать все необходимые документы до 11.03.2019.
06.03.2019 ООО «Редукторремсервис» подает заявку на участие в Закупке.
11.03.2019 ООО «Редукторремсервис» дополнительно направляет оферту на заключение договора на проведение инспекторского контроля с ЦТА, с разъяснениями и перечислением существенных условий договора.
14.03.2019 АО «ФПК» принимает решение признать процедуру Закупки несостоявшейся в связи с тем, что на участие в Закупке подана одна заявка, а также заключить договор с единственным участником Закупки ООО «Редукторремсервис» по цене, согласованной в установленном порядке, но не выше начальной (максимальной) цены договора, что подтверждается протоколом подведения итогов Закупки №1810/ОАЭ-СЗФПК/2019/2 от 14.03.2019, размещенным на сайте ЕИС 15.03.2019.
15.03.2019 ООО «Редукторремсервис» получает от ЦТА проект договора на проведение инспекторского контроля на возмездной основе, (п. 3.1. Договора) годовая стоимость которого не может превышать - 1 600 002 (Один миллион шестьсот тысяч два) рубля, в том числе НДС (20%) - 266 667 (Двести шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят семь) рублей, сроком до 30 ноября 2019 г., со сметой расходов на сумму 3 528 756, 00 руб., что противоречит решению ООО «Редукторремсервис» от 05.03.2019 и оферте ООО «Редукторремсервис» от 11.03.2019.
Представитель ООО «Редукторремсервис» пояснил, что затраты по
исполнению договора подряда (срок заключения которого до 31.12.2021)
увеличиваются на 4 800 000 руб. (в том числе НДС — 20%) - то есть примерно
на 28%, что является для ООО «Редукторремсервис» убыточным финансовым
результатом. Согласно разъяснений заказчика от 04.03.2019 (ответ на вопрос
№7) стоимость работ является окончательной и включает все расходы
подрядчика, а также то, что увеличение затрат ООО «Редукторремсервис» на проведение инспекторского контроля продукции, компенсироваться заказчиком не будет.
В подтверждение позиции, изложенной: представителем ООО «Редукторремсервис», со стороны ООО «Редукторремсервис» в антимонопольный орган представлены соответствующие документы и сведения, в том числе копии официальных писем и скан-копии переговоров, осуществляемых Северо-Западным филиалом АО «ФПК» и ООО «Редукторремсервис» по электронной почте.
В соответствии с п.п. 3.22.1, 3.22.5 Документации договор по результатам аукциона заключается на условиях предусмотренных Документацией и заявкой участника, а стоимость договора определяется на основании стоимости ценового предложения такого участника: в составе конкурсной заявки присутствовало решение участника о заключении договора на инспекционный контроль с ЦТА на безвозмездной основе, при этом наличие данного решения стало одним из условий допуска участника к аукциону. В случае платности договора на инспекторский контроль с ЦТА и увеличения стоимости услуг, оказываемых ООО «Редукторремсервис» в рамках исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, такой договор становится заведомо убыточным для ООО «Редукторремсервис». Ввиду того, что заказчик ввел в заблуждение ООО «Редукторремсервис», относительно стоимости выполняемых работ в рамках Закупки, а также отказ ЦТА заключать договор с ООО «Редукторремсервис»; на безвозмездной основе привели к ситуации, при которой срок на заключение; договора, установленный в Документации, был пропущен без умысла на уклонение от заключения те кого договора по причине осуществления попыток согласования существенных условий заключаемых договоров.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Ввиду отсутствия в Документации указаний на существенные условий подлежащего к заключению победителем закупки договора на инспекторский контроль с ЦТА, а также с учетом того, что ЦТА является единственной организацией в РФ, которая получила от владельца инфраструктуры ОАО «РЖД» утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля, УФАС правомерно установило, что для победителя Закупки созданы такие условий, при которых он попадает в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Управление правомерно не усмотрело достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО «Редукторремсервис» в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.