Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 марта 2021 года Дело № А56-92698/2020
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года . Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Сундеевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сагар В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "МД-Консалтинг"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области
о признании недействительным решения по делу № 047/06/64-1945/2020 от 27.07.2020
при участии
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1, дов-ть от 02.02.2021, ФИО2, дов-ть от 28.12.2020.
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МД-Консалтинг" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление) по делу № 047/06/64-1945/2020 от 27.07.2020.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились. Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей заявителя и третьего лица.
Исследовав материалы зела, суд установил следующие обстоятельства.
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 8953 от 20.07.2020) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МОУ «Волосовская НОШ» в <...> Волосовского района Ленинградской области с поставкой оборудования (далее - электронный аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 13.07.2020 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 232 940,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения аукционной документации.
Ознакомившись с содержанием аукционной документации, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушений Закона о контрактной системе.
Не согласившись с выданным решением общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 198 АПК РФ, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить одновременно факт несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.п. 2.2. Приложения № 1 Постановления Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в редакции Постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99» - Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из Приложения № 5 к документации об аукционе в электронной форме на капитальный ремонт спортивной площадки муниципального общеобразовательного учреждения «Волосовская начальная общеобразовательная школа» по адресу 188410 <...> с поставкой оборудования «Требования к конкретным показателям» следует, что Заказчиком установлены требования к тем товарам, которые непосредственно передаются Заказчику по окончании выполнения работ.
В пункте 5.2. общей части аукционной документации установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, данные требования не содержат указания на документы, подтверждающие опыт выполнения работ, аналогичных объекту закупки.
Поскольку общей частью аукционной документации установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе, Комиссия признала жалобу необоснованной.
На участие в аукционе было подано две заявки, при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией отклонена одна заявка, вторая заявка по результатам рассмотрения вторых частей признана соответствующей требованиям. Следовательно, аукционной комиссией не было признано не соответствующей установленным требованиям ни одной заявки в связи с тем, что участник не приложил ко второй части заявки установленные в информационной карте документы.
При этом согласно статье 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем не было представлено доводов, обосновывающих нарушение прав и законных интересов участников закупки.
В соответствии с пунктом 4.1.15. проекта контракта подрядчик обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 процентов от цены Контракта. Право Заказчика устанавливать такие требование установлено часть. 5 статьи 30 Закона о контрактной системе. Данное требование предусмотрено также пунктом 1 Типовых условий.
Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют положения об обязательности включения в проект контракта Типовых условий.
При этом контракт должен соответствовать требованиям базового Закона о контрактной системе, при этом данный закон непрерывно подвергается изменениям, а типовые условия остаются прежними, что влечет их несоответствие закону, устаревание, неактуальность такого регулирования.
Требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО Заказчиком установлено, данное требование является основным положением Типовых условий. При этом обоснование того, что отсутствие Типовых условий в проекте контракта нарушает права и законные интересы участников закупки, иных заинтересованных лиц, Заявителем не представлено.
Выдача контрольным органом предписания о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки в связи с подобными формальными несоответствиями в процессе осуществления закупки не отвечает целям осуществления контроля контрактной системы в сфере закупок, поскольку данный контроль осуществляется в целях соблюдения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, соблюдения конкуренции, прав и законных интересов участников закупок и принципов распоряжения бюджетными средствами. Расхождения между извещением и аукционной документацией в части неуказания в извещении требований, установленных в документации, не может повлечь недостижение указанных целей, в том числе потому, что исполнение заказчиком такого предписания может необоснованно затягивать процедуру закупки, что в некоторых случаях может повлечь нарушение бюджетных обязательств заказчиков. При таких обстоятельствах средства исполнения требований контрольного органа будут несоизмеримы с теми возможным формальным нарушением, для устранения которого они будут задействованы.
В соответствии с пунктом 7.1. проекта контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.2. проекта контракта размер штрафа устанавливается Контрактом в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042.
Также пунктом 7.9. проекта контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в установленном размере.
При этом, условие об обязанности подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций содержится в контракте и, таким образом, является обязательством подрядчика.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 устанавливается размер штрафа за непривлечение СМП и СОНКО в качестве субподрядчиков.
Поскольку проектом контракта установлено обязательство подрядчика привлечь для исполнения контракта субподрядчиков из СМП и СОНКО, при этом контрактом предусмотрена ответственность в виде штрафов за неисполнение обязательств по контракту, размер которых устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042, а указанным постановлением предусмотрена ответственность за непривлечение таких субподрядчиков, следовательно, проектом контракта предусмотрена гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательства подрядчика по привлечению субподрядчиков.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
При этом в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не участвует в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в частности не участвовал в данной закупке, не подавал заявку на участие и ценовое предложение. Из этого следует, что его права и законные интересы как участника закупки никоим образом не могли быть затронуты каким-либо ненормативным актом антимонопольного органа, принятым в рамках контроля данной закупки.
Следовательно, удовлетворение требований заявителя никак не сможет восстановить каких-либо прав или его законных интересов, поскольку они не были нарушены. Более того, контракт, заключенный по результатам проведения электронного аукциона, в настоящее время находится на стадии исполнения, а удовлетворение заявленных требований может привести к нарушению прав и интересов третьих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При вышеуказанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья Сундеева М.В.