ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-92785/18 от 31.10.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 ноября 2018 года Дело № А56-92785/2018

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Корпорация Руан»

Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третье лицо: Администрация Гатчинского муниципального района; ООО «Городской центр рекламы»; ООО «Элвис»; ООО «Магистраль»

об оспаривании решения УФАС

при участии

- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.01.2018;

ФИО2 по доверенности от 19.01.2018

- от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.01.2018;

ФИО4 по доверенности от 23.07.2018

- от третьих лиц: 1) ФИО5 по доверенности от 01.08.2018;

2) ФИО6 по доверенности от 15.10.2018, 3) ФИО7 по доверенности от 30.10.2018; 4) ФИО8 по доверенности от 30.10.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация Руан" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Ленинградской области (далее – Управление, УФАС) от 08.06.2018; об оспаривании конкурсной документации и результатов конкурса.

В судебном заседании представители Общества уточнили заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ: оспаривают только решение УФАС.

Уточнения приняты судом.

Суд привлекает к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Городской центр рекламы»; ООО «Элвис»; ООО «Магистраль».

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против удовлетворения заявления.

В УФАС поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Руан» (вх. № 4609 от 25.05.2018) на действия Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Организатор торгов, Администрация Гатчинского MP ЛО) при организации и проведении конкурса на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области лоты №№ 1,2,3 (извещение от 21.02.2018г).

Заявитель в своей жалобе указывает на следующие нарушения, допущенные Организатором торгов при организации и проведении вышеуказанного открытого конкурса.

В результате действий (бездействий) Организатора торгов к участию в конкурсе была допущена группа взаимосвязанных лиц, которая применила очевидную схему, направленную на монополизацию рынка наружной рекламы. При этом Организатором конкурса не было предпринято действий по пресечению нарушения антимонопольного законодательства, путем сообщения о таком факте в ФАС (указание на нарушение статей 11, 11.1, 14.8, 17 Закона о защите конкуренции).

Закон о рекламе содержит прямой запрет на заключение рекламораспространителем договора на распространение социальной рекламы в пределах превышающих 5% годового объема распространяемой им рекламы. Устанавливая в конкурсной документации критерий оценки «Доля социальной рекламы», размещаемой более 5%, Организатор конкурса понуждает участников взять обязательство по распространению социальной рекламы более 5%, в целях получения значимых баллов, что противоречит пункту 3 статьи 10 Закона о рекламе.

Заявитель просит приостановить исполнение итогов конкурса до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключение и исполнение договоров с победителями торгов, признать жалобу обоснованной, выдать организатору торгов предписание об аннулировании торгов.

Решением УФАС от 08.06.2018 рассмотрение жалобы прекращено.

Данное решение оспорено Обществом в судебном порядке.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Постановлениями Администрации Гатчинского MP ЛО № 377 от 02.02.2018 (лот № 3), № 556 от 15.02.2018 (лот № 1), № 557 от 15.02.2018 (лот № 2) «О проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области» определено провести конкурсы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, обязанности по организации и проведению конкурсов возложены на МБУ «Архитектурно-планировочный центр».

21.02.2018 МБУ «Архитектурно-планировочный центр» разместило на официальном сайте Администрации Гатчинского MP ЛО по адресу-www. radm.gtn.ru извещения о проведении конкурса на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Конкурсную документацию по лотам №№ 1, 2, 3.

Конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Законом о защите конкуренции.

В части, прямо не урегулированной законодательством Российской Федерации, проведение конкурса регулируется Конкурсной документацией.

Согласно извещению о продлении сроков подачи заявок на участие в конкурсе от 28 марта 2018 года дата и; время окончания приема заявок и вскрытия конвертов определены на 26 апреля 2018 года 11 часов 00 минут.

Процедура вскрытия конвертов с заявками осуществлена 26 апреля 2018 года.

7 мая 2018 года заявки на участие в конкурсе рассмотрены конкурсной комиссией (Протоколы от 07.05.2018 г).

Итоги конкурса подведены 16 мая 2018 года (Протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 16.05.2018 г.).

29 мая 2018 года с победителями конкурса заключены договоры: между Администрацией Гатчинский MP ЛО и ООО «Городской центр рекламы» договор № 01/18-ТРГ (по лоту № 1), между Администрацией Гатчинский MP ЛО и ООО «Элвис» договор № 02/18-ТРГ (по лоту № 2), между Администрацией Гатчинский MP ЛО и ООО «Магистраль» договор № 03Л 8-ТРГ (по лоту № 3).

Данные договоры заключены до получения Администрацией Гатчинский MP ЛО уведомления антимонопольного органа о принятии к рассмотрению жалобы Общества.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися (часть 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В случае, если антимонопольный орган после поступления жалобы достоверно не обладает сведениями о заключении договоров по итогам торгов, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу антимонопольному органу станет известно о факте заключения договора, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы в связи с отсутствием у последней правовых оснований на рассмотрение жалобы по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное).

На основании изложенного, ввиду установления, в ходе рассмотрения жалобы ООО «Корпорация Руан», факта наличия заключенных по итогам конкурса на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, договоров, поданная жалоба на действия Администрации Гатчинский муниципальный район Ленинградской области антимонопольный орган пришел к правомерному выводу, что жалоба не должна рассматриваться в соответствии с порядком, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обществу с ограниченной ответственностью «Корпорация РУАН» возвратить из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Катарыгина В.И.