Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 апреля 2019 года Дело № А56-9309/2019
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Натсак В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
закрытого акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»
к Центральному банку Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2019 № 18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22747,
при участии:
от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 28.01.2019 № 1001,
от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 03.09.2018,
установил:
закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – заявитель, Общество, Биржа) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Банк) о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2019 № 18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22747, ответственность за совершение которого, предусмотрена статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель Банка возражал по основаниям, изложенным в отзыве, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Биржа является клиринговой организацией и действует на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности № 040-00007-000010 от 23.05.2017.
Согласно положениям пунктов 1, 3 приложения 2 к Указанию № 4621-У отчетность клиринговой организации составляется и представляется ею в Банк России в виде показателей отчетности клиринговой организации и бухгалтерской (финансовой) отчетности клиринговой организации в разрезе групп аналитических признаков (графа 3 части I «Формы отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, и порядок их составления» приложения 1 к Указанию № 4621-У, графа 3 части II «Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента» приложения I к Указанию № 4621-У), объединяющих аналитические признаки, содержащие детализированную информацию по показателю.
В, силу требований пункта 16 статьи 5 Федерального закона № 7-ФЗ клиринговая организация обязана обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
В силу требований пункта 4 приложения 2 к Указанию № 4621-У не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, клиринговой организации в Банк России должна быть представлена отчетность в виде показателей по следующим формам (далее - Отчетность клиринговой организации):
«Сведения об индивидуальном клиринговом обеспечении и ином обеспечении участника клиринга»;
«Сведения об участниках клиринга и операциях, проведенных по торговым счетам»;
«Сведения об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период»;
0420317 «Сведения о предоставлении, прекращении, приостановке, возобновлении доступа к клиринговому обслуживанию»;
0420319 «Сведения об использовании индивидуального, коллективного
и иного Клирингового обеспечения»;
0420320 «Сведения о ценных бумагах, находящихся в составе
индивидуального, коллективного или иного клирингового обеспечения»;
04.20324 «Сведения о наступлении риск-событий»;
0420409 «Сведения о банковских счетах»;
0420318 «Сведения о неисполненных обязательствах»;
0420312 «Сведения о коллективном клиринговом обеспечении».
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 4 приложения 2 к Указанию №4621-У Биржей в установленный срок (до 15.11.2018 включительно) по указанным выше показателям не представлена в Банк России Отчетность клиринговой организации по состоянию на 31.10.2018.
В связи с допущенным нарушением Банк принял постановление от 11.01.2019 №18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22747, которым Общество привлечено к ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что оспариваемое постановление не подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ осуществление клиринговой деятельности допускается только на основании лицензии, предусмотренной Федеральным законом № 7-ФЗ.
Биржа является клиринговой организацией и действует на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности № 040-00007-000010 от 23.05.2017.
В соответствии с положениями статьи 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 7-ФЗ Банк России осуществляет регулирование клиринговой деятельности, устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления в Банк России отчетов, информации и уведомлений клиринговыми организациями.
Порядок составления и представления в Банк России отчетности клиринговых организаций, в частности, формы и сроки ее представления установлены требованиями Указания Банка России от 27.11.2017 № 4621-У.
В силу требований пункта 16 статьи 5 Федерального закона № 7-ФЗ клиринговая организация обязана обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
Биржей не оспаривается и подтверждается материалами дела то, что в нарушение требований пункта 4 приложения 2 к Указанию № 4621-У Биржей в срок до 15.11.2018 включительно по указанным показателям не представлена в Банк России Отчетность клиринговой организации по состоянию на 31.10.2018.
Выражая несогласие с изложенными в Постановлении выводами, Биржа не оспаривая наличие события и состава административного правонарушения, вместе с тем, принимая во внимание наличие вступившего в силу постановления Главного управления № 18-22746/3110-1 от 11.01.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22746, возбужденному по статье 19.7.3 КоАП РФ по факту нарушения Обществом срока представления показателей отчетности организатора торговли за октябрь 2018 года, учитывая формирование и направление Биржей показателей отчетности как организатора торговли и как клиринговой организации за октябрь 2018 года единым файлом, а также отсутствие предусмотренной диспозицией статьи 19.7.3 КоАП РФ специальной правосубъектности, ссылается на возбуждение в отношении Биржи по факту нарушения срока представления показателей отчетности организатора торговли и клиринговой организации за октябрь 2018 года двух дел об административных правонарушениях (в отношении Биржи, действующей в качестве организатора торговли, и отдельно в отношении Биржи, действующей в качестве клиринговой организации), что, в свою очередь, в соответствии с положениями пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные Биржей в Заявлении, аналогичны доводам, представленным Биржей ранее в ходе дела об административном правонарушении (вх. № 1887 от 11.01.2019), которые были всесторонне рассмотрены уполномоченным должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, получили надлежащую оценку и были подробно изложены в оспариваемом Постановлении.
Суд не может согласиться с заявленными доводами относительно привлечения Общества к административной ответственности дважды за одно и тоже правонарушение по факту нарушения срока представления показателей отчетности по состоянию на 31.10.2018, формируемой и направляемой Биржей как организатором торговли и как клиринговой организацией.
Как усматривается из материалов дела, осуществление клиринговой деятельности допускается только на основании лицензии, предусмотренной Федеральным законом №7-ФЗ.
В силу положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 1 приложения 2 к Указанию № 4621-У организации, осуществляющие клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, обязаны представлять в Банк России отчетность клиринговой организации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» деятельность по проведению организованных торгов допускается только на основании лицензии, предусмотренной Федеральным законом № 325-ФЗ.
На основании пункта 15 части 1 статьи 25 Федерального закона № 325-ФЗ формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности организаторов торговли установлены Указанием № 4621-У.
Событие административного правонарушения по делу № ТУ-40-ЮЛ-18-22747, выразилось в непредставлении Биржей, действующей на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности № 040-00007-000010 от 23.05.2017, в Банк России в установленный срок отчетности по состоянию на 31.10.2018 в виде показателей по формам 0420313 «Сведения об индивидуальном клиринговом обеспечении и ином обеспечении участника клиринга», 0420314 «Сведения об участниках клиринга и операциях, проведенных по торговым счетам», 0420315 «Сведения об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период», 0420317 «Сведения о предоставлении, прекращении, приостановке, возобновлении доступа к клиринговому обслуживанию», 0420319 «Сведения об использовании индивидуального, коллективного и иного клирингового обеспечения», 0420320 «Сведения о ценных бумагах, находящихся в составе индивидуального, коллективного или иного клирингового обеспечения», 0420324 «Сведения о наступлении риск-событий», 0420409 «Сведения о банковских счетах», 0420318 «Сведения о неисполненных обязательствах», 0420312 «Сведения о коллективном клиринговом обеспечении», обязанность по предоставлению в Банк России которой возникла в связи с осуществлением Биржей лицензируемого вида деятельности в качестве клиринговой организации.
Вместе с тем, событие административного правонарушения по делу № ТУ-40-ЮЛ-18-22746 выразилось в непредставлении Биржей, действующей на основании лицензии биржи № 040-004 от 22.11.2013, в Банк России в установленный срок отчетности по состоянию на 31.10.2018 в виде показателей по форме 0420326 «Сведения о событиях операционного риска» и по форме 0420409 «Сведения о банковских счетах», обязанность по предоставлению в Банк России которой возникла в связи с осуществлением Биржей лицензируемого вида деятельности в качестве организатора торговли.
Таким образом, обязанность по представлению в Банк России соответствующих показателей (видов) отчетности возникает у юридического лица (Биржи) в связи с определенным видом профессиональной деятельности, осуществляемой юридическим лицом на основании специального разрешения - лицензии.
Кроме того, правовое регулирование профессиональной деятельности Биржи в качестве организатора торговли осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 325-ФЗ, тогда как правовое регулирование профессиональной деятельности Биржи, действующей в качестве клиринговой организации, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 7-ФЗ.
Соответственно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22747 являются общественные отношения в сфере регулирования клиринговой деятельности, тогда как по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22746 - общественные отношения в сфере регулирования организованных торгов.
Таким образом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-18-22747, отсутствуют.
Уполномоченным должностным лицом при исследовании вопроса о возможности квалификации совершенного Биржей правонарушения в качестве малозначительного было принято во внимание то, что в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное в течение одного года нарушение клиринговой организацией более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении клиринговой деятельности является одним из оснований для принятия решения об аннулировании соответствующей лицензии, что, в свою очередь, с учетом размера санкции статьи 19.7.3 КоАП РФ свидетельствует об установленной законодательством обязанности обеспечения высокого уровня профессионализма и ответственности при осуществлении клиринговой деятельности и предоставлению соответствующей отчетности.
Кроме того, Отчетность клиринговой организации за октябрь 2018 года представлена Биржей в Банк России только после получения предписания Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 21.11.2018 №Т128-99-1/2029, во исполнение требований которого Отчетность клиринговой организации за октябрь 2018 года была направлена Биржей в Банк России 22.11.2018.
Указанные обстоятельства в своей совокупности, наряду с отсутствием в Бирже должного уровня контроля за направляемой в Банк России отчетностью, свидетельствуют о пренебрежительном отношении Биржи к исполнению требований законодательства о клиринговой деятельности и, как следствие, о наличии существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
Из материалов дела видно, что при рассмотрении дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом также был рассмотрен вопрос о возможности назначения Бирже административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), Биржа не включена в указанный реестр в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении юридическому лицу административного наказания следует учитывать характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при рассмотрении административного дела уполномоченным должностным лицом был принят во внимание тот факт, что Отчетность клиринговой организации за октябрь 2018 года представлена Биржей в Банк России на следующий рабочий день после получения Предписания и, соответственно, выявления факта непредставления установленной отчетности, а также то, что доказательства фактического причинения существенного вреда гражданам, обществу и государству в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
То обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого постановления Общество представило запрошенные документы, было правомерно учтено Банком в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, в связи с чем штраф был назначен заявителю в размере 250 000 руб., то есть ниже низшего предела.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, постановление Банка является законным, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, наказание назначено Обществу с учетом характера и степени вины, ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия.
Судья Грачева И.В.