ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-93516/18 от 07.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 ноября 2018 года                                                           Дело № А56-93516/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо Межрегиональная молодежная общественная военно-патриотическая организация "Красная Звезда"

об оспаривании решения

при участии

от заявителя  - Посылаева К.А., по доверенности от 24.04.2018,

от заинтересованного лица – Озюменко Б.И., по доверенности от 16.03.2018,

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 22.03.2018 по делу №44-2091/18.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная молодежная общественная военно-патриотическая организация "Красная Звезда" (далее – Организация).

В судебном заседании представитель Комитета поддержал заявленные требования.

Представитель Управления возражал против удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, 20.02.2018 Комитетом на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению системного доступа несовершеннолетних и молодежи в возврате от 14 до 19 лет, склонных к совершению правонарушений.

18.04.2018 в Управление поступила жалоба Организации (вх. №9956/18) на действия заказчика, выразившиеся в ненадлежащем порядке оценки заявки.

Решением УФАС от 25.04.2018 по делу №44-2091/18 жалоба Организации признана частично обоснованной; в действиях конкурсной комиссии заказчика признано нарушение требований части 5 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Решение оспорено Комитетом в судебном порядке.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» могут быть исключительно три показателя:

а)         качество товаров (качество работ, качество услуг);

б)         функциональные, потребительские свойства товара;

в)         соответствие экологическим нормам.

В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а)         квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых
специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б)         опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в)         обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных
производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для
выполнения работ, оказания услуг;

г)         обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д)         деловая репутация участника закупки.

Заказчиком в документации о закупке (пп. 13.6 Специальной части) установлены критерии оценки:

«Качество услуг», выраженный следующим образом:

«Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации:

а) пример инструктажа участника Сборов по технике безопасности и охране
труда;

б) пример Концепции Сборов, включающей в себя: общие положения, с
описанием формы проведения Сборов, нормативно-правовой базы; цели и задачи
проведения Сборов, актуальность реализации; информацию об участниках, с

анализом портрета участника и описанием методов формирования состава участников, перечнем необходимых документов для включения в состав участников Сборов; описание сроков и места проведения Сборов; информацию о составе Государственного заказчика и организационно-административного персонала Сборов с описанием обязанностей каждого сотрудника; правила пребывания участников на территории проведения Сборов; регламентом сборов с информацией о территории проведения, местах проживания и организации питания участников; оценивание результатов прохождения Сборов; описание фирменного стиля Сборов, концепцию информационной кампании Сборов, включающую медиа-план. Содержание и оформление Концепции должны соответствовать требованиям Технического задания;

в) пример программы Сборов, включающий: описание процесса реализации программы Сборов в соответствии со структурой Сборов, изложенной в настоящем Техническом задании, описание направлений работы Сборов, варианты даты, места и времени проведения, план проведения по дням с указанием технических параметров конкретных территорий и помещений, в которых планируется проведение Сборов, варианты досуговых мероприятий для участников Сборов, варианты спортивных и военно-прикладных мероприятий для участников Сборов;

г) пример подробного распорядка дня на 14 дней для участников Сборов и пример подробных распорядков дня для каждого отряда, одинаковые для каждой из смен, включающие: время на гигиенические процедуры, прием пищи, сон, спортивные и оздоровительные мероприятия, военно-прикладную подготовку, занятия в классах, досуговые мероприятия.

д) примеры сценариев церемоний сборов - торжественная церемония открытия, торжественная церемония закрытия и торжественный смотр сборов, документы должны содержать информацию о предполагаемых словах ведущего, персонах гостей, словах гостей, выступающих коллективов и исполнителей;

е) пример подробного меню для питания участников сборов должен содержать информацию о 5 приемах пищи в каждый из 14 дней смены сборов, наименования блюд, выход блюд в граммах, содержание пищевых веществ в граммах в каждом блюде и за каждый прием пищи, энергетическая ценность в ккал, содержание витамина, информация о сборнике рецептур.

ж) чертежи или фотографии (в сопровождении подробного описания), полосы препятствий согласно Техническому заданию.

Баллы присваиваются в следующем порядке:

- представление всей вышеуказанной информации - 40 баллов;

необходимая информация представлена не в полном объеме (не представлена информация по одному из пунктов предложения) - 15 баллов;

необходимая информация представлена не в полном объеме (не представлена информация по двум и более пунктам предложения) - 5 баллов;

информация по предложению не представлена и/или не соответствует требованиям документации - 0 баллов»;

«Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», выраженный следующим образом:

«Оценке подлежит количество квалифицированных специалистов, состоящих в штате либо привлеченных на основе гражданско-правовых договоров, которые будут оказывать услуги при исполнении договора по направлениям: тренер, психолог, инструктор, администратор.

Подтверждается сведениями о количестве квалифицированного персонала, привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки, в том числе копиями трудовых книжек с приложением выписки из штатного расписания, копиями гражданско-правовых договоров, копиями документов, подтверждающих профессиональную квалификацию персонала и специалистов (свидетельства о присвоении/повышении квалификации, дипломы, удостоверения, сертификаты, свидетельства профессиональной переподготовки).

В случае представления договора с юридическим лицом, в рамках которого предоставляются необходимые специалисты, в соответствии с требованиями критерия, так же необходимо представить на каждого специалиста письменное согласие, копию трудовой книжки (в случае, если специалист находится в штате юридического лица) или гражданско-правовой договор.

В случае смены фамилии, необходимо представить документы, позволяющие определить принадлежность статуса данного человека.

В случае если документы, подтверждающие квалификацию, предоставлены на иностранном языке, то они должны сопровождаться точным переводом на русский язык, заверенным в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В случае если заявка участника будет содержать информацию, о привлечении одного и того же специалиста по нескольким оцениваемым направлениям (профессиям, включая допуски к работе), то, в данном случае, данный сотрудник, будет засчитан Единой комиссией, только по одному оцениваемому направлению.

0 баллов будет присвоено участнику закупки, который не представил документы, подтверждающие факт наличия квалифицированных специалистов (документы в полном объеме).

Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:

- Наличие в штате участника закупки или на основе гражданско-правовых договоров квалифицированного тренера боевых искусств не ниже мастера спорта с опытом работы с несовершеннолетними и молодежью:

2 чел. и более – 70 баллов

1-0 чел. - 0 баллов

- Наличие в штате участника закупки или на основе гражданско-правовых договоров квалифицированного психолога с дипломом по направлениям психологии с опытом работы с несовершеннолетними и молодежью:

2 чел. и более - 30 баллов

1-0    чел. 0 баллов».

Управлением установлено, что по критерию оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» Заявителю не начислен максимальный балл в связи с отсутствием информации об опыте работы тренера боевых искусств, документов, подтверждающих квалификацию других тренеров. Вместе с тем, в ходе анализа заявки Организации УФАС установлено, что в подтверждение соответствия критерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» в составе заявки на специалистов представлены копии гражданско-правовых договоров, а так же удостоверения, подтверждающие квалификацию (например, удостоверения Кулагина В.А., с подтверждением статуса мастера спорта).

Управление пришло к выводу, что в данной части заявка содержит документы, подтверждающие количество и профессиональную квалификацию привлекаемых сотрудников, как установлено критерием оценки.

Между тем, Управлением не учтено следующее.

Заявка   участника   согласно   Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.04.2018 №ПР02 по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценена Единой комиссией Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями по осуществлению закупок (далее - Комиссия) в 15 баллов по следующим основаниям.

Пункт 7.3.11.3 Технического задания содержит конкретные характеристики в части выступающих коллективов и исполнителей.

Участник в составе заявки в примерах сценариев церемоний сборов не указал информацию о выступающих коллективах и исполнителях, о предполагаемых словах гостей, выступающих коллективов и исполнителей, в связи с чем информация по пункту «Д» показателя 2 «Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» раздела 13 Части II конкурсной документации не засчитана, оценка по показателю 2 «Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации» равна 15 баллам.

Заявка участника по критерию «Показатель С2 «Квалификация
трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов),
предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» оценена Комиссией
в 0 баллов по следующим основаниям.

В соответствии с указанным критерием оценке подлежит количество квалифицированных специалистов, состоящих в штате либо привлеченных на основе гражданско-правовых договоров, которые будут оказывать услуги при исполнении договора по направлениям: тренер, психолог.

Соответствие данному критерию подтверждается сведениями о количестве квалифицированного персонала, привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки, в том числе копиями трудовых книжек с приложением выписки из штатного расписания, копиями гражданско-правовых договоров, копиями документов, подтверждающих профессиональную квалификацию персонала и специалистов (свидетельства о присвоении/повышении квалификации, дипломы, удостоверения, сертификаты, свидетельства профессиональной переподготовки).

Участник в составе заявки представил неполный комплект документов -отсутствуют документы, предусмотренные в пункте 13.6 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и его содержание» раздела 13 Части II конкурсной документации, подтверждающие:

- квалификацию тренера в части образования - копии дипломов о соответствующем среднем/высшем профессиональном образовании согласно Федеральныму закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказу Минтруда России от 07.04.2014 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер», Приказу Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,

- опыт работы в качестве квалифицированного тренера боевых искусств
не ниже мастера спорта с опытом работы с несовершеннолетними и молодежью –  приведенные в заявке в отношении Старосельцева С.А., Чамарина К.К., Кулагина В.А. договоры, предметом которых является «возмездное оказание услуг по проведению
физкультурно-спортивных занятий с несовершеннолетними и молодежью
14-19 лет - участниками военно-спортивных сборов, проводимых в период
с 01.06.2018 года по 31.08.2018 года», не служат подтверждением опыта работы
в качестве квалифицированного тренера боевых искусств; справки от лица -
участника конкурса - не служат подтверждением опыта работы
с несовершеннолетними и молодежью; поскольку указанная информация должна быть подтверждена в заявке копиями гражданско-правовых договоров либо копиями трудовой книжки с выпиской из штатного расписания.

Учитывая требования пункта 13.6 раздела 13 Части II конкурсной документации опыт работы с несовершеннолетними и молодежью Филатовой Е.В., Трескиной О.В. в заявке копиями гражданско-правовых договоров либо копиями трудовой книжки с выпиской из штатного расписания не подтвержден, представленные справки от лица - участника конкурса не свидетельствуют о соответствии заявки указанному показателю.

Таким образом, заявки по показателю С2 «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» правомерно оценена в 0 баллов.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            Признать недействительным решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22.03.2018 по делу №44-2091/18.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Катарыгина В.И.