ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-93659/20 от 27.01.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 февраля 2021 года Дело № А56-93659/2020

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковской М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Биг-Фильтр»

о взыскании экологического сбора за 2018 год

при участии

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 19.10.2020)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Биг-Фильтр» (далее – заинтересованное лицо, Общество) экологического сбора за 2018 год.

Определением от 28.10.2020 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 09.12.2020 с возможностью перехода в основное при отсутствии возражений сторон.

Определением от 09.12.2020 судебное заседание отложено на 27.01.2021 по ходатайству Общества.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество представило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2018 год, отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год, форму расчета суммы экологического сбора за 2018 год.

На основании пункта 15 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (далее – Правила № 1073) Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018 год.

По результатам проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, Управлением составлен акт от 04.07.2018 № АЭС-285, согласно которому декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2018 год представлена в установленный срок; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, за 2018 год представлена в установленный срок; расчет суммы экологического сбора за 2018 год представлен в установленный срок; сумма экологического сбора внесена в срок в размере 335 684,82 руб.; выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления.

Управлением произведён перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора составляет 377 226,08 руб.

На основании акта от 04.07.2019 Обществу выставлено требование по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - Требование), в соответствии с которым в срок 10 рабочих дней со дня получения Требования Обществу надлежит устранить выявленные ошибки, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора и направления скорректированной документации в адрес Управления, погасить задолженность по экологическому сбору в размере 41 541,26 руб.

Поскольку Требование не исполнено Обществом, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, определены положения в сфере регулирования в области обращения с отходами от использования товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу положений пункта 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ установлено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

Согласно пункту 7 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона 89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил № 1073 взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе (пункт 4 Правил № 1073).

Согласно пункту 10 Правил N 1073 для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: копии платежных документов об уплате экологического сбора; документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

На основании пункта 25 Правил № 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Из материалов дела усматривается, что по результатам рассмотрения представленного Обществом комплекта документов, Управлением сделан вывод о не подтверждении ООО «Биг-Фильтр» факта утилизации отходов в количестве 215,8625 тонн, в связи с чем, в адрес Общества направлено требование об устранении выявленных ошибок и погашении задолженности по экологическому сбору в размере 41541,26 рублей.

В данном случае, Управление установило, что представленные Обществом документы не подтверждают факт утилизации, поскольку не содержат информации об утилизации отходов в принципе.

В качестве доказательств выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров Общество представило договор купли-продажи вторичного сырья № 01/03-17-9 от 01.03.2017 и справку от ООО «Вторсырье».

Представленный Обществом в Управление договор № 01/03-17-9 от 01.03.2017 заключен на продажу вторичного сырья, а не на утилизацию товаров.

Информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом в договоре отсутствует, содержание договора свидетельствует о заключении договора купли-продажи.Таким образом, договор № 01/03-17-9 от 01.03.2017 не может свидетельствовать об утилизации отходов, произведенных Обществом.

Также при рассмотрении представленных Управлению документов, а именно в справке от ООО «Вторсырье» указано, что в соответствии с договором за 2017 год с территории Обществом вывезены отходы производства и потребления (отходы упаковочного картона незагрязненные в количестве 17,469 тонн/за кв., вид обращения с отходами – использование).

В соответствии абзацем 7 статьи 1 Закона № 89-ФЗ утилизация – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, утилизация действительно предполагает использование отходов, но определенным образом, то есь не всякое использование является утилизацией.

Суд учитывает, что акт об утилизации отходов должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).

При этом, доказательства того, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация), Обществом ни Управлению, ни в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, указанная справка не может подтверждать факт утилизации, поскольку не содержит соответствующих данных.

Суд признает правомерными выводы Управления о том, что Общество не подтвердило выполнение норматива по утилизации соответствующих товаров за 2018 год, поскольку представленные документы не подтверждают факт совершения указанных действий

При таких обстоятельствах, Управлением правомерно произведён перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора за 2018 год подлежащая уплате Обществом составляет 377 226,08 руб.

Поскольку Законом N 89-ФЗ не установлен специальный срок на обращение в суд с настоящим требованием, на указанные правоотношения подлежит распространению общий срок исковой давности (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 по делу № А52-3310/2015).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Обществом сумма экологического сбора внесена в размере 335 684,82 руб., требования Управления о погашении задолженности по экологическому сбору в размере 41 415,26 руб. являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Биг-Фильтр» (198095, Санкт-Петербурга, ул. Калинина, д. 53, лит. Б; ИНН: <***>; ОГРН: <***>) в пользу Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора 41541,26 руб. экологического сбора за 2018 год.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Биг-Фильтр» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Черняковская М.С.