ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-9374/13 от 28.05.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июня 2013 года Дело № А56-9374/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   в составе судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с\з Туктаровым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО «Гостиница Тихвин»

заинтересованное лицо: Отдел надзорной деятельности Тихвинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания

при участии

от заявителя: Изосимов С.В., доверенность от 13.03.2013;

Карпусь О.В., доверенность от 14.05.2013

от заинтересованного лица: Потолковская И.А., доверенность №337 от 07.12.2012

установил:

ООО «Гостиница Тихвин» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Тихвинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области №8/9/10 от 01.02.2013 о привлечении Общества к административной ответственности.

Ответчик заявленные требования не признал, поскольку постановление является законным и обоснованным.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Обществу на праве собственности принадлежит шестиэтажное здание гостиницы, расположенное по адресу: Ленинградская область, г.Тихвин, 4-й микрорайон, д.7.

С 12.11.2012 по 28.11.2012г. заместителем главного государственного инспектора Тихвинского района Ленинградской области по пожарному надзору, майором внутренней службы Потолковской Ириной Александровной проведена плановая проверка указанного здания, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012), Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных актов.

Проверкой установлены следующие нарушения:

1. Не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума руководителем предприятия. (п.3 ППР);

2. Инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям п.2 ППР;

3. Речевые сообщения в системе оповещения и управления эвакуацией людей не
 выполнены на английском языке (п.89 ППР);

4. Не проводятся проверки противопожарных дверей (п.61 ППР);

5. Не проводятся проверки насосов-повысителей (п.59 ППР);

6. Не проводятся проверки работоспособности противопожарных клапанов (п.61, 63 ППР);

7. Не проводятся проверки работоспособности системы противопожарного водоснабжения (п.61 ППР);

8. Объект не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания
 зрения человека от токсичных продуктов горения (п.9 ППР);

9. Отделка стен в общем коридоре 2 этажа из горючих материалов - масляная краска (ст.20 Закона №69-ФЗ, СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

10. На втором, четвертом, пятом, шестом этажах при остеклении дверей используется обычное стекло (СНиП 31-05.2003 «Общественные здания административного назначения» п.6.3.7, п.36 ППР);

11. Автоматическая пожарная сигнализация на 2 этаже оборудована тепловыми пожарными извещателями (кроме части административных помещений администрации гостиницы) (п.3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

12. На 2 этаже в административных помещениях гостиницы используются удлинители для питания электроприборов (п.42 ППР);

13. Настенный звуковой оповещатель закреплен на расстоянии менее 150 мм от
 потолка в коридоре на 2 этаже (60 мм) (п.3.17 НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

14. Отсутствуют документы, подтверждающие соответствие линолеума требованиям пожарной безопасности - показатели пожарной опасности (коридор 2 этажа) (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

15. Допускается эксплуатация светильника со снятыми колпаками в помещении архива (п.42 ППР);

16. На 4, 5, 6 этаже в номерах автоматическая пожарная сигнализация оборудована тепловыми пожарными извещателями (п.3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

17. Отсутствуют знаки пожарной безопасности для обозначения мест размещения
 средств самоспасания (4 этаж) (НПБ 160-97 Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования, п. 1.1 п. 1.2 таб.3);

18. Знаки пожарной безопасности для обозначения мест нахождения огнетушителей не соответствуют требованиям (все) (НПБ 160-97 Цвета сигнальные. Знаки
 пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования, п. 1.1 п. 1.2 таб.3);

19. В общих коридорах 4,5 этажей на этажах на полу применена панель ламинат (не
 предоставлены документы, подтверждающие допустимость ее применения) (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

20. Знаки пожарной безопасности для обозначения мест нахождения пожарных кранов не соответствуют требованиям (НПБ 160-97 п. 1.1 п. 1.2 таб.3);

21. Пожарный кран па лестничной клетке 5 этажа не укомплектован пожарным рукавом и стволом (п.57 ППР);

22. При выходе из лестничной клетки на кровлю не предусмотрена противопожарная дверь 2-го типа (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 8.4*);

23. Не обеспечена передача сигнала о пожаре от автоматической пожарной
 сигнализации по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01"
 Государственной противопожарной службы (61 ПЧ ФГКУ 28 отряд ФПС по
 Ленинградской области) – ресторан (п.38 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", Постановление Правительства Ленинградской области от 30 октября 2007 г. N 269 «Об утверждении перечня зданий и помещений, которые требуется оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе и локальными системами оповещения о чрезвычайных ситуациях на центральные пункты связи пожарных частей территориальных подразделений государственной противопожарной службы, расположенных на территории Ленинградской области»);

24. Для покрытия пола в общем коридоре 6 этажа применено покрытие напольное
 иглопробивное ковровое, обладающее следующими показателями пожарной опасности -
 РПЗ, В2, ДЗ, Т2 (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

25. Для отделки части стены холла на 1 этаже применена панель ламинированная на основе древесноволокнистых плит, обладающая следующими показателями пожарной
 опасности - Г4, В2, ДЗ, ТЗ (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4. п.6.25*);

26. На 1 этаже в ресторане автоматическая пожарная сигнализация оборудована
 тепловыми пожарными извещателями (п.3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

27. На дверях склада алкогольной продукции отсутствуют обозначения его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны (п.20 ППР);

28. Отделка стен в общем коридоре 1 этажа из горючих материалов - масляная краска (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

29. Дверь в склад алкогольной продукции не противопожарная (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» пп.7.4 П. 5.14*);

30. Эвакуационный выход в коридоре 1 этажа загроможден (п.36 ППР);

31. Ширина эвакуационного выхода (через черную лестницу) на 1 этаже не
 соответствует требованиям - 0,8м (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность
 зданий и сооружений» п.6.16);

32. Комплекс парильной не имеет обособленного эвакуационного выхода наружу (СНиП 31-05.2003 «Общественные здания административного назначения» п.6.3.9);

33. Комплекс парильной не отделен противопожарной дверью (СНиП 31-05.2003 «Общественные здания административного .назначения» п.6.3.9 СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.5.14* Таблица 1, Таблица 2*);

34. В подвальном помещении хранятся горючие материалы (п.23 ППР);

35. Аппаратура системы пожарной сигнализации не формирует команды н?|
 управление инженерным оборудованием объекта (вентиляция) (п.49 ППР, СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.7.29, НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» п.3.5. п.13.1*);

36. На втором этаже установлена стеклянная перегородка (п.36 ППР, СНиП 31-05.2003 «Общественные здания административного назначения» п.6.3.7);

37. В общих коридорах на этажах на полу применена панель ламинат и
 предоставлены документы, подтверждающие допустимость его применения (СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.4 п.6.25*);

По факту выявленных нарушений Отделом надзорной деятельности составлены протоколы об административном правонарушении от 25.01.2013 № 8 по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, № 9 по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, № 10 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Постановлением №№8/9/10 от 01.02.2013 Общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Общество посчитало постановление неправомерным и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет административную ответственность по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» .

Пункты 6, 8, 13, 15 (протокол №10) постановления – использование при остеклении дверей на втором, четвертом, пятом и шестом этажах обычного стекла

На основании определения от 17.05.2013 сторонами проведен осмотр и составлен акт осмотра здания гостиницы «Тихвин» от 24.05.2013, согласно которому поэтажные двери остеклены закаленными стеклами в соответствии с требованиями пожарной безопасности, о чем свидетельствует маркировка на стеклах и фотографии, сделанные в момент осмотра.

Данный акт подписан обеими сторонами и свидетельствует о том, что постановление в данной части является необоснованным.

Пункт 7 (протокол №10) постановления – отсутствуют документы, подтверждающие соответствие линолеума требованиям пожарной безопасности

Согласно пункту 6.4 СНиП 21-01-97* эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.

В силу пункта 6.25* СниП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах и В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей Закону о техническом регламенте.

Согласно статье 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.

Согласно положениям статьи 149 Закона N 123-ФЗ соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов. При этом, именно заявитель обязан подтвердить при проведении проверки соответствие применяемых им в отделке эвакуационных путей материалов требованиям пожарной безопасности (представить необходимые сертификаты, полученные от изготовителя или продавца отделочных материалов), а не указывать на необходимость проведения Отделом надзорной деятельности испытаний и исследований в целях установления такого несоответствия.

Таким образом, в данной части доводы заявителя не принимаются судом.

Пункты 11, 21 (протокол №10) постановления – в общих коридорах 4 и 5 этажей на полу применена панель ламинат (не предоставлены документы, подтверждающие допустимость ее применения).

По данным пунктам заявитель также документально не подтвердил соответствие применяемых им материалов требования пожарной безопасности, в связи с чем требования в этой части являются необоснованными.

Пункт 1 (протокол № 9) постановления – не проводятся проверки насосов-повысителей.

Согласно Акту осмотра от 24.05.2013 насосы-повысители в здании отсутствуют, поэтому постановление в этой части является необоснованным.

Пункты 3,4,5 (протокол №9) постановления - На 2 этаже в административных помещениях гостиницы используются удлинители для питания электроприборов; допускается эксплуатация светильника со снятыми колпаками в помещении архива; пожарный кран на лестничной клетке 5 этажа не укомплектован пожарным рукавом и стволом.

Данные нарушения устранены во время проверки, что не оспаривается представителем административного органа, в связи чем на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд признает данные нарушения малозначительными.

Пункты 1,3,4,5,6,9,11,16 (протокол №8) постановления относятся к пожарной сигнализации.

Проверкой установлено, что автоматическая пожарная сигнализация на 2, 4, 5, 6 этажах оборудована тепловыми пожарными извещателями, тогда как согласно пункту 3 НПБ 110-03 должна быть оборудована дымовыми извещателями.

В соответствии с п.7.29 СНиП 21.01-97*: автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию следует предусматривать в соответствии с НПБ 110-03.

НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Как указывает Общество, пожарная сигнализация устанавливалась в здании в 1998-1999 годах, тогда как НПБ 110-03 введен в действие 30.06.2003.

Однако в соответствии с договорами №7/73 от 23.03.2007 и №230/04 от 07.02.2005 Общество был проведен капитальный ремонт пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. В ходе капитального ремонта Общество было обязано руководствоваться уже действовавшими нормами НПБ 110-03, однако этого не сделало, вследствие чего пожарная сигнализация не соответствует НПБ 110-03.

Пункты 2,8,10,12,13 (протокол №8) постановления – отделка стен и полов ненадлежащими материалами, загромождение эвакуационного выхода.

Согласно положениям статьи 149 Закона N 123-ФЗ соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов.

Заявителем не представлены документы, подтверждающие соответствие используемых материалов требованиям пожарной безопасности.

Пункт 14 (протокол №8) постановления – ширина эвакуационного выхода не соответствует требованиям.

В данной части постановление является необоснованным, поскольку здание гостиницы сдано в эксплуатацию в 1974 году, и на момент постройки соответствовало установленным требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Поскольку ширина эвакуационного выхода может быть изменена только при проведении капитального ремонта, до этого момента требования о расширении не могут быть предъявлены. В данной части постановление является необоснованным.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение Обществом требований пожарной безопасности, а поскольку Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанных помещениях, применение мер ответственности к Обществу за несоблюдение требований пожарной безопасности является обоснованным.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлено доказательств того, что им предпринимались все меры, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности.

Материалами дела подтверждается факт административного правонарушения и его правильной квалификации, нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Галкина Т.В.