ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-9390/06 от 22.05.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

“29”мая 2007 г.                                                        Дело №А56-9390/2006

                                                           Резолютивная часть решения объявлена 22.05.2007 г

                                                           Решение изготовлено в полном объеме  29.05.2007 г                                

Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:     судьи                Королевой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Королевой  Т.В.

ознакомившись с исковым заявлением: ГУП «Водоканал СПб»

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу

о признании незаконным  Постановления

при  участии

от  заявителя:  представителя – ФИО1 (доверенность № 01-29-57/2007 от 13.02.2007 г)

от  ответчика:  представителя – ФИО2 (доверенность от 17.04.2007 г, представителя – ФИО3 (доверенность от 05.02.2007 г)

установил:

Заявитель - ГУП «Водоканал СПб» (далее ГУП) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу (далее Управление) № 21-93/4 от 13.01.2006 г о привлечении к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 30000 руб.

          По мнению ГУП, ст. 9.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм и правил эксплуатации гидротехнических сооружений, однако, Управление не представило доказательств отнесения сооружений Южной Водопроводной станции (далее ЮВС) к гидротехническим.

          Все выводы проверяющего органа основаны на условиях лицензии и предположения о том, что сооружения ЮВС подлежат декларированию в соответствии с законом «О безопасности гидротехнических сооружений».

           Между тем, из лицензии не следует, что ЮВС является гидротехническим сооружением и не следует, что сооружения ЮВС подлежат декларированию.

            Согласно акту обследования, проведенного компетентным лицом в области строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений – ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева», утвержденного руководителем Главного управления Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу, - сооружения ЮВС не подлежат декларированию.

         Управление требование ГУП отклонило, ссылаясь на то, что доводы ГУП неосновательны, оспариваемое Постановление отвечает требованиям КоАП РФ, закону № 117-ФЗ, техническим нормам (ГОСТУ и СНИПУ) и фактическим обстоятельствам.

          Стороны изложили свои позиции с учетом требований ФАС СЗО, изложенных в Постановлении от 06.04.2007 г (л.д. 18-21, т. 3).

           Выслушав доводы обеих сторон и рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования ГУП подлежащими отклонению по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Южной водопроводной станции Филиала ГУП «Водоканал СПб» - Левобережный Водоканал, расположенный по адресу: <...>.

           По результатам проверки составлен акт от 27.12.2005 г № 21-93/3, в котором отмечено, что эксплуатация гидротехнических сооружений осуществляется с нарушением действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, норм и правил эксплуатации, а именно: не проводилось преддекларационное обследование ГТС; не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС; отсутствуют приказ о назначении ответственного за эксплуатацию ГТС лица, разрешение на эксплуатацию ГТС, паспорт ГТС; ГТС ЮВС не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений; персонал, осуществляющий эксплуатацию ГТС, не аттестован, что является нарушением статей 9 и 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановлений Правительства Российской Федерации  от 06.11.1998 г № 1303, от 23.05.1998 № 490, от 27.02.1999 № 237, от 18.12.2001 № 876.

           Постановлением от 13.01.2006 г № 21-93/4 Управление привлекло ГУП  к административной ответственности на основании ст. 9.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

           Из материалов дела следует, что ГУП эксплуатирует водозаборное сооружение –ЮВС – сложный комплекс гидротехнических сооружений, состоящий из водоприемников, водоводов, насосных станций, очистных сооружений и т.п.

          Задачей ЮВС является обеспечение водой питьевого качества потребителей южной, юго-восточной, частично восточной части Санкт-Петербурга, а также жителей Пушкинского и Петродворцового районов, что в общей сложности составляет несколько сотен тысяч людей.

           Согласно акту № 21-93/2 от 27.12.2005 г к гидротехническим сооружениям водохозяйственного объекта ЮВС можно отнести: 10 водоводов, водоприемные шахты и водоприемные емкости, насосные станции перекачки забранной и очищенной воды, резервуары чистой воды, водовыпуски в р. Мурзинка и р. Нева.

С 28.07.1997 года территории Российской Федерации действуетФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», установивший определенные права и обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС.

          В соответствии с пунктом 55 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под водозаборным сооружением понимается гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.

          В пунктах 52, 53, 54, 56, 57, 58 и 66 приведенного ГОСТа даны понятия самостоятельных гидротехнических сооружений, являющихся элементами водозаборного сооружения: водосброс, водоспуск, водовыпуск, водоприемник, отстойник, водовод, насосная станция.

          Как указано в акте проверки № 21-93/2 в состав ЮВС входят, в частности, 10 водоводов, водовыпуски, насосные станции перекачки.

         СНИП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» в разделе 6 «Водозаборные сооружения и отстойники» в пункте 6.1 предусматривает, что водозаборные сооружения должны обеспечивать бесперебойную подачу воды в водоводы насосных станций и другим водопользователям.

          В пункте 6.5 СНИП предусмотрена прямая норма для водозаборов руслового типа, к которым, по мнению ГУП относится ЮВС: «в водоприемниках саморегулирующихся водоводов необходимо предусматривать аварийно-ремонтные затворы».

          Статья 1 ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает, что настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

          В ст. 3 ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениям, на которые распространяется сфера действия Закона, понимается водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, насосные станции.

        В состав ЮВС входят насосные станции перекачки и водовыпускные сооружения.

         Под чрезвычайной ситуацией Закон понимает обстановку на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария на каком-либо из гидротехнических сооружений, входящих в состав ЮВС, может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности нескольких сотен тысяч людей, то есть, будет

являться чрезвычайной ситуаций в смысле ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Таким образом, критерии отнесения сооружений ЮВС к гидротехническим сооружениям, следовательно, к сфере действия закона «О безопасности ГТС» прямо установлены самим законом, СНИП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»,    ГОСТ  19185-73  «Гидротехника.  Основныепонятия».   

ГУП, не имея декларации безопасности ГТС и разрешения на эксплуатацию ГТС, выданных Управлением Росприроднадзора по Санкт-Петербургу, нарушает требования ст. ст. 9-12 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», тем самым совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.2 КоАП РФ.

Суд установил, что ГУП обоснованно и правомерно привлечен к административной ответственности в соответствии с изложенным выше требованиям.

Все доводы ГУП суд отклоняет как неосновательные.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   арбитражный суд

                                                 РЕШИЛ:

Требования ГУП «Водоканал СПб»о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу по административному правонарушению, ответственность за которое, предусмотрена ст. 9.2 КоАП РФ – отклонить.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                         Т.В. Королева