Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 апреля 2013 года Дело № А56-9406/2013
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Михайлов П.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вшивковым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Министерство экономического развития Российской Федерации
ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "ТКС-Системы"
о взыскании задолженности
при участии
- от истца: ФИО1, доверенность от 12.03.2013,
ФИО2, доверенность от 31.08.2012,
- от ответчика: не явился (извещен),
установил:
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с Ограниченной Ответственностью "ТКС-Системы" (далее - Общество) о расторжении Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге от 28.08.2008, заключенного между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (далее - Агентство) и Обществом.
Ответчик отзыв на иск не представил, в судебное заседание представителя не направил.
Занесенным в протокол судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.
В судебном заседании от 01 апреля 2013 года, в соответствии с правилами ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 08 апреля 2013 года, после перерыва судебное заседание было продолжено.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.
28.08.2008 между Агентством и Обществом заключено Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге (далее - Соглашение).
Агентство согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.10.2009 №1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" упразднено, его функции переданы Министерству (пункт 2), при этом установлено, что Министерство является правопреемником Агентства, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Предметом заключенного с ответчиком Соглашения являлось ведение ответчиком на территории особой экономической зоны технико-внедренческой деятельности, а именно: «разработка и опытное производство инновационного телекоммуникационного оборудования и комплексных видеосистем информационной безопасности».
К указанным правоотношениям в силу их характера подлежит применению Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон № 116-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2-й (второй) Закона № 116-ФЗ особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Целью создания особых экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона № 116-ФЗ).
Действие особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон может заключаться в следующем:
- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
- предоставляется ряд налоговых преференций;
- система администрирования позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
В силу статьи 4 Закона № 116-ФЗ на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям под технико-внедренческой деятельностью, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона № 116-ФЗ, понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 №780 "О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа" на территории Санкт-Петербурга создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Санкт-Петербурга от 18.01.2006 о создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа предусматривает создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа на двух участках территории Санкт-Петербурга общей площадью 129, 3 га:
- участок №1 - "Нойдорф", площадь 18,9 га (пос. Стрельна, Петродворцовый район);
- участок №2 - "Новоорловская", площадь 110,4 га (Приморский район).
Исходя из содержания статьи 9 Закона № 116-ФЗ, субъектами особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической являются резиденты соответствующей особой экономической зоны.
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны, согласно пункту 2 указанной статьи, признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по соглашению об осуществлении деятельности основной обязанностью резидента является ведение деятельности, предусмотренной соглашением и осуществление инвестиций и капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Согласно положениям статьи 13 –й Закона № 116-ФЗ:
Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны (далее - заявитель), представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. Такая заявка должна содержать документы, перечисленные в данной статье.
Согласно положениям части 1-й статьи 12 –й Закона № 116-ФЗ:
Соглашение об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности) заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности, а уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязуется осуществлять полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе предоставить резиденту особой экономической зоны в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту особой экономической зоны требуется земельный участок. Соглашение об осуществлении деятельности может предусматривать обязанность уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды в случае наличия государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления соответствующей деятельности. Управляющая компания обязуется осуществлять необходимые действия в порядке и в пределах, которые установлены соглашением об управлении особой экономической зоной, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Соглашение об осуществлении деятельности может содержать другие права и обязанности сторон.
Согласно Соглашению ответчик обязался:
- вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность (п. 2.3.1.);
- в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, построить и ввести в эксплуатацию на территории особой экономической зоны научно-производственный комплекс общей площадью не менее 13 000 кв.м. до 2011 года (пункт 2.3.2.);
- оплатить все расходы, связанные с проведением всех необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны и предоставляемого резиденту в аренду, а также расходы, связанные с проведением государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и государственной экспертизы проектной документации (пункт 2.3.3);
- предоставить Федеральному агентству все документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в срок не позднее восьми месяцев со дня получения резидентом технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 2.3.7.);
- направить в Федеральное агенство заявление на получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за присоединение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Соглашения (пункт 2.3.8).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:
1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ факта неосуществления деятельности;
3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
В силу пункта 5 этой же статьи в соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.
В пункте 4.4 Соглашения указаны иные его действия, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий заключенного соглашения, в том числе, задержка исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.3.2. Соглашения, согласно которому ответчик обязался в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, построить и ввести в эксплуатацию на территории особой экономической зоны научно-производственный комплекс общей площадью до 13 000 кв.м. до 2011 года, более чем на один год по вине резидента.
Характер изложенных правоотношений является обязательственным, вследствие чего к ним подлежат применению общие положения об обязательствах и договорах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с особенностями установленными Законом № 116-ФЗ.
Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, в силу статьи 310 ГК РФ, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении деятельности в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляет согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" Министерство экономического развития Российской Федерации.
Из пунктов 2-4 Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2009 №82 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне" (далее - Порядок осуществления контроля за исполнением Соглашения) следует, что контроль за исполнением резидентами условий соглашений об осуществлении деятельности в особой экономической зоне осуществляется должностными лицами Минэкономразвития России в форме плановых и внеплановых проверок. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Актом №6 от 04.05.2012 о плановой проверке исполнения условий Соглашения (л.д.10-12) установлены факты нарушения условий указанного соглашения со стороны ответчика, являющиеся существенными, а именно: ответчик не ведет технико-внедренческую деятельность на территории особой экономической зоны, строительство научно-производственного комплекса, предусмотренного Соглашением и бизнес-планом, не осуществляется, отсутствует заключенный договор аренды земельного участка.
Существенное нарушение ответчиком условий заключенного с ним Соглашения подтверждается и Актом №8 от 04.05.2012 внеплановой проверки на предмет исполнения ответчиком предписания об устранении выявленных нарушений условий Соглашения. Данный акт подтверждает, что не исполнены условия, предусмотренные пунктами 2.3.2, 2.3.3, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9 Соглашения.
Согласно пункту 8 статьи 11 Закона № 116-ФЗ резидент особой экономической зоны при проведении органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля проверки имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка осуществления контроля за исполнением Соглашения, в случае несогласия с результатами проверки резидент в течение семи календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в Министерство, которое рассматривает их в течение семи календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения.
Ответчик действия должностных лиц Министерств, при проведении указанных проверок установивших факты существенного нарушения условий заключенного с ним Соглашения в судебном порядке не обжаловал, возражения не представлял, что фактически свидетельствует о его согласии с результатами проверок.
Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным Законом № 116-ФЗ основаниям (статья 20 Закона № 116-ФЗ).
Согласно пункту 20 Порядка осуществления контроля за исполнением Соглашения, в случае, если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, Министерство вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. Решение Министерства об обращении в суд с таким заявлением принимается с учетом письменной позиции Наблюдательного совета особой экономической зоны о возможности (целесообразности) расторжения соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Уведомлением от 22.07.2011 об устранении нарушений по итогам плановой проверки исполнения ответчиком условий Соглашения (л.д.24) ответчику было предложено расторгнуть Соглашение либо устранить допущенные нарушения. Однако ответ на указанное предложение не поступил.
21.03.2012 на заседании Наблюдательного совета особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории Санкт-Петербурга решено расторгнуть соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности с ответчиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Ответчик требование не оспорил, в судебном заседании факт неисполнения условий Соглашения не оспаривал.
С учетом изложенного иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина взыскивается с ответчика в федеральный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
решил:
Расторгнуть Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге от 28.08.2008.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТКС-Системы» (ИНН <***>) в доход федерального бюджета 4 000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Михайлов П.Л.