Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
31 января 2021 года Дело № А56-94591/2020
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2021 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ю.А. Раннева,
при ведении протоколов судебного заседания секретарем Бригенда А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "Огис Трейд" (ОГРН <***>)
ответчик: Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>)
о признании незаконным решения
при участии представителей согласно протоколам судебного заседания
установил:
ООО «Огис Трейд» обратилось с иском к Государственному учреждению – Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Фонд) о признании недействительным решения Фонда от 14.10.2020 исх. № 4) об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.12.2019 № Ф.2019/682.
В судебном заседании, продолженном после перерыва согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец поддержал заявленные требования, ответчик возражал против их удовлетворения согласно отзыву.
В обоснование требований истец сослался на следующие обстоятельства.
29.11.2019 Фонд (заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru (закупка №0272100000119000378) разместил информацию о проведении электронного аукциона на поставку подгузников для детей-инвалидов в 2020 году.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0272100000119000378 установлено преимущество и требования: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям; преимущества: организациям инвалидов 15% .
Частью 3 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В этом случае участники аукциона обязаны декларировать в заявках на участие в закупках (аукционе) свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статьей 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ, является декларация; необходимость представления иных документов Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.
В качестве доказательств, подтверждающих право на получение преимуществ, ООО «Огис Трейд» (поставщик) представлена декларация участника закупки.
Согласно Протоколу № 2/360э-2019 от 16.12.2019 подведения итогов электронного аукциона (п. 3.1 Протокола) заявка на участие в электронном аукциона участника электронного аукциона ООО «Огис Трейд» (идентификационный номер заявки 106478076) признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.
Поставщик с предложенной ценой 6 580 655 руб. 04 коп. признан победителем (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2019 №0272100000119000378-2-1).
27.12.2019 между заказчиком и поставщиком заключен Государственный контракт № Ф.2019/682 на поставку подгузников для детей – инвалидов; контракт заключен по цене, предложенной поставщиком и увеличенной до 15% от предложенной поставщиком цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта (цена Контракта 7 567 753 руб. 30 коп.).
14.10.2020 (исх. № 4) заказчик направил на электронную почту поставщика Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Согласно данному решению участник (победитель) электронного аукциона ООО «Огис Трейд» предоставил недостоверные сведения в отношении своего соответствия требованиям статьи 30 Закона № 44-ФЗ; отсутствие поставщика в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) подтверждается данными с сайта налоговой службы; контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления региональным отделением поставщика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Не согласившись с решением ответчика, истец указал, что сведения об ООО «Огис Трейд», как субъекте малого предпринимательства, не могли быть внесены в реестр в 2019 году, поскольку в соответствии с нормами части 3 статьи 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для ООО «Огис Трейд» с учетом даты его создания является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.
Согласно пункту 2.1 контракта, контракт действует до полного исполнения сторонами обязательств.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта, поставка изделий должна осуществляться со дня, следующего за днем заключения контракта, но не ранее 09.01.2020, и должна быть завершена до 01.07.2020 включительно, взаиморасчеты должны быть завершены до 31.08.2020 включительно. Счета, выставленные после 31.08.2020, заказчиком не оплачиваются. В связи с чем срок действия контракта истек.
Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта может быть принято только в отношении действующего контракта. Действующее законодательство не предусматривает возможности расторжения недействующих контрактов.
В отзыве на иск ответчик указал, что доводы истца не являются обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства с учетом обстоятельств настоящего спора, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 2 Информационной карты документации об аукционе установлено преимущество организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 4 Информационной карты и ч. 3 ст. 30 указанного Закона установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Для участия в аукционе были поданы заявки от трех участников. По результатам аукциона победителем было признано ООО «Огис Трейд» с ценовым предложением 6 580 655 руб. 04 коп.
В целях участия в закупке во второй части заявки ООО «Огис Трейд» представило декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства и декларацию о соответствии требованиям ст. 29 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 данного Закона в случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Поскольку учредителем ООО «Огис Трейд» является общественная организация инвалидов, то вышеуказанные преимущества были предоставлены в размере 15% от цены предложенной участником.
27.12.2019 с победителем аукциона заключен государственный контракт № Ф.2019/682 на сумму 7 567 753 руб. 30 коп., то есть предоставлены средства в виде преимущества на сумму 987 098 руб. 26 коп.
В ходе исполнения контракта Фонду стало известно, что участником закупки ООО «Огис Трейд» представлена недостоверная информация относительно своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства (участник не относится к СМП – отсутствует в едином реестре СМП), в связи с чем направлен запрос в УФНС по городу Москве, на который получен ответ о том, что ООО «Огис Трейд» по состоянию ни на 10.12.2019 (момент подачи заявки для участия в аукционе), ни на 23.09.2020 не включено в реестр СМП и не относится к социально ориентированным некоммерческим организациям.
ООО «Огис Трейд» задекларировал свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Законодательством о контрактной системе не установлен запрет проверки сведений, представленных участниками, при рассмотрении заявок членами аукционной комиссии. Более того, положения Закона № 44-ФЗ предусматривают основания для отклонения заявки в случае предоставления недостоверных сведений на любом этапе проведения закупки и исполнения контракта.
В соответствии с ч.14 ст. 34 данного Закона в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями 4.8-26 ст. 95 указанного Закона.
В силу ч.9 ст. 95 названного Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.6 Контракта № Ф.2019/682 от 27.12.2019 предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
14.10.2020, на основании п. 8.6 Контракта, а также руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО «Огис Трейд» в связи с выявлением несоответствия участника требованиям аукционной документации.
15.10.2020 на официальном сайте в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.10.2020 заказчиком в адрес ООО «Огис Трейд» направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как указал Фонд, от ООО «Огис Трейд» не поступило никакого опровержения несоответствия требованиям аукционной документации.
Согласно ч. 13 ст.95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ответчик указал, что государственный контракт с ООО «Огис Трейд» расторгнут 03.11.2020.
Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по государственному контракту.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, внесение сведений в реестр малого и среднего предпринимательства является обязательным условием отнесения хозяйствующего субъектам к числу субъектов малого предпринимательства; данный вывод согласуется с позицией УФАС России.
Также согласно п.2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества Российской Федерации. Сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях также включается в реестр.
Довод ООО «Огис Трейд» о том, что оно являлось вновь созданным (дата регистрации 06.11.2018) и не могло находится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на момент рассмотрения заявок, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом в следующем порядке:
1) Указанные в п. 1 -5.1,7 и 8 ч. 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 настоящего закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ч. 3 ст.4 настоящего Закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 01 июля текущего календарного года.
Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ч. 5 ст. 4.1 указанного Закона). Внесение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о таких юридических лицах и индивидуальных предпринимателях осуществляется без учета условий, установленных пунктами 2, 2.1 и 3 части 1.1 статьи 4 настоящего Закона.
С учетом даты регистрации ООО «Огис Трейд» – 06.11.2018, сведения об обществе могли быть включены в Реестр на момент проведения аукциона и рассмотрения вторых частей заявок.
Сведения об ООО «Огис Трейд» в указанный Реестр включены только 10.01.2021.
2) Заявитель указывает, что решение об одностороннем отказе принято за пределами срока действия контракта, что, по мнению ответчика, не соответствует действительности.
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется в срок указанный в п.2.2 Контракта, осуществить поставку подгузников (изделия) для детей-инвалидов (получатели) в 2020 году в соответствии с Приложением № 1 и Приложением № 2 Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Изделия в порядке и на условиях, изложенных в разделах № 3 и 4 Контракта.
В соответствии с п. 2.2 Контракта поставка изделий должна осуществляться со дня, следующего за днем заключения Контракта, но не ранее 09.01.2020, и должна быть завершена до 01.07.2020 включительно, взаиморасчеты должны быть завершены до 31.08.2020 включительно.
Приложением № 1 (Спецификация) предусмотрена поставка изделий в общем количестве 578 000 штук на общую сумму 7 567 753 руб. 30 коп.
В связи с отсутствием потребности Контракт исполнен частично. Согласно реестрам выданных получателям изделий поставщиком выдано 315816 изделий на общую сумму 4 095 184 руб. 81 коп. Поставленный товар полностью оплачен Заказчиком. Прекращение действия контракта без соглашения о расторжении не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Ответчик указал, что Контракт такого условия не содержит, а напротив, п. 2.1 предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом; соответственно, на дату вступления в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта, последний являлся действующим.
Пунктом 2.2 Контракта предусмотрены сроки исполнения обязательств сторон; окончание указанных сроков не прекращает действие Контракта.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как указано ответчиком, в период исполнения Контракта были выявлены нарушения условий Контракта со стороны поставщика, за что поставщику выставлены требования об уплате штрафов на общую сумму 170 000 руб. Поставщиком обязательства по уплате штрафов не исполнены, в связи с чем Фонд обратился с исковым заявлением о взыскании (дело № А56-105115/2020); таким образом, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и вступления данного решения в силу, имелись неисполненные обязательства со стороны поставщика и контракт являлся действующим.
При изложенных обстоятельствах суд не признал заявленные требования обоснованными и доказанными материалами дела, возражения ответчика заявлены правомерно, истцом документально не опровергнуты, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Раннева Ю.А.