ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-94634/20 от 02.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 апреля 2021 года                                                            Дело № А56-94634/2020

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковской М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: 1) общество с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт»; 2) общество с ограниченной ответственностью «Импульс»

Заинтересованное лицо: акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»

Третьи лица: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу; 2) Центральный Банк Российской Федерации

о признании недействительными пунктов 7.1.3,7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.10, 11.2.13, 12.1.15 – 12.1.19, 12.1.27  Правил допуска к организованным торгам, обязании совершить действия

при участии

от заявителя: 1) Стародубцев А.С. (доверенность от 25.10.2019); 2) Назаров Д.Ю. (доверенность от 07.12.2020)

от заинтересованного лица: Демкин М.В. (доверенность от 10.01.2020), Паламарчук М.А. (доверенность от 01.10.2020)

от третьих лиц: 1) Титус Д.Р., 2) не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» (далее – ООО «Петровскнефтепродукт») и общество с ограниченной ответственностью «Импульс» (далее – ООО «Импульс») обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к акционерному обществу «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – заинтересованное лицо, Биржа) о признании недействительными: пунктов 7.1.3,7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.10, 11.2.13, 12.1.15 – 12.1.19, 12.1.27 Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ»;

- обязании АО «СПбМТСБ» внести изменения в пункты 6.13, 6.18 и 6.19 Правил допуска к участию в организованных торгах, утвержденных Советом директоров АО «СПбМТСБ» 05.12.2019, зарегистрированных и утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 30.12.2019;

- обязании АО «СПбМТСБ» внести изменения в пункты 6.12, 6.17 и 6.18 Правил допуска к участию в организованных торгах, утвержденных Советом директоров АО «СПбМТСБ» 13.11.2020, зарегистрированных Центральным Банком Российской Федерации 11.01.2021, не вступивших в силу;

- обязании АО «СПбМТСБ» продлить действие договора об оказании услуг по проведению организованных торгов от 29.10.2019 № 04/1570, заключенного с ООО «Петровскнефтепродукт» (с учетом уточнений).

Определением от 29.10.2020 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено на 25.11.2020.

Протокольными определениями от 25.11.2020, 09.12.2020 и 11.12.2020 судебное заседание откладывалось.

Определением от 23.12.2020 суд отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Союз независимых участников национального топливного рынка «Независимый топливный союз». Также в судебном заседании суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлек к  участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу (далее - Управление) и Центральный Банк Российской Федерации (далее – Банк России), в связи с чем судебное заседание отложено на 27.01.2021.

Протокольным определением от 27.01.2021  судебное заседание отложено на 19.02.2021 для ознакомления с позициями Управления, Банк России, а также дополнительно заявленными доводами истцов и ответчиков.

Определением от 19.02.2021 суд отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Судебное заседание отложено на 19.03.2021 для обеспечения явки представителей Центрального Банка Российской Федерации и Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу.

Протокольным определением от 19.03.2021 судебное заседание отложено на 02.04.2021.

В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представители истцов поддержали требования, представители Биржи возражали против удовлетворения требований, представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «Петровскнефтепродукт» являлось участником торгов в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» в категории Посетитель торгов в период с 29.10.2019 по 28.10.2020 на основании заключенного с АО «СПбМТСБ» договора об оказании услуг по проведению организованных торгов № 04/1570 от 29.10.2019 (далее - договор № 04/1570).

В настоящее время ООО «Импульс» является участником торгов в категории Посетитель торгов Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» на основании заключенного с АО «СПбМТСБ» договора об оказании услуг по проведению организованных торгов № 04/1345 от 21.12.2018 (далее - договор № 04/1345).

АО «СПбМТСБ», является организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Закон об организованных торгах) и осуществляет свою деятельность на основании лицензии биржи № 040-004 от 22.11.2013, выданной Банком России.

Согласно части 1 статьи 4 Закона об организованных торгах организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в Банке России. При этом, в каждом случае регистрации Банком России правил организованных торгов или изменений в правила организованных торгов (новой редакции) соблюдается установленная Законом об организованных торгах обязательная процедура проверки соответствия правил организованных торгов требованиям законодательства Российской Федерации.         

Статьей 4 Закона об организованных торгах установлены следующие требования к правилам организованных торгов: правила организованных торгов могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли; в правилах организованных торгов должен содержаться, в том числе порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; правила организованных торгов могут содержать не предусмотренные Законом об организованных торгах положения, не противоречащие ему и нормативным актам Банка России.

В соответствии со статьей 4 Закона об организованных торгах правила организованных торгов Биржи включают в себя: Правила допускак участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», требования которых распространяются на все секции АО «СПбМТСБ», и  Правила проведения организованных торгов, принятые отдельно для каждой из следующих секций АО «СПбМТСБ»: «Нефтепродукты»; «Нефть»; «Газ природный»; «Лес и стройматериалы»; «Энергоносители»; «Минеральное сырье и химическая продукция»; «Сельскохозяйственная продукция и биоресурсы»; Секции срочного рынка, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, Уставу Биржи, утвержденные уполномоченными органами Биржи и зарегистрированные в установленном порядке Банком России.

Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» определяют порядок допуска Участников торгов и их Клиентов к участию в организованных торгах, требования к Участникам торгов, права и обязанности различных категорий Участников торгов, возникающие в связи с их участием в организованных торгах, порядок присвоения кодов Участникам торгов, их Клиентам и Клиентам второго уровня, ответственность Участников торгов за нарушение требований законов, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Правил организованных торгов АО «СПбМТСБ», за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Участниками торгов обязательств по заключенным в секциях в соответствии с Правилами организованных торгов АО «СПбМТСБ» договорам, а также порядок приостановления и прекращения прав и обязанностей Участников торгов и иных отношений между Биржей и Участником торгов, которые могут возникнуть в связи с применением Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ».

Правила организованных торгов на момент заключения договоров с истцами содержались в Правилах допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденных 18.05.2018.

17.10.2019 Советом Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» принято решение о рекомендации Совету директоров АО «СПбМТСБ» утвердить Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» в новой редакции (протокол № 21 от 23.10.2019 заседания Совета Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ»).

05.12.2019 единогласным решением членов Совета директоров АО «СПбМТСБ» утверждены Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» в новой редакции (протокол № 150 от 06.12.2019 заседания Совета директоров).

30.12.2019 Биржей получено уведомление Банка России № 14-6-9/14748 о регистрации Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденных Советом директоров АО «СПбМТСБ» 05.12.2019 (Протокол № 150).

В период рассмотрения настоящего спора, Биржей были внесены изменения в указанные Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» (утвержденные Советом Директоров АО «СПбМТСБ» 05.12.2019 (Протокол № 150) и зарегистрированные Банком России 30.12.2019). В соответствии с частями 1 и 3 статьи 27 Закона об организованных торгах, Указанием Банка России от 01.10.2020 N 5577-У «О порядке регистрации Банком России документов организатора торговли, клиринговой организации, центрального контрагента, депозитария и вносимых в них изменений, порядке и сроках согласования Банком России внутренних документов центрального депозитария и вносимых в них изменений» Банк России принял решение зарегистрировать Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденные Советом директоров АО «СПбМТСБ» 13.11.2020 (Протокол № 162). Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденные Советом директоров АО «СПбМТСБ» 13.11.2020 (Протокол № 162) и зарегистрированные Банком России 11.01.2021, также содержат оспариваемые заявителями положения.

Зарегистрированные Банком России 11.01.2021 Правила допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» введены Биржей в действие не в полном объеме. Так, в перечень положений, не вступивших в силу, Биржей в числе прочего включен раздел 6 Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», зарегистрированных Банком России 11.01.2021. В этой связи, при рассмотрении дела судом рассматриваются положения Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденных Советом директоров АО «СПбМТСБ» 13.11.2020 и зарегистрированных Банком России 11.01.2021 (за исключением раздела 6), и раздел 6 Правил допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ», утвержденных Советом директоров АО «СПбМТСБ» 05.12.2019 и зарегистрированных Банком России 30.12.2019 (далее по тексту оба документа именуются – Правила допуска).

Согласно позиции истцов, новые пункты Правил допуска создают неравные условия для участников торгов, применяются АО «СПбМТСБ» в нарушение норм гражданского законодательства и законодательства о защите конкуренции избирательно, что приводит к нарушению прав и законных интересов истцов, а также иных участников торгов. По мнению истцов, принятие оспариваемых пунктов Правил допуска, а также внесение изменений в некоторые пункты в части сроков направлено исключительно на отключение ряда участников торгов (в том числе и истцов) в интересах иных участников (рейдерский захват). Как указывают истцы, отсутствие возможности участвовать в торгах  на площадке АО «СПбМТСБ» существенно усложняет ведение финансово-хозяйственной деятельности, делает ее экономически не выгодной, что также является основанием для удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 3 Закона об организованных торгах по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов.

Согласно пункту 6.1 раздела 6 Правил допуска для получения допуска к участию в организованных торгах на Бирже заявитель должен заключить с Биржей договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, по которому ему будет предоставлено право участия в организованных торгах в определенной Категории. Заявитель, заключивший с Биржей договор об оказании услуг по проведению организованных торгов и внесший плату за право участия в организованных торгах в соответствии с п. 5.1 раздела 5 Правил допуска, является допущенным к участию в организованных торгах Участником торгов. Оказание Биржей услуг по проведению организованных торгов допущенному к участию в организованных торгах Участнику торгов осуществляется при выполнении этим Участником торгов обязанностей, предусмотренных п. 6.24 раздела 6 Правил допуска и с учетом выбранной данным Участником торгов Категории и/или Секции.

Заявители полагают, что Биржей, которая злоупотребляет своими правами в отношении истцов и других независимых организаций малого и среднего бизнеса, в Правила допуска внесены следующие требования, которые противоречат базовым принципам гражданского права, а также нарушают положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

«6.13. Биржа в течение двадцати рабочих дней с даты получения указанных в пунктах 6.3- 6.5 раздела 6 Правил допуска документов проверяет полноту комплекта документов и надлежащее оформление полученных документов.

6.18. В течение 90 (девяноста) рабочих дней с даты окончания Биржей проверки документов Заявителя, проведенной в соответствии с п.6.13 раздела 6 Правил допуска, в случае, если Заявителю не было отказано в рассмотрении документов, Биржа проверяет достоверность документов и сведений, предоставленных Заявителем, соответствие Заявителя требованиям, предъявляемым к Участнику торгов в соответствии с разделом 3 Правил допуска, и отсутствие оснований для отказа Заявителю в предоставлении допуска к участию в организованных торгах. При соответствии Заявителя требованиям, предъявляемым к Участнику торгов в соответствии с разделом 3 Правил допуска, отсутствии предусмотренных  Правилами допуска оснований для отказа Заявителю в предоставлении допуска к участию в организованных торгах, в том числе в заключении Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, а также при соответствии документов, предоставленных Заявителем, требованиям к комплектности и порядку оформления, достоверности документов и сведений, Биржа предоставляет Заявителю допуск к участию в организованных торгах путем заключения Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов.

6.19. Предоставление допуска к участию в организованных торгах путем заключения Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов с Заявителем или отказ в предоставлении такого допуска осуществляется Биржей в срок не позднее 90 (девяноста) рабочих дней с даты окончания Биржей проверки документов, проведенной в соответствии с п.6.13 раздела 6 Правил допуска, в случае, если Заявителю не было отказано в рассмотрении документов.

7.1. Биржа вправе отказать Заявителю в предоставлении допуска к участию в организованных торгах, включая отказ в заключении Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов:

7.1.3. в случае, если в состав участников (акционеров) или учредителей Заявителя входит юридическое лицо или физическое лицо, являвшееся участником (акционером) или учредителем или единоличным исполнительным органом Участника торгов, в отношении которого ранее принималось решение о прекращении допуска к участию в организованных торгах или применении мер воздействия по основаниям, связанным с нарушениями Правил организованных торгов;

7.1.7. в случае, если в состав участников (акционеров) или учредителей Заявителя входит юридическое лицо, имеющее или имевшее задолженность перед Биржей в связи с неисполнением обязательств по Договору об оказании услуг по проведению организованных торгов и/или Договору об оказании услуг по предоставлению участнику торгов АО «СПбМТСБ» программных и (или) технических средств для удаленного доступа к услугам Биржи;

7.1.8. в случае, если физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем Заявителя, является единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем другого Участника торгов, допущенного к участию в организованных торгах в той же Секции, в которой намеревается участвовать в организованных торгах Заявитель;

7.1.9. в случае, если по данным официального сайта ФНС физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем Заявителя, является единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем нескольких юридических лиц;

11.2. Президент Биржи или лицо, им уполномоченное, может принять решение о приостановлении допуска к участию в организованных торгах Участнику торгов любой Категории в каждом из следующих случаев:

11.2.13. в случае воспрепятствования или неоказания содействия Участником торгов проведению Биржей контроля соблюдения этим Участником торгов условий Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, Договора об оказании услуг по предоставлению участнику торгов АО «СПбМТСБ» программных и (или) технических средств для удаленного доступа к услугам Биржи, в том числе требований Условий предоставления участнику торгов АО «СПбМТСБ» программных и (или) технических средств для удаленного доступа к услугам Биржи, и требований, предъявляемых к Участнику торгов для включения его в Список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц.

12.1. Прекращение допуска к участию в организованных торгах – прекращение оказания услуг Биржи путем расторжения Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, в том числе отказа от исполнения данного Договора. Прекращение допуска к участию в организованных торгах может быть осуществлено по следующим основаниям:

12.1.15. при выявлении в составе участников (акционеров) или учредителей Участника торгов физического лица, являющегося или являвшегося акционером (учредителем) или участником или единоличным исполнительным органом Участника торгов, в отношении которого ранее принималось решение о прекращении допуска к участию в организованных торгах или применении мер воздействия по основаниям, связанным с нарушениями Правил организованных торгов;

12.1.27. в случае воспрепятствования или неоказания содействия Участником торгов проведению Биржей контроля соблюдения этим Участником торгов условий Договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, Договора об оказании услуг по предоставлению участнику торгов АО «СПбМТСБ» программных и (или) технических средств для удаленного доступа к услугам Биржи, в том числе требований Условий предоставления участнику торгов АО «СПбМТСБ» программных и (или) технических средств для удаленного доступа к услугам Биржи, и требований, предъявляемых к Участнику торгов для включения его в Список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц».

Оценив доводы сторон, обстоятельства дела и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона об организованных торгах и Уставом Биржи правила организованных торгов утверждаются Советом директоров.  Все изменения и/или дополнения, вносимые в правила организованных торгов, в обязательном порядке перед вынесением на рассмотрение Советом директоров Биржи и направлением на регистрацию в Банк России выносятся на рассмотрение советов секций Биржи, в состав которых входят представители участников торгов. Основной задачей совета секции является представление интересов участников торгов этой секции по вопросам, связанным с организацией и проведением торгов в данной секции.

Согласно части 3 статьи 10 Закона об организованных торгах совет секции рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы и в каждом случае принимает решение рекомендовать или нет уполномоченному органу Биржи принять положительное решение по ряду вопросов, в том числе, о внесении в правила организованных торгов изменений, за исключением изменений, внесение которых является обязательным в силу требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

Как было указано выше, согласно части 1 статьи 4 Закона об организованных торгах организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в Банке России. При этом, в каждом случае регистрации Банком России правил организованных торгов или изменений в правила организованных торгов (новой редакции) соблюдается установленная Законом об организованных торгах обязательная процедура проверки соответствия правил организованных торгов требованиям законодательства Российской Федерации.         

Порядок регистрации Банком России документов организатора торговли, предусмотренных частью 1 статьи 27 Закона об организованных торгах, и вносимых в них изменений, определен Указанием Банка России от 27.06.2019 № 5180-У «О порядке регистрации Банком России документов организатора торговли, клиринговой организации, центрального контрагента, репозитария и вносимых в них изменений, порядке и сроках согласования Банком России изменений, вносимых во внутренние документы центрального депозитария, порядке утверждения Банком России положения о комитете пользователей репозитарных услуг» (далее – Указание № 5180-У), действовавшим на момент регистрации Правил допуска.

Согласно пункту 1.5 Указания № 5180-У Банк России должен провести проверку представленных для регистрации документов в целях выявления отсутствия, установленных частью 5 статьи 27 Закона об организованных торгах оснований для отказа в регистрации документов организатора торговли и вносимых в них изменений. Основанием для отказа в регистрации документов организатора торговли и вносимых в них изменений является, в том числе:несоответствие документов, представленных на регистрацию, требованиям Закона об организованных торгах и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, а также иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; наличие в документах, представленных на регистрацию, неполной или недостоверной информации.

В случае выявления Банком России таких оснований, Банк России должен принять решение об отказе в регистрации внутренних документов и вносимых в них изменений (п. 1.10 Указания № 5180-У).

Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, до регистрации Правил допуска Банком России в качестве регулятора деятельности АО «СПбМТСБ» по проведению организованных торгов осуществлена правовая экспертиза Правил допуска на соответствие их законодательству Российкой Федерации и интересам участников торгов во всех секциях АО «СПбМТСБ», в том числе в Секции «Нефтепродукты».

Истцы заявляя доводы  о том, что оспариваемые пункты Правил допуска являются дискриминирующими, направлены на ограничение конкуренции, монополизацию рынка и рейдерский захват малого и среднего бизнеса со стороны более крупных участников рынка, не смогли пояснить каким образом, при изложенных обстоятельствах, пункты Правил допуска прошли правовую экспертизу, проводимую  Банком России.

Между тем, в соответствии с письмом Банка России о контроле за участниками торгов АО «СПбМТСБ» от 29.04.2019 № 015-55/3246 Банк России при регистрации Правил допуска поддержал подходы Биржи по усилению контроля за участниками торгов, в связи с чем было отмечено, что в силу пункта 1 части 3 статьи 4 Закона об организованных торгах организатор торговли наделен правом устанавливать требования в правилах организованных торгов, которые организатор торговли согласно положениям части 8 статьи 4 Закона об организованных торгах вправе изменять в одностороннем порядке, но с учетом рекомендаций представительного органа участников торгов – совета секции, и при условии регистрации таких изменений Банком России.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что оспариваемые положения Правил допуска были приняты с целью предотвращения манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской информации, а также ввиду сложившейся ситуации на российском рынке нефтепродуктов в конце 2018 – начале 2019 годов, когда рост цен на топливо потребовал прямого вмешательства Правительства Российской Федерации, в связи с уязвимостью действующей в тот момент модели биржевых торгов и её чувствительностью к недобросовестному поведению со стороны отдельных участников торгов. В указанный период сложившаяся ситуация неоднократно обсуждалась на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д. А. с вице-премьерами, на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. 13.06.2018, а также на заседаниях Биржевого комитета ФАС России, в работе которого принимают участие представители ряда участников торгов в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» и представители самого АО «СПбМТСБ» о чем в материалы дела представлены выписки протоколов.

Кроме того, Банком России были разработаны меры, направленные на стабилизацию и развитие организованного рынка нефтепродуктов, а также дополнительные меры, направленные на повышение транспарентности биржевых торгов нефтепродуктами. Данные меры были предложены для рассмотрения АО «СПбМТСБ» на предмет их эффективности и рисков реализации (письмо Банка России от 10.01.2019 № 06-55/43 «О мерах по повышению транспарентности биржевых торгов нефтепродуктами»). Предлагаемые регулятором меры коснулись повышения ответственности и установления дополнительных требований к некоторым участникам торгов.

Совокупность сложившихся обстоятельств, а также требований законодательства Российской Федерации, стали основанием для разработки АО «СПбМТСБ» новых требований к участникам торгов, которые нашли свое отражение в Правилах допуска. Изменения в Правила допуска были внесены в целях недопущения возникновения на организованных торгах подобных ситуаций, воспрепятствования возможности сговора между аффилированными участниками торгов, ограничивающего конкуренцию на организованных торгах, что может привести к поддержанию и повышению цен в ходе биржевых торгов.

Оспаривая указанные выводы и утверждая, что оспариваемые пункты Правил были введены с целью ограничения конкуренции, монополизации рынка и осуществления рейдерского захвата малого и среднего бизнеса со стороны более крупных участников рынка, заявители соответствующих доказательств не представили. 

Суд учитывает, что оспариваемые пункты Правил допуска ограничивают доступ аффилированных организаций, в том числе тех, в составе которых участвуют одни и те же учредители. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона о манипулировании совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций, является манипулированием рынком. Для заключения на организованных торгах сделок по предварительному соглашению сторон существуют специально предусмотренные режимы торгов, предполагающие выставление адресных заявок. Совершение таких сделок в иных режимах торгов ведет к установлению повышенных параметров контроля за сделками участвующих в них лиц. Пункт 2 части 1 статьи 5 Закона о манипулировании применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов.

В данном случае манипулирование рынком может происходить за счет скоординированных действий нескольких лиц, объединивших свои усилия для воздействия на стоимость интересующих их биржевых товаров. Совместными усилиями во влиянии на процесс ценообразования на организованных торгах достичь успеха значительно проще, ибо участники, предварительно согласовав свои действия, могут произвольно устанавливать цену биржевого товара. В случае с аффилированными лицами, имеющими соглашение по заключению сделок на организованных торгах, такие сделки не приводят к смене собственника (выгодоприобретателя) или осуществляются в кругу заинтересованных лиц. Такие действия манипулятора в этой ситуации направлены на создание искусственной активности вокруг того или иного товара для поддержания (повышения) его стоимости на интересующем уровне.

Как уже было указано выше, все изменения и/или дополнения, вносимые в Правила допуска, в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Советов Секций - органов, созданных Биржей в соответствии со статьей 10 Закона об организованных торгах и действующих на основании Положений о Советах Секций. Совет Секции представляет интересы всех Участников торгов в каждой Секции отдельно. Советы Секций Нефтепродукты, Нефть, Газ природный, Лес и стройматериалы, Минеральное сырье и химическая продукция, Энергоносители, Сельскохозяйственная продукция и биоресурсы, Совет Секции срочного рынкарассматривали Правила допуска с внесенными изменениями и рекомендовали к утверждению их Советом директоров АО «СПбМТСБ».

Истцы являются не единственными Участниками торгов, однако представляют возможным принудительное изменение условий Правил допуска без учета мнений остальных Участников торгов (в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» зарегистрировано более1800 Участников торгов),а также основного регулятора -Банка России. Предлагаемые изменения в Правила допуска отражают интересы ограниченной группы юридических лиц, имеющих в составе своих участников (учредителей) одних и тех же физических лиц. Указанные изменения не отражают интересов большинства участников рынка и не соответствуют целям и задачам, реализуемым АО «СПбМТСБ» при оказании услуг по проведению организованных торгов на товарном рынке, что исключает возможность удовлетворения требований.

В отношении заявления истцов о том, что оспариваемые пункты Правил допуска были введены с целью ограничения участия именно заявителей и аффилированных с ними лиц, суд отклоняет.

В соответствии с подпунктом 12.1.18 пункта 12.1 Правил допуска Биржа вправе прекратить допуск к участию в организованных торгах Участнику торгов в случае выявления по данным официального сайта ФНС физического лица, являющего единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем Участника торгов, являющегося единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем нескольких юридических лиц.

Согласно сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРЮЛ, учредителями ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» являются одни и те же физические лица: Жданов Алексей Георгиевич (ИНН 380112360402) и Новомирский Дмитрий Николаевич (ИНН 380101124516).

По данным официального сайта ФНС учредители (участники) ООО «Петровскнефтепродукт» Жданов Алексей Георгиевич (ИНН 380112360402) является учредителем (участником) 15 (пятнадцати) юридических лиц, Новомирский Дмитрий Николаевич (ИНН 380101124516) является учредителем (участником) 16 (шестнадцати) юридических лиц. Указанные данные содержатся в ЕГРЮЛ, а также представлены в открытом сервисе «Прозрачный бизнес» на официальном сайте ФНС по адресу: https://pb.nalog.ru/.

Каждый из выявленных фактов является основанием для прекращения допуска к участию в организованных торгах ООО «Петровскнефтепродукт» и, соответственно, для отказа в продлении договора № 04/1570 на следующий срок.

О наличии оснований для прекращения допуска к участию в организованных торгах, предусмотренных Правилами допуска, ООО «Петровскнефтепродукт» и аффилированное с ним по признаку общих участников (учредителей) - физических лиц ООО «Импульс»предупреждались Биржей в феврале 2020 года (письмо АО «СПбМТСБ» о предоставлении дополнительной информации от 19.02.2020 (исх. № 301-20), непосредственно сразу после вступления в силу Правил допуска, содержащих эти основания.

До ООО «Петровскнефтепродукт» и других юридических лиц, аффилированных с ООО «Петровскнефтепродукт» по признаку общих участников (учредителей) - физических лиц, неоднократно доводилась информация о том, что заключение договоров на организованных торгах АО «СПбМТСБ» осуществляется посредством предоставления удаленного доступа к системе электронных торгов АО «СПбМТСБ», и Правила организованных торгов не содержат какие-либо ограничения для Участников торгов на заключение договоров на любых базисах поставки, или ограничений на указание в реквизитных заявках в качестве грузополучателя нефтепродуктов, приобретенных на основании договора, заключенного другим юридическим лицом. Удаленный доступ к системе электронных торгов Биржи позволяет заключать договоры на организованных торгах независимо от места нахождения Участника торгов.

Также любое юридическое лицо может являться стороной договора, заключенного на организованных торгах, став клиентом Участника торгов, имеющего право действовать в интересах и за счет других лиц, и участником клиринга АО «СПбМТСБ». Правила осуществления клиринговой деятельности АО «СПбМТСБ» не содержат каких-либо ограничений на предоставление допуска к клиринговому обслуживанию для юридических лиц, имеющих одинаковый состав участников (учредителей).

ООО «Петровскнефтепродукт» является действующим участником клиринга АО «СПбМТСБ» на основании заключенного с АО «СПбМТСБ» договора об оказании клиринговых услуг № КД-02359 от 29.10.2019 и имеет возможность являться стороной договора, заключенного на организованных торгах АО «СПбМТСБ» другим участником торгов в его интересах. Вся информация об указанных возможностях и документы раскрыты на официальном сайте АО «СПбМТСБ» и доступны неограниченному кругу лиц.

Таким образом, прекращение допуска к участию в организованных торгах ООО «Петровскнефтепродукт» в качестве участника торгов Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» не влияет на возможность приобретения ООО «Петровскнефтепродукт», являющимся участником клиринга АО «СПбМТСБ», на Бирже необходимых для своей хозяйственной деятельности нефтепродуктов,не будучи Участником торгов. Являясь системообразующим предприятием Забайкальского края, ООО «Петровскнефтепродукт» обязано было учесть риск прекращения допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» в качестве участника торгов, изменить свои подходы к участию в организованных торгах с учетом новых положений Правил допуска, и/или найти альтернативные источники закупок на внебиржевом рынке нефтепродуктов.

Вместе с тем, ООО «Петровскнефтепродукт», ООО «Импульс», их участникам (учредителям) Жданову Алексею Георгиевичу (ИНН 380112360402), имеющему доли участия в этих юридических лицах по 68 %, и Новомирскому Дмитрию Николаевичу (ИНН 380101124516), имеющему доли участия в этих юридических лицах по 32 %, как лицам, имеющим право управлять и контролировать деятельность ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс», была предоставлена возможность сделать добровольный выбор одного из юридических лиц, которое останется Участником торгов и будет соответствовать требованиям Правил допуска.

ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» от добровольного принятия решения отказались.

Биржа, руководствуясь имеющимися данными об объемах приобретения товара на биржевых торгах ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» в 2020 году, отказала в предоставлении допуска к участию в организованных торгах ООО «Петровскнефтепродукт» путем прекращения договора № 04/1570. Объемы приобретения на биржевых торгах нефтепродуктов ООО «Петровскнефтепродукт» более чем в 10 раз меньше объемов, приобретаемых ООО «Импульс».

На момент рассмотрения настоящего дела договор, заключенный с ООО «Импульс» является действующим.

Из изложенного следует, что, несмотря на введение Биржей оспариваемых пунктов Правил допуска истцам были предоставлены альтернативные варианты действий, однако ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» отказались от возможности их применения.

В ходе судебного разбирательства суд неоднократно задавал вопрос истцам о том по каким причинам ими не были использованы, предложенные Биржей варианты действий, в том числе по одновременному выведению из состава ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» учредителей (учредителя) с целью недопущения участия одних и тех же лиц.

Представители пояснили, что такие действия представляются «не удобными» для ведения бизнеса. Между тем, суд обращает внимание на то, что истцы являются не единственными участниками торгов и подобная аргументация требования о признании недействительными отдельных положений Правил допуска, в отсутствие доказательств несогласия всех участников с указанными пунктами,  представляется не убедительной.

Суд находит противоречивыми доводы истцов, относительно убыточности их деятельности, вызванной прекращением допуска к участию в организованных торгах ООО «Петровскнефтепродукт».

Как указано в исковом заявлении, ООО «Петровскнефтепродукт» осуществляет деятельность на  территории Забайкальского края начиная с 1996 года, то есть на протяжении уже 24 лет, аООО «Импульс» на протяжении 14 лет. Однако участниками торгов данные организации стали только в 2018 и 2019, то есть до указанного периода времени они не нуждались в приобретении нефтепродуктов на Бирже, что ставит под сомнение довод об убыточности деятельности ввиду отключения от торгов.

Кроме того, АО «СПбМТСБ» не является единственной биржей, на организованных торгах которой возможно приобретение нефтепродуктов. Так, с 2013 года ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (ИНН 7801268965) проводит организованные торги товарами в следующих отделах: нефть и нефтепродукты; продукция нефтегазохимического производства; продукция агропромышенного комплекса; газ и газовый конденсат; продукция машиностроительного производства и многие другие.

В свою очередь, основанная 31.01.1991 Биржа «Санкт-Петербург» (АО «Биржа «Санкт-Петербург», ИНН 7801012233) также проводит торги товарами в следующих отделах: нефть и нефтепродукты; сжиженные углеводородные газы и газовый конденсат; драгоценные металлы; лес и лесоматериалы; минеральное сырьё; продукция агропромышленного комплекса и многие другие.

В этой связи у ООО «Петровскнефтепродукт» и ООО «Импульс» также имеются возможности приобретать без посредников нефтепродукты не на торгах, проводимых АО «СПбМТСБ», а в качестве участников торгов на двух указанных биржах, или напрямую у производителей нефтепродуктов, т.е. на внебиржевом рынке.

Доводы истцов о выборочном применении оспариваемых пунктов Правил допуска, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Как указали представители ответчика, после вступления в силу Правил допуска, а именно с января 2020 года Биржа начала работу по выявлению участников торгов, которые не соответствуют новым требованиям Правил допуска, а также непосредственное взаимодействие с участниками торгов с целью их уведомления об этом событии и разъяснения таким участникам торгов необходимости приведения осуществляемой деятельности в соответствие с требованиями Правил допуска.

Так, в феврале 2020 года были направлены следующие запросыучастникам торгов, которые уже имели на тот момент действующий договор об оказании услуг по проведению организованных торгов и в отношении которых было выявлено несоответствие новым требованиям Правил допуска:

- письмо АО «СПбМТСБ» от 03.02.2020 № 175-20 «О предоставлении информации» (прилагается), направленное ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» и ООО «РТ Центр». В отношении указанных участников торгов было выявлено несоответствие пп. 12.1.17 п. 12.1 Правил допуска (единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем участника торгов является физическое лицо, которое одновременно является единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем другого участника торгов). В соответствии с полученным от ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» письмом от 14.02.2020 (прилагается), участниками торгов был сделан выбор относительно продления договора об оказании услуг по проведению организованных торгов в пользу ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ». Соответственно договор об оказании услуг по проведению организованных торгов с ООО «РТ Центр» не был продлен на новый срок;

- письмо АО «СПбМТСБ» от 03.02.2020 № 181-20 «О предоставлении дополнительной информации» (прилагается), направленное ООО «Автогазкомплект-Крым» и ООО «ТЭС-ТЕРМИНАЛ-1». В отношении указанных участников тортов было выявлено несоответствие пп. 12.1.17 п. 12.1 Правил допуска (единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем участника торгов является физическое лицо, которое одновременно является единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем другого участника торгов). В соответствии с письмом ООО «ТЭС-ТЕРМИНАЛ-1» от 04.02.2020 № 19/20-ГО-ТР1 (прилагается) участник торгов выразил свое согласие на расторжение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов в связи с несоответствием его деятельности требованиям Правил допуска;

-письмо АО «СПбМТСБ» от 26.02.2020 № 331-20 «О предоставлении дополнительной информации», направленное ООО «КД-ойл» и ООО «Продукт-инвест». В отношении указанных участников торгов было выявлено несоответствие пп. 12.1.17 п. 12.1 Правил допуска (единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем участника торгов является физическое лицо, которое одновременно является единоличным исполнительным органом или участником (акционером) или учредителем другого участника торгов). В соответствии с письмом ООО «Продукт-инвест» от 27.02.2020 № 2702-001-П (прилагается) участник торгов просил не продлевать договор об оказании услуг по проведению организованных торгов на следующий срок.

В отношении участника торгов ООО «Меркурий» представители Биржи пояснили, что после получения заявителем (ООО «Меркурий») предусмотренных Правилами допуска документов, Биржей в соответствии с пунктом 6. 18 Правил допуска была проведена проверка достоверности, предоставленных документов и сведений. По результатам указанной проверки выявлен ряд нарушений, о которых ООО «Меркурий» было уведомлено Биржей 20.04.2020 электронным письмом (прилагается).

В ответ на замечания Биржи ООО «Меркурий предоставлено письмо от 28.04.2020 № 14 (прилагается), в соответствии с которым ООО «Меркурий» уведомляет Биржу о том, что в течение двух месяцев будет произведена смена одного из учредителей, т.е. будет запущена процедура продажи доли.

Впоследствии, АО «СПбМТСБ» в адрес ООО «Меркурий» и ООО «Нафта трейд» направлено письмо от 28.10.2020 № 159.1-20 «О предоставлении дополнительной информации» (прилагается), согласно которому Биржа запрашивает дополнительную информацию с обоснованием необходимости участия аффилированных лиц на организованных торгах, а также уведомляет участников торгов о том, что решение о возможном отказе в продлении договоров об оказании услуг по проведению организованных торгов, заключенных с ООО «Нафта трейд» и ООО «Меркурий», будет приниматься с учетом предоставленной информации. В ответ на указанноеписьмо Биржа получила от ООО «Меркурий» расписку в получении документов, предоставленных при государственной регистрации от 05.11.2020, а также пояснения (письмо от 06.11.2020 № 45/1, прилагается), согласно которым сделка по продаже доли в настоящий момент находится на регистрации в ИФНС.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о равном и лояльном отношении Биржи ко всем участникам торгов.

В отношении доводов истцов о том, что Биржей были направлены письма не всем участникам торгов в отношении, которых в открытом доступе есть информация об участии одних и тех же лиц в составе учредителей, суд учитывает следующее.

В соответствии с позицией ФНС России, изложенной в Приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц», в письмах от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ (О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности), от 03.08.2016 №ГД-4-14/14126@ (О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности), письмах от 14.11.2017 № 03-12-13/75024 и № 03-12-13/75027, считается, что сведения, предоставленные для государственной регистрации, имеют признаки недостоверности в случаях если:

  - лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;

  - участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

  - адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц.

Размещение вышеуказанной информации в открытом доступе на официальном сайте ФНС России в специальном предназначенном для этого сервисе сайта «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/search.html#) осуществляется ФНС России в соответствии с собственными правилами и критериями. Основанием для принятия решений в соответствии с п.п. 7.1.9, 7.1.10 п. 7.1 и п.п. 12.1.18, 12.1.19 п. 12.1 Правил допуска является размещение соответствующей информации именно с использованием данного сервиса по указанному адресу сайта ФНС России.

Информация об адресах (месте нахождения), указанных в ЕГРЮЛ при регистрации, единоличных исполнительных органах и участниках (учредителях) нескольких юридических лиц, представленная Заявителями в качестве оснований для отказа в допуске к участию в организованных торгах или для прекращения допуска, не подтверждается официальным сайтом ФНС России

Однако сведения, представленные истцами, взяты из различных информационных систем и интернет-ресурсов, данные из которых являются статистической выборкой данных из ЕГРЮЛ, осуществленной владельцами интернет-ресурсов по собственным правилам и критериям, и не является основанием для принятия решений об отказе в допуске или в прекращении допуска в соответствии с Правилами допуска. Правилами допуска прямо предусмотрено, что решения об отказе в предоставлении допуска к участию в организованных торгах, приостановлении или прекращении допуска к участию в организованных торгах принимаются на основании данных официального сайта ФНС России.

Отказывая в удовлетворении иска, суд принимает во внимание следующее.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьями 10, 15 Закона о защите конкуренции запрет на создание дискриминационных условий установлен для хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующе положение, а также для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов  или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в части принятия актов и (или) осуществления действий, создающих дискриминационные условия.

В свою очередь, АО «СПбМТСБ», являясь некредитной финансовой организацией, не относится к органам власти, не является организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг и т.д.

В отличие от критериев доминирования для хозяйствующих субъектов (групп лиц), действующих на товарных рынках, такие критерии для финансовых организаций не имеют четкого выражения в самом Законе о защите конкуренции. В части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Банку России, с учетом ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Банку России, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ранее или в ходе рассмотрения настоящего спора антимонопольным органом не принималось решений об установлении доминирующим положения АО «СПбМТСБ» на рынке финансовых услуг.Более того, согласно представленным истцами доказательствам (письмо СПб УФАС России № 78/26077/20 от 25.08.2020), антимонопольный орган не усмотрел оснований для применения мер антимонопольного реагирования в отношении АО «СПбМТСБ» ввиду отсутствия нарушения Закона о защите конкуренции и отказал в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).

На основании изложенного, суд полагает, что оспариваемые требования Правил допуска являются мерами превентивного характера, не запрещенными законодательством Российской Федерации, которые направлены на исключение или минимизацию возможности совершения участниками торгов правонарушений, связанных не только с манипулированием рынком и неправомерным использованием инсайдерской информации, но и с картельными сговорами или иными ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу и другим недопустимым последствиям.

Также суд учитывает, что вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ, истцами не представлены доказательства не соответствия нормам действующего законодательства  сроков, установленных Биржей пунктами 6.13, 6.18 и 6.19 Правил допуска (утвержденных 05.12.2019) и пунктами 6.12, 6.17 и 6.18 Правил допуска (утвержденных 13.11.2020), а также не доказана правомерность и необходимость изменения сроков, определенных указанными пунктами Правил допуска, в соответствии с предложением истцов. Указания заявителей о том, что данные сроки являются избыточными и Биржа могла бы реализовать свои полномочия в более короткие сроки, ни чем не подтверждены, представляют собой мнение истцов.

Как следует из иска, заявители полагают, что у Биржи отсутствовали основания для одностороннего расторжения договора № 04/1570, заключенного с ООО «Петровскнефтепродукт», поскольку это противоречит нормам гражданского права.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии с пунктом 8 договора № 04/1570 для продления срока его действия не менее чем за 15 рабочих дней до его окончания ООО «Петровскнефтепродукт» должно было в письменном виде уведомить Биржу о своем намерении продлить договор и направить на Биржу документы, предусмотренные Правилами организованных торгов АО «СПбМТСБ» для обязательной периодической идентификации участника торгов. При этом обязательным условием продления договора на каждый следующий год является внесение платы за право участия в организованных торгах в размере, установленном решением уполномоченного органа Биржи, до окончания срока действия договора.

Биржа может отказать ООО «Петровскнефтепродукт» в продлении договора № 04/1570 по основаниям, предусмотренным Правилами организованных торгов для прекращения допуска к участию в организованных торгах на Бирже. Как следует из материалов дела, Биржей принято решение об отказе ООО «Петровскнефтепродукт» в продлении действия договора № 04/1570 по основаниям, предусмотренным Правилами допуска для прекращения допуска к участию в организованных торгах.

При данных обстоятельствах, вопреки мнению истцов, Биржа не расторгала договор с ООО «Петровскнефтепродукт».

Между тем, прекращение договора № 04/1570 в связи с истечением срока его действия исключает возможность восстановления доступа ООО «Петровскнефтепродукт» к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ». Кроме того, такое продление невозможно в силу подпункта 12.1.18 пункта 12.1 Правил допуска.

Обязание АО «СПбМТСБ» продлить договор № 04/1570 на новый срок повлечет нарушение Правил допуска, Закона об организованных торгах, создаст необоснованные преференции в пользу ООО «Петровскнефтепродукт».

При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Черняковская М.С.