ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-95016/15 от 31.05.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 июня 2016 года                                                              Дело № А56-95016/2015

Резолютивная часть решения объявлена мая 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Исаевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевым Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Мется Свирь»

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ленинградской области

о признании недействительными решения от 26.06.2015 №1576 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 26.06.2015 №106 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов в размере 1 605 122 руб. 41 коп.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возмещении обществу НДС в размере 1 605 122 руб. 41 коп.

при участии:

- от заявителя: ФИО1, доверенность от 23.06.2015 б/н;

- от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 11.01.2016 №03-11/2; ФИО3, доверенность от 11.01.2016 №03-11/9; ФИО4, доверенность от 07.09.2015 №03-11/28; ФИО5. доверенность от 11.01.2016 №03-11/10;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мется Свирь» (далее – ООО «Мется Свирь», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Ленинградской области (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 26.06.2015 №1576 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 26.06.2015 №106 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов в размере 1 605 122 руб. 41 коп., обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возмещении обществу НДС в размере 1 605 122 руб. 41 коп.

В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме, а заинтересованное лицо возражало потив удовлетворения заявленных обществом требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд установил следующее:

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО «Мется Свирь» на основе налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2014 года.

По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 06.05.2015 №9147 и вынесены решения от 26.06.2015 № 1576 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), № 106 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которыми обществу отказано в возмещении сумм НДС за 4-й квартал 2014 года в размере 5 115 394 руб.

Общества, полагая, что решения Инспекции являются необоснованными, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Ленинградской области (далее -  Управление). Решением Управления от 23.09.2015 № 16-21-11/11289@ апелляционная жалоба ООО «Мется Свирь» оставлена без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решениями Инспекции и Управления, обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Заявитель в жалобе оспаривает отказ Инспекции в возмещении из бюджета суммы НДС в размере 1 605 122 руб. 41 коп. по транспортно-экспедиционным услугам, оказанным ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт».

ООО «Мется Свирь» в заявлении указывает на представление в ходе проведения камеральной налоговой проверки полного пакета документов, предусмотренного гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для подтверждения   правомерности   применения  налоговых   вычетов  по  НДС  по взаимоотношениям с ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт».

По мнению общества, правомерность применения налоговой ставки по НДС в размере 18 процентов подтверждается условиями договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание, согласно которым перевозка товаров осуществлялась между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации; положениями внешнеторговых контрактов, согласно которым поставка товаров осуществлялась на условиях FCA порт г. Санкт-Петербург. Общество указывает, что пункты отправления и назначения товаров определяются исходя из положений договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание и тех пунктов, между которыми фактически осуществлялось движение грузов на основании данных договоров.

Как указано в заявления общества, оформление международных товарно-транспортных накладных, не свидетельствует об оказании услуг по международной перевозке экспедиторами, поскольку не подтверждает вывоз товаров за границу Российской Федерации.

Общество полагает, что ссылка Инспекции на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 №33) необоснованна, поскольку ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» не являются организаторами международных перевозок грузов.

Общество полагает, что выводы сделаны налоговым органом без учета правовой природы договора на транспортно-экспедиторское обслуживание и фактических отношений, сложившихся между обществом и спорными контрагентами, в обоснование чего приводит следующие доводы:

Договоры на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенные обществом, не являются посредническими.

Целью заключенных договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание является не заключение договоров перевозки в интересах общества, а осуществление самостоятельной деятельности по доставке товара клиента в пункт назначения. В связи с этим, договоры перевозки, которые вправе заключить экспедитор, носят лишь вспомогательный характер для реализации экспедитором своих обязанностей по договору и для общей цели договора экспедиции по организации перевозки груза и его доставки до назначенного пункта. Соответственно, сам факт наличия таких договоров не свидетельствует об отношениях представительского характера во взаимоотношениях с третьими лицами, осуществляющими перевозку грузов.

По мнению общества, позиция финансового ведомства, на которую ссылается налоговый орган в по вопросу порядка составления счетов-фактур экспедиторами, может быть применима только к тем договорам, которые действительно имеют в основном посреднический характер, и структура которых полностью соответствует структуре посреднических договоров (в части порядка определения агентского / комиссионного вознаграждения, наличия поручений от клиента, отчетности экспедитора, отсутствия ответственности за действия третьих лиц).

При этом, как следует из буквального толкования письма №03-07-15/161 от 29.12.2012, Минфин России ссылается именно на право, а не обязанность экспедитора по услугам третьих лиц, приобретаемым от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных организациями, непосредственно оказывающими услуги.

Механизм ценообразования предполагает, что расходы экспедиторов на привлечение третьих лиц не перевыставляются обществу отдельно и включаются в общую стоимость услуг экспедитора.

Согласно п. 3.1 договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание стоимость услуг экспедитора устанавливается сторонами в Протоколах согласования цены на определенный период и включает в себя все расходы по оплате/работ перевозчиков и других третьих лиц, связанных с перевозкой, вознаграждение экспедитора, а также все налоги и сборы, предусмотренные законодательством. Оплата услуг экспедитора производится на основании счета, выставленного по ставкам, согласованным в протоколе согласования цены.

Во всех актах сдачи-приемки выполненных работ, заявках экспедиторам стоимость услуг отражена также, как и в договорах, то есть с отражением единой стоимости услуг экспедитора. При этом в договорах на транспортно-экспедиторское обслуживание со спорными контрагентами не предусматривается обязанности экспедиторов по перевыставлению расходов на привлекаемых перевозчиков и порядка возмещения затрат Обществом, таким образом вся стоимость услуг по смыслу договоров относится на собственные расходы экспедиторов.

У экспедиторов отсутствовала обязанность по предоставлению, а у Общества обязанность по истребованию документов, подтверждающих расходы на перевозку третьими лицами.

Договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание с ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт», ООО «Эмонс Мультитранспорт» также не предусматривают обязанности по предоставлению таких документов Обществу. Согласно п. 3.3 договоров по факту оказания услуг экспедитор предоставляет только Акт сдачи-приемки работ, счет, счет-фактуру, и именно наличие указанных документов является основанием для оплаты счетов экспедитора (п. 3.4.1 договоров).

Договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание не содержат положений о перевыставлении расходов на услуги третьих лиц, в связи с чем у общества отсутствовала необходимость для истребования таких документов в отсутствие сведений о самом факте привлечения сторонних организаций, объеме их услуг, а также с учетом фиксированного тарифа стоимости услуг экспедитора вне зависимости от привлечения третьих лиц.

Из всего вышеизложенного следует, что Общество предоставило все необходимые документы для применения налоговых вычетов, а счета-фактуры оформлены в соответствии с требованиями налогового законодательства, между тем, доводы налогового органа не обоснованы и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Общество полагает, что указанные документы не могут служить подтверждением оказания услуг по международной перевозке вне привязки к фактическим договорным отношениям сторон.

Сам факт такой отметки таможенного органа не может являться основанием для применения нулевой налоговой ставки Экспедитором, поскольку для этого по смыслу положений ст. 165 НК РФ в пакете документов Экспедитора должен присутствовать документ, подтверждающий вывоз товара за пределы РФ. а не прохождение товаром таможенной очистки.

Соответственно, участие Экспедиторов в международной перевозке могло бы быть подтверждено, только если бы на транспортных документах, в которых указан сам Экспедитор, стояла отметка таможенного органа «Товар вывезен». В противном случае Экспедитор не мог бы подтвердить Налоговому органу обоснованность применения нулевой налоговой ставки, что потенциально могло также повлечь за собой претензии проверяющих к оформленным счетам-фактурам, выставленным в адрес Общества по транспортно-экспедиционным услугам.

Действующее законодательство не запрещает оформление CMR и при внутренних перевозках по территории Российской Федерации. Оформление CMR не свидетельствует о международной перевозке

Внутренняя перевозка была оформлена Экспедиторами путем оформления CMR, что дало основание налоговому органу считать, что тем самым Экспедитор участвовал в организации международной перевозки. В частности, по мнению Инспекции, составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки.

Пункты отправления и назначения в CMR-накладных расположены на территории Российской Федерации.

Представленные в материалы дела CMR-накладные не свидетельствуют об участии Экспедиторов в международной перевозке товаров общества, поскольку подтверждают лишь перевозку между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Место доставки товаров общества согласно всем CMR расположено на территории Российской Федерации, что не учтено Инспекцией.

В связи с тем, что Экспедиторы осуществляли перевозку товара внутри российской территории, правила Конвенции к настоящим услугам не подлежат применению.

Договоры с экспедиторами не являются договорами в международном смешанном сообщении.

Для целей признания перевозки, осуществленной в международном смешанном сообщении необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

- Международная перевозка должна быть оформлена договором смешанной перевозки, с пунктами отправления и назначения в разных государствах;

- Перевозка должна осуществляться более чем одним видом транспорта.

По смыслу Женевской Конвенции в случае если груз доставляется разными видами транспорта по отдельным договорам без оформления договора смешанной перевозки, то такую перевозку нельзя признать международной смешанной перевозкой.

Договоры общества, заключенные с Экспедиторами и которые явились предметом исследования налогового органа, касаются исключительно внутренней перевозки грузов, то есть фактически услуги оказывались между двумя пунктами на территории Российской Федерации. Международный элемент в анализируемых отношениях отсутствует.

Экспедиторы общества не были связаны ни с иностранным покупателем товаров, ни с привлеченными им перевозчиками, ответственными за вывоз грузов за пределы территории РФ, что свидетельствует об отсутствии единого договора смешанной перевозки грузов, наличие которого необходимо для признания перевозки, осуществленной в международном смешанном сообщении. Доказательств обратного Инспекцией не приведено.

При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие единого договора смешанной перевозки, в которых были бы указаны и пункты отправления на территории РФ и пункты назначения на территории иностранного государства; отсутствие единого перевозочного документа, отражающего участие Экспедиторов общества в перевозке товаров в пункт назначения за пределами территории РФ, оснований квалифицировать транспортно-экспедиционные услуги, оказанные обществу Экспедиторами, в качестве оказанных на этапе международной перевозки не имеется.

Арбитражный суд не может согласиться с доводами налогоплательщика по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в проверяемом периоде обществом были заключены следующие контракты с иностранными лицами:

«РЕТС Тимбер ОУ ЛТД», учрежденное и действующее согласно законодательству Финляндии, зарегистрированное в г. Хельсинки, Финляндия, заключило контракт от 24.02.2012 № 120/12 на приобретение пиломатериалов у ООО «Свирь Тимбер», учрежденное и действующее согласно законодательству Российской Федерации и зарегистрированное в г. Подпорожье. Согласно дополнительного соглашения № 4 к контракту №120/12 от 24.02.2012 в связи с переименованием «РЕТС Тимбер Оу Лтд» стороной договора № 120/12 от 24.02.2012 стало «Мена Вуд Оу Лтд». Согласно дополнительного соглашения № 1 к контракту № 120/12 от 24.02.2012 в связи с переименованием ООО «Свирь Тимбер» в ООО «Мется Свирь» стороной договора № 120/12 от 24.02.2012 стало ООО «Мется Свирь».

«Метсялиитто Кооператив/Мется Вуд, Кюро Сомил», учрежденное и действующее согласно законодательству Финляндии, зарегистрированное в г. Эспоо, Финляндия, (Финляндия) заключил контракт от 27.02.2012 № 122/12 на приобретение пиломатериалов у ООО «Мется Свирь».

Согласно дополнительному соглашению № 6 от 01.08.2013 к контракту № 122/12 от 27.02.2012 в связи с переименованием «Метсялиитто Кооператив/ Мется Вуд, Кюро Сомил» стороной договора стало «Метсялиитто Кооператив Мется Свирь Сейлз».

Согласно дополнительному соглашения № 1 к контракту № 122/12 от 27.02.2012 в связи с переименованием ООО «Свирь Тимбер» в ООО «Мется Свирь» стороной договора № 122/12 от 27.02.2012 стало ООО «Мется Свирь».

Во исполнение данных контрактов налогоплательщиком были заключены договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозке грузов с ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт», ООО «Эмонс Мультитранспорт».

Согласно договора №Е-1-2014 от 30.04.2014, транспортно-экспедиторская компания ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» ИНН <***> оказывает ООО «Мется Свирь» транспортные и экспедиторские услуги в международном сообщении (пп.1.1 п.1 предмет договора); ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» принимает на себя обязательство по выполнению заявок на оказание международной транспортной перевозки (пп.2.3 п.2 договора: общие положения). Согласно дополнительному соглашению №1 от 08.10.2014 к договору №Е-1-2014 от 30.04.2014 стороны согласовали замену юридической стороны договора, в связи с преобразованием организационно-правовой формы юридического лица исполнителя с ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» в ООО «Эмонс Мультитранспорт», ИНН <***>.

Согласно договору на транспортно-экспедиторское обслуживание №D-6-2014 от 28.02.2014 ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» ИНН <***> выступает экспедитором и выполняет или организовывает выполнение для ООО «Мется Свирь» транспортно-экспедиционных услуг/работ, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации. Согласно дополнительному соглашения № 1 от 08.10.2014 к Договору №D-6-2014 от 28.02.2014 стороны согласовали замену юридической стороны договора, в связи с преобразованием организационно-правовой формы юридического лица исполнителя с ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» в ОООО «Эмонс Мультитранспорт», ИНН <***>

ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» ИНН <***> и Общество с ограниченной ответственностью «Эмонс Мультитранспорт», ИНН <***> оказывают транспортные и экспедиторские услуги в международном сообщении, транспортно-экспедиционных услуг/работ, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом на территории РФ.

Согласно п. 1.1 Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание №D-4-2014 от 28.02.2014 ООО «Делос24» ИНН <***> выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиционных услуг/работ, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом на территории РФ.

В силу пункта 3.1 договора стоимость услуг экспедитора включает в себя все расходы экспедитора по оплате услуг (работ) перевозкой и других третьих лиц, связанных с перевозкой грузов клиента, вознаграждение экспедитора, а также все налоги и сборы, установленные действующим законодательством, Если стороны привлекают к выполнению работ третьих лиц, то стороны несут ответственность за выполнение и иных действий по договору этими лицами за свои собственные (п. 5.5 договора).

Как следует из п. 2.3.13. договора, клиент обязан при сдаче груза к перевозке предоставлять упаковочный лист, а также оформлять товарно-транспортные накладные и передавать  данный  комплект  товаросопроводительных  документов  представителю экспедитора.

Аналогичные условия изложены в договорах, заключенных между ООО «Мется Свирь» и ООО «Компания Рикон».

Организации-перевозчики ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт»,000 «Эмонс Мультитранспорт» оказывали для ООО «Мется Свирь» услуги по перевозке экспортируемого груза (готовой продукции-лесоматериалы) на территории РФ по маршруту п. Важины - Санкт-Петербург с привлечением третьих лиц (транспортных компаний, индивидуальных предпринимателей - перевозчиков), пункт погрузки - <...>, пункт разгрузки находится в г. Санкт-Петербурге (морской порт), пункт получения груза расположен за пределами территории Российской Федерации (Саудовская Аравия, Израиль, Китай, Япония).

В отношении экспортных операций по поставке пиломатериалов перевозчиками-экспедиторами по договорам транспортной экспедиции осуществлялись разные услуги, в том числе доставка контейнера, таможенное оформление груза, внутрипортовое экспедирование грузов, погрузо-разгрузочные услуги, транспортные услуги, организационные услуги.

Согласно протоколу допроса генерального директора ФИО6, маршрут транспортировки груза следующий: компания перевозчик забирает пустой контейнер с назначенного терминала в Санкт-Петербурге, доставляет его на территорию завода ООО «Мется Свирь», где производится погрузка контейнера и таможенное оформление. После погрузки контейнер возвращается в порт для дальнейшей погрузки на судно.

Перевозчики получали порожние контейнеры из терминала в г. Санкт-Петербурге, доставляли их на склад общества ,где обществом производилась загрузка этих контейнеров пиломатериалами. Адрес загрузки: д. Лаптевщина, Подпорожский район, Ленинградская область, завод «Мется Свирь». После погрузки груз следовал в г. Подпорожье Ленинградской области для таможенного оформления в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Затем груз следует в морской порт Санкт-Петербург со съёмом в порту, проходит разгрузку на склад временного хранения, при этом договором предусмотрено внутрипортовое экспедирование грузов. Затем идет погрузка на морское судно, и далее груз следует до порта выгрузки, указанного в контрактах, расположенного за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза экспорт- таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначены для постоянного нахождения за ее пределами.

В соответствии с первичными документами: ГТД, CMR, инвойсы, коносаменты, поручения на погрузку судна, акты о выполнении услуг, счета-фактуры, экспедиторы: ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» в 4-м квартале 2014 года оказали транспортно-экспедиционные услуги в отношении товара, перевозимого за пределы территории Российской Федерации в непрямом международном сообщении, конечным пунктом перевозки которого является пункт, находящийся за пределами территории Российской Федерации и помещенного под таможенный режим экспорта.

Налоговый орган, исследовав в ходе проверки доказательства, в том числе договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозке грузов, дополнительные соглашения, CMR, декларации, заявки, поручения, акты выполненных работ, установил, что порт Санкт-Петербург является промежуточным пунктом следования экспортных товаров при их международной перевозке с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. В декларациях на товары стоит штамп Санкт-Петербургской таможни «выпуск разрешен» и штамп Балтийской таможни «товар вывезен полностью», что свидетельствует о том, что груз вывезен за пределы территории РФ.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что Контрагентам налогоплательщика (ООО «ДЕЛОС 24», ООО «Компания Рикон», ООО «Компания Рикон»,ЗАО «Эмонс Мультитранспорт», ООО «Эмонс Мультитранспорт») было известно о непосредственной связи, оказываемой услуги с товаром, вывозимым в таможенном режиме экспорта. На всех CMR стояли штампы Санкт-Петербургской таможни « Выпуск разрешен», в графе отправитель ООО Мется Свирь, в графе получатель: страна, расположенная за пределами Российской Федерации (согласно приложений к международным договорам) был проставлен штамп экспедитора-перевозчика, а именно: ООО «ДЕЛОС 24», ООО «Компания Рикон», ООО «Эмонс Мультитранспорт», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт».

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женева 19 мая 1956 года, составление «СМРѵ»-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.

Услуги, выполненные контрагентами, являлись необходимым условием реализации товаров на экспорт.

Факт нахождения товаров, в отношении которых оказаны спорные услуги, в режиме международной перевозки (пункт их направления располагался за пределами Российской Федерации) заявителем не оспаривается.

В соответствии с п. п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях указанной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения данной статьи распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Согласно п. 3.1.3 национального стандарта ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 №148-ст (далее по тексту - ГОСТ), услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора.

Таким образом, услуги экспедитора по доставке груза общества с его склада до станции автомобильным транспортом в соответствии с ГОСТом относятся к такому виду транспортно-экспедиционных услуг, как завоз-вывоз грузов.

Как следует из материалов дела, в 4-м квартале 2014 году экспедиторы ООО «Делос24», ООО «Компания Рикон», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт», ООО«Эмонс Мультитранспорт» в соответствии с поручениями ООО "Мется Свирь" осуществляли доставку груза от завода-изготовителя ООО «Мется Свирь» до порта Санкт-Петербург.

Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 п. п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0% по НДС при оказании транспортно экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик -экспедитор в данном случае не обязан производить или организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с перевозимым за пределы РФ товаром.

Налоговая ставка по НДС 0% применяется при оказании непосредственно услуги по международной перевозке и при оказании ТЭУ на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случае основанием для оказания указанных услуг являются отдельные договоры-перевозки и транспортной экспедиции.

Согласно положениям абзацев первого, второго и пятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении:

- услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Российской Федерации;

- транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен абзацем пятым данного подпункта, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации указанной международной перевозки товаров.

В случае оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, вывозимых из Российской Федерации и не предусмотренных вышеуказанными абзацами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом  международной   перевозки,   вне   зависимости   от  того,   выступает  ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Представленный ООО «Мется Свирь» в Инспекцию комплект документов, подтверждает, что оказанные  ООО «Делос24», ЗАО «Эмонс Мультитранспорт», ООО «Эмос Мультитранспорт» транспортно-экспедиторские услуги неразрывно и непосредственно связаны с процессом транспортировки грузов, ее организацией, без выполнения которых международная перевозка грузов не возможна.

Кроме того, в ходе камеральной налоговой проверки обществом были представлены наряду с коносаментами, в которых грузоотправителем значатся иностранные компании, также коносаменты, согласно которым ООО «Мется Свирь»- грузоотправитель, получатели груза - иностранные компании, пункты назначения груза расположены за пределами Российской Федерации. При этом перевозка морским транспортом осуществляется в отношении того же груза, который перевозился до порта Санкт-Петербург спорными контрагентами Общества.

ЗАО «Эмонс Мультитранспорт» оказывало также внутрипортовое экспедирование груза, оформляло поручения на отгрузку экспортных грузов, в которых указано в качестве грузоотправителя- ООО «Мется Свирь», грузополучателя - иностранные компании, порт выгрузки - порт на территории иностранного государства, наименование морского судна, номер рейса, указаны наименования операторов (поручений содержат штамп таможенных органов «погрузка разрешена»).

Следовательно, Инспекция по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 4-й квартал 2014 года обоснованно сделала вывод о неправомерном предъявлении ООО «Мется Свирь» сумм НДС к вычету по взаимоотношениям с ООО» Делос24»,000 « Компания Рикон», ООО «Эмонс Мультитранспорт», ЗАО ««Эмонс Мультитранспорт» и вынесла решения от 26.06.2015 № 1576 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 26.06.2015 № 106 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому заявителю отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 5 115 394 рублей; 21.04.2015 № 78 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, согласно которому Заявителю решено возместить из бюджета НДС в сумме 88 885 860 руб..

Требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Мется Свирь» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Исаева И.А.