ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-95170/2021 от 20.01.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 января 2022 года                                                            Дело № А56-95170/2021

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года .

Полный текст решения изготовлен января 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика Печоры»

заинтересованное лицо Северо-Западная оперативная таможня

Псковская таможня 

об оспаривании,

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 13.01.2021)

                                                 ФИО2 (по доверенности от 01.10.2021)

                                                 ФИО3 (по доверенности от 29.01.2021)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика Печоры» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной оперативной таможни № 10228000-336/2021.

Определением суда от 05.11.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Определением от 28.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам судопроизводства.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Таможенный орган возражал против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика Печоры» на Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10228010/091120/0061485 для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» на 1 товар: «1-шихта полевошпатовая марки пшс-3, ту у 08.1-36009598-001:2020...». Фирма изготовителя: ООО «Майдан-Вильский карьер». Товарный знак, место происхождения, патент: Отсутствует. Марка: ПШС-3. Модель: Отсутствует. Артикул: Отсутствует. Количество: 69380 кг. Таможенная стоимость - 159199.87 рублей. Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: 2529100000, вес брутто/нетто (кг): 69518/69380, страна происхождения товара: Украина.

Фактически товар поступил на таможенный пост ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни по следующим транспортным и коммерческим документам: международная железнодорожная накладная по форме СМГС № 33753617 от 26.10.2020, транзитная декларация № 10102150/311020/0002524, инвойс № 430 от 26.10.2020, на основании контракта № 061020 от 06.10.2020.

Согласно условиям контракта от 06.10.2020 № 061020, заключенного с фирмой-изготовителем ООО «Майдан-Вильский карьер» (Украина) с ООО «Евро-Керамика Печоры» (Россия), поставка товара по ДТ № 10228010/091120/0061485 осуществлялась на условиях поставки DAP - Зерново-эксп. (Украина) -Суземка-эксп. (Россия),

В рамках вышеуказанного контракта указаны условия поставки DAP -ст. перехода Зерново-эксп. (Украина) - Суземка-эксп. (Россия). В экспортной декларации страны отправления № UA204150/2020/004596 указаны условия поставки DAPUA ст. Зерново эксп. (Украина).

В ходе проведения проверки документов и сведений отделом контроля таможенной стоимости Северо-Западной электронной таможни установлено, что в графе 29 ДТ № 10228010/091120/0061485 в качестве органа въезда на территорию РФ указал код таможенного органа месту прибытия «10102150» Фокинский Брянской таможни, товар от станции Зерново (Украина) - Суземка (Россия) фактически прибыл на Железнодорожный пункт пропуска Брянск-Льговский (далее - т/п ЖДПП Брянск-Льговский) Брянской таможни. Вместе с тем, в заявленную таможенную стоимость товара ООО «Евро-Керамика Печоры» транспортные расходы от государственной границы РФ до места прибытия т/п ЖДПП Брянск-Льговский не включило.

В графе 17 ДТС к ДТ № 10228010/091120/0061485 указаны расходы до станции «Суземка» в размере 3276,79 рублей.

С целью установления железнодорожного тарифа на перевозку грузов, выполняемых по инфраструктуре железнодорожного транспорта в адрес ОАО «РЖД» был направлен запрос от 24.06.2021 исх. № 17-10/09805.

Согласно представленным ОАО «РЖД» письмам от 26.11.2020 № ИСХ-31157/ЦФТО, от 13.07.2021 №ТЦФТО-03/136 при расчете провозной платы по маршруту «Зерново-эксп.» (Украина) - «Печоры-Псковские» (ж/д накладная № 33753617) расстояние определяется, в том числе, от Госграницы РФ до станции назначения (в рассматриваемом случае) Печоры-Псковские Октябрьской железной дороги и включает в себя участок от Госграницы РФ до станции Суземка-Эксп. Московской железной дороги, общее рассмотрения составляет 1282 км, провозная плата составляет 26 268.00 рублей.

Согласно представленному Брянской таможней письму исх. от 20.11.2020 № 10-15/02498, таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемых в грузовом железнодорожном транспорте, проводятся на станции Брянск-Льговский. ЖДПП Суземка расположен в 10 км от государственной границы Российской Федерации, т/п ЖДПП Брянск-Льговский - в 122 км.

По результатам проведенного анализа выявлено, что в заявленную таможенную стоимость не были включены транспортные расходы, понесенные на таможенной территории Союза при перемещении товаров железнодорожным транспортом от государственной границы РФ до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза т/п ЖДПП Брянск-Льговский по ДТ № 10228010/091120/0061485 в размере 2499.76 руб. (26268 руб./1282 км) х 122 км).

Заявление декларантом при таможенном декларировании товара недостоверных сведений о таможенной стоимости товара (транспортные расходы, понесенные на таможенной территории) повлекло занижение таможенной стоимости и подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 649.94 рублей.

24.03.2021 Северо-Западной электронной таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по рассматриваемой ДТ. 20.07.2021 по данному решению приняты дополнения.

14.07.2021 уполномоченным должностным лицом Северо-Западной электронной таможни составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Евро-Керамика Печоры» по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ по делу об АП№ 10228000-336/2021.

21.09.2021 начальником Северо-Западной электронной таможни вынесено постановление по делу об АП № 10228000-336/2021 в отношении ООО «Евро-Керамика Печоры» по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 649,94 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением таможни, Общество обратилось в Арбитражный суд.

Изучив позиции сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов, места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.

Таким образом, местом прибытия товаров на таможенную территорию является место нахождения таможенного органа в пункте пропуска через государственную (таможенную) границу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 2451-р «Об установлении железнодорожных временных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», в том числе в действующей редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 578-р «О закрытии временного пассажирского железнодорожного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации», установлен Перечень железнодорожных временных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, включающий «Брянск-Льговский, Брянская область, грузовой, временный, многосторонний».

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Акты Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Действие актов Правительства РФ распространяется на всех участников правовых отношений и предназначен для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами, в конкретном случае установлен Перечень железнодорожных временных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, включающий «Брянск-Льговский, Брянская область грузовой, многосторонний на период обустройства пункта пропуска Суземка, ввиду низкой пропускной способностью станции, в соответствии с распоряжением Правительства РФ 30.12.2011 № 2451-р (ред. от 29.03.2019) «Об установлении железнодорожных временных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, указанных в статье 10 ТК ЕАЭС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), во время работы таможенных органов.

Согласно пункту 1 статьи 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС.

Таким образом, таможенное законодательства связывает понятие «места прибытия» с местом таможенного декларирования ввезенного товара.

Согласно пункту 4 статьи 10 ТК ЕАЭС информация о местах прибытия и местах убытия направляется таможенными органами в Евразийскую экономическую комиссию для формирования общих перечней мест прибытия и мест убытия и их размещения на официальном сайте ЕАЭС в сети интернет. Актуальный перечень мест прибытия размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org.

На официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org размещен на территорию Евразийского экономического союза и мест убытия с территории Евразийского экономического союза, согласно которому все перечисленные места прибытия (убытия) товаров привязаны к конкретному таможенному посту. Так, станция «Суземка» (п. 142 Перечня) относится к Володарскому таможенному посту, код поста 10102010, станция «Брянск-Льговский» (п. 103 Перечня) - Фокинский таможенный пост, код поста - 10102150.

Таким образом, Перечень мест прибытия товаров, размещенный на сайте Евразийской экономической комиссии, еще раз подтверждает обоснованность позиции таможенного органа о неразрывной связи понятий «места прибытия» и «места таможенного декларирования» ввезенного товара.

В данном случае местом прибытия товара на территорию ЕАЭС является станция «Брянск-Льговский», расположенная в зоне деятельности Фокинского таможенного поста, код поста - 10102150.

Станция «Суземка» является пограничным пунктом пропуска, а местом прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС является железнодорожный пункт пропуска Брянск-Льговский, определенный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2017 № 2665-р «О перечне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 29 декларации указывается код таможенного органа, через который товары прибыли на таможенную территорию в соответствии с классификаторами таможенных органов.

В декларации на товары в графе 29 «Орган въезда» Обществом указан код таможенного органа места прибытия 10102150, соответствующий Фокинскому таможенному посту Брянской таможни, что соответствует месту прибытия -станция Брянск-Льговский. Таким образом, местом прибытия товаров на таможенную территорию Союза является именно станция «Брянск-Льговский».

Исходя из вышеприведенных норм права, в структуру таможенной стоимости товаров должны быть включены все расходы по транспортировке товаров по территории ЕАЭС от фактического места пересечения государственной (таможенной) границы (станции пограничного перехода) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС в железнодорожный пункт пропуска.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе:

-расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза;

-расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза;

-расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС. Таким образом, станция «Брянск-Льговский» является местом прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, то есть в таможенную стоимость ввезенного товара должны быть включены расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия.

Согласно представленному Брянской таможней письму исх. от 25.11.2020 № 13-13/37065 железнодорожная станция Зерново-эксп. - Суземка - эксп. таможенный контроль в отношении грузовых составов через государственную границу РФ не осуществляется в связи с низкой пропускной способностью станции Суземка и отсутствием необходимых условий для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В связи с чем, таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемые в грузовой железнодорожном транспорте в рассматриваемом направлении проводятся на станции Брянск-Льговский, в том числе уполномоченная на открытие процедуры таможенного транзита.

По результатам проведенного анализа документов и сведений выявлено, что Общество заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товара (не включены транспортные расходы до места прибытия на территорию ЕАЭС), что повлекло занижение таможенной стоимости и подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, были обнаружены достаточные данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, в рассматриваемом случае, Обществом не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Однако декларантом не предприняты все возможные меры по предоставлению таможенному органу достоверных сведений о стоимости товара. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом, предусмотренных законом обязанностей, в процессе административного расследования не установлено.

Общество имело реальную возможность выполнить установленные таможенным законодательством ЕАЭС обязанности, но не предприняло соответствующих мер, что позволяет сделать вывод о его виновности в совершении административного правонарушения.

С учетом изложенного, Обществом правомерно привлечено Псковской таможней к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, вина общества в совершении данного административного правонарушения материалами дела доказана, административное наказание назначено с учетом обстоятельств совершенного правонарушения. Оснований для отмены постановления Северо-Западной электронной таможни от 21.09.2021 по делу об АП № 10228000-336/2021 не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                             Устинкина О.Е.