ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-95281/20 от 24.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 марта 2021 года                                                              Дело № А56-95281/2020

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Корчагиной Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бамбалаевой Б.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление»
ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

третье лицо: 1. Министерство обороны Российской Федерации; 2. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,

при участии

от истца: ФИО1, по доверенности от 10.03.2021; ФИО2, по доверенности от 22.03.2021

от ответчика: не явились, извещены

от третьего лица: 1. ФИО3, по доверенности от 13.11.2020

установил:

Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 08.06.2020г. № 50/066/005/2019-9311 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м., обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м. в установленном законом порядке и сроки.

В судебном заседании исковые требования были уточнены, акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 08.06.2020г. № 50/066/005/2019-9311 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м., обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м. в установленном законом порядке и сроки, так как заявителем были поданы документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в территориальный отдел № 17 филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в порядке взаимодействия при предоставлении государственных услуг Росреестра по экстерриториальному принципу, решение об отказе в государственной регистрации принималось Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.

Представитель истца поддержал заявленные уточненные требования, приобщил письменные пояснения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

3-е лицо в судебное заседание не явились, представлен отзыв.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

24.12.2019 АО «РЭУ» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением № 50/066/005/2019-9311 по вопросу предоставления государственной услуги «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении объекта недвижимости: Земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м. (далее по тексту Земельный участок).

21.09.2020 в адрес АО «РЭУ» поступило Уведомление от 08.06.2020, согласно которому, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приняло решение № 50/066/005/2019-9311 об отказе в государственной регистрации со ссылкой на непредставление Заявителем документов, свидетельствующих о переходе права собственности на Земельный участок.

Посчитав решение №50/066/005/2019-9311 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пункт 2 Постановления к имуществу, являющемуся федеральной собственностью, относит имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике применения п. 2 приложения № 1 к Постановлению, имущество Вооруженных Сил РФ вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 15807/09, Определение ВАС РФ от 14 февраля 2012 г. № ВАС-863/12, Определение ВАС РФ от 27 июня 2012 г. № ВАС-4912/12).

Поскольку спорное имущество относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, то в силу действия Постановления, оно является федеральной собственностью-собственностью Российской Федерации (ст. 214 ГК РФ). Таким образом, правовым основанием возникновения права собственности Российской Федерации является постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 г., которое введено в действие до вступления в силу Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 г. № 1123-р «О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации» создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации» (далее-ФГУП «РЭУ МО РФ»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 № 543-р был утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, согласно которому ФГУП «РЭУ МО РФ» вошло в состав государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации (п. 17.396).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 875 ФГУП «РЭУ МО РФ» реорганизовано путем преобразования в ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление».

Реализация мероприятий по преобразованию государственных унитарных предприятие п.п. 3-4 распоряжения возложены на Министерство обороны Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Реализуя возложенные полномочия по распоряжению государственным имуществом, предусмотренные п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и пп. ж), з), п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России издан приказ от 25.05.2009 г. № 470 «Об условиях приватизации ФГУП «РЭУ МО РФ», которым утвержден перечень имущества, подлежащего приватизации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2009 г. № 470 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации» был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», которое включено в Передаточный Акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», в том числе - объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 1.2. Устава ОАО «РЭУ» на дату преобразования ФГУП «РЭУ МО РФ» в ОАО «РЭУ» единственным учредителем (акционером) общества являлась Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя и акционера ОАО «РЭУ» осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» осуществляет Министерство обороны РФ.

Таким образом, собственником имущества - Российской Федерацией реализовано право на приватизацию федерального имущества посредством его передачи в уставной капитал хозяйственного обществ - ОАО «РЭУ» и приобретения акций этого общества в федеральную собственность.

Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации № 470 от 25.05.2009 г. утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, которое как указывалось выше предано АО «РЭУ» по акту приема-передачи, включая спорное имущество.

Частью 1 ст. 37 Закона о приватизации установлено, что хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав» акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Следовательно, акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В силу указанных обстоятельств право собственности на объект недвижимости: расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский р-он, у ст. Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м. возникло у АО «РЭУ» в результате приватизации государственного унитарного предприятия.

Таким образом, правовым основанием возникновения права собственности Российской Федерации на имущество вооруженных сил Российской Федерации вне зависимости, на чьем балансе оно находится, служит Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», что исключает необходимость регистрации такого права.

Для регистрации права собственности на имущество юридического лица, образованного в результате приватизации, достаточно установить факт регистрации вновь созданного в результате приватизации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и включении регистрируемого имущества в передаточный акт при приватизации.

Следовательно, документами, устанавливающими переход права на недвижимое имущество, в настоящем случае являются свидетельство о государственной регистрации ОАО «РЭУ» в едином государственном реестре юридических лиц и передаточный акт.

Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих право собственности на регистрируемый объект у правопредшественника, либо иных актов, закрепляющих такое имущество за ним на каком-либо ином праве, закон не предусматривает.

Так как в передаточном акте отражена передача в собственность имущественного комплекса – объекта недвижимости, расположенного по адресу <...> и земельного участка площадью 1,39 га для хозяйственного ведения, необходимо учитывать, что право собственности на нежилое здание столярной мастерской площадью 378,8 кв м, расположенное по адресу <...>, кадастровый номер 47:29:0105002:233, зарегистрировано за АО «РЭУ» на праве собственности, в ЕГРН внесена запись от 14.07.2016 года № 47-47/023/47/023/003/2016-9811-2;

Земельный участок под зданием столярной мастерской площадью 378,8 кв м, расположенным по адресу <...>, кадастровый номер 47:29:0105002:233, был образован в результате раздела земельного участка кадастровый номер 47:29:0000000:10575 площадью 162238692 кв м, расположенного по адресу Ленинградская область, Лужский район, у ст.Струги, являющегося собственностью Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 04.04.2019 № 1084 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» был образован земельный участок площадью 9399 кв м, расположенный по адресу Ленинградская область, Лужский район, у ст. Струги с целью дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого отказа, приказ Министра обороны Российской Федерации № 470 от 25.05.2009 года, которым утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, и передаточный акт не отменены, не оспорены.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на Ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.

Государственная пошлина по настоящему делу в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ (абзац 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 08.06.2020 года № 50/066/005/2019-9311 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, у станции Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, у станции Струги, с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв. м. в установленном законом порядке и сроки.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в федеральный бюджет госпошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Корчагина Н.И.