Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 января 2021 года Дело № А56-95644/2020
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Истец: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: акционерное общество «Невская Косметика»
о взыскании экологического сбора за 2017 год в размере 224 050,40 руб.
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 19.10.2020)
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 11.01.2021)
установил:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с акционерного общества «Невская Косметика» (далее – АО «Невская Косметика», Общество) экологического сбора за 2017 год в размере 224 050,40 руб.
Определением суда от 03.11.2020 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования, представитель Общества возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
АО «Невская косметика» представило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2017 год, отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год, форму расчета суммы экологического сбора за 2017 год.
На основании пункта 15 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (далее – Правила № 1073) Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.
Управлением установлено, что в отчетности о выполнении нормативов утилизации Обществом заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию, в связи с чем, в адрес Общества направлен запрос от 19.06.2018 № 284-ЗПД о предоставлении договоров и акта (актов) утилизации отходов.
В ответ на данный запрос Общество направило в Управление письмом исх.№ 06-08/709 от 27.06.2018 договор № 15-55/МП от 23.04.2018, заключенный между ООО «ЮВИ СПБ» и АО «Невская косметика» на продажу макулатуры, и акт от 10.01.2018, составленный АО «Невская косметика», ЛООО «ЮВИ СПБ» и АО «Каменская БКФ».
Управление пришло к выводу, что данные документы не подтверждают факт утилизации отходов в количестве 94 218 тонн, как указанно в расчете суммы экологического сбора Общества по группе № 10 - ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона от использования товаров.
По результатам проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, Управлением составлен акт от 01.10.2018 № АЭС-284, согласно которому декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2017 год представлена в установленный срок; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, за 2017 год представлена в установленный срок; расчет суммы экологического сбора за 2017 год не представлен в установленный срок (16.04.2018); сумма экологического сбора внесена в срок в размере 776 606,20 руб.; выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления.
Управлением произведён перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора составляет 1 000 656,60 руб.
На основании акта от 01.10.2018 Обществу выставлено требование по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - Требование), в соответствии с которым в срок 10 рабочих дней со дня получения Требования Обществу надлежит устранить выявленные ошибки, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора и направления скорректированной документации в адрес Управления, погасить задолженность по экологическому сбору в размере 224 050,40 руб.
Поскольку Требование не исполнено Обществом, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, определены положения в сфере регулирования в области обращения с отходами от использования товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Пунктом 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ установлено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).
Согласно пункту 7 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.
Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона 89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 Правил № 1073 взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе (пункт 4 Правил № 1073).
Согласно пункту 10 Правил N 1073 для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: копии платежных документов об уплате экологического сбора; документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
На основании пункта 25 Правил № 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.
В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что по результатам рассмотрения представленного Обществом комплекта документов, Управлением сделан вывод о не подтверждении ООО «Невская косметика» факта утилизации отходов в количестве 94 218 тонн, в связи с чем, в адрес Общества направлено требование об устранении выявленных ошибок и погашении задолженности по экологическому сбору в размере 224 050, 40 рублей.
Возражая против удовлетворения заявления Управления, Общество указало, что в соответствии со статьей 24.2 Закона № 89-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, в целях выполнения норматива утилизации, производители могли передавать отходы по договору не только с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют утилизацию отходов, но и с юридическим лицом /индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют другие перечисленные в части 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ виды деятельности, в том числе по сбору, транспортированию и обработке отходов.
При этом, результатом процесса утилизации отходов может быть не только выпуск готовых товаров (продукции), но и получение вторичного сырья, материала, пригодного для использования в целях их производства, которое также являясь товаром, участвует в хозяйственном обороте. Именно такое сырье, как указывает Общество, было получено ООО «ЮВИ СПБ» из отходов, переданных ему Ответчиком на основании договора № 15-55/МП от 23.03.2015 по акту от 10.01.2018.
Кроме того, Общество указало на недоказанность заявленных Управлением требований, так как Росприроднадзором не представлены в материалы дела сведения о произведенной в процессе утилизации товарной продукции и о примененных технологиях.
Отклоняя указанные доводы, суд отмечает, что Управление не оспаривало право Общество на передачу отходы по договору не только с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем которые осуществляют утилизацию отходов, но и с юридическим лицом /индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют другие перечисленные в части 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ виды деятельности, а также то обстоятельство, что результатом процесса утилизации отходов может быть не только выпуск готовых товаров (продукции), но и получение вторичного сырья, материала, пригодного для использования в целях их производства.
В данном случае, Управление установило, что представленные Обществом документы не подтверждают факт утилизации, поскольку не содержат информации об утилизации отходов в принципе.
Представленный Обществом в Управление договор № 15-55/МП от 23.03.2015 заключен на оказание услуг по поставке товара, а не на утилизацию товаров.
По условиям указанного договора АО «Невская косметика» (поставщик) обязуется передать ООО «ЮВИ СПБ» (покупатель) макулатуру в сроки, предусмотренные настоящим договором, а покупатель обязуется оплатить товар.
Информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых АО «Невская косметика» в договоре отсутствует, содержание договора свидетельствует о заключении договора поставки.Таким образом, договор № 15-55/МП от 23.03.2015 не может свидетельствовать об утилизации отходов, произведенных АО «Невская косметика».
В соответствии с актом от 10.01.2018 ООО «ЮВИ СПб» в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по договору № 15-55/МП от 23.03.2015 осуществило прием отходов на обработку в количестве 94 128 кг.
В пункте 2 акта от 10.01.2018 указано, что после обработки из отходов получено вторичное сырье (макулатура марки 5Б2 согласно ТУ) в количестве 94 218 кг, которое передано АО «Каменское БКФ» по договору поставки макулатуры № 44/14 м от 12.11.2014 для производства бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев.
В соответствии абзацем 19 статьи 1 Закона № 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации. Понятие утилизации раскрыто в абзаце 7 этой же статьи, согласно которой утилизация – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Таким образом, утилизация и обработка отходов это разные понятия, между тем акта от 10.01.2018 подтверждает факт именно обработки отходов, а не утилизации.
Кроме того, суд учитывает, что акт об утилизации отходов должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).
При этом, доказательства того, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация), Обществом ни Управлению, ни в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд признает правомерными выводы Управления о том, что Общество не подтвердило выполнение норматива по утилизации соответствующих товаров за 2017 год, поскольку представленные документы не подтверждают факт совершения указанных действий
При таких обстоятельствах, Управлением правомерно произведён перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора за 2017 год подлежащая уплате Обществом составляет 1 000 656,60 руб.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ООО «Невская косметика» сумма экологического сбора внесена в размере 776 606,20 руб., требования Управления о погашении задолженности по экологическому сбору в размере 224 050, 40 руб. являются обоснованными.
Доводы Общества о несоблюдении Управлением шестимесячного срока обращения в суд с рассматриваемым требованием со ссылкой на пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняются судом, поскольку экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ, относится к неналоговым доходам федерального бюджета, в связи с чем основания для применения положений Налогового кодекса Российской Федерации к указанным правоотношения отсутствуют.
Поскольку Законом N 89-ФЗ не установлен специальный срок на обращение в суд с настоящим требованием, на указанные правоотношения подлежит распространению общий срок исковой давности (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 по делу № А52-3310/2015).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с акционерного общества «Невская Косметика» в пользу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования экологический сбор за 2017 год в размере 224 050,40 руб.
Взыскать с акционерного общества «Невская Косметика» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.