Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 июля 2019 года Дело № А56-9584/2019
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Дунайский 51/2» (192288, Санкт-Петербург, пр-кт. Дунайский, д. 51, к. 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, ИНН <***>; 195112, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Малоохтинский, д. 68, лит. А)
о признании недействительным предписания от 23.10.2018 № 10/14484-р
в заседании суда приняли участие:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.12.2018,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2019, ФИО3 по доверенности от 10.01.2019,
установил:
Товарищество собственников жилья «Дунайский 51/2» (далее – Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 23.10.2018 № 10/14484-р.
Определением суда от 28.03.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Товарищества в судебном заседании заявленные требования поддержал, представители Инспекции возражали, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Товарищества по требованию прокуратуры Санкт-Петербурга проведена внеплановая документарная проверка (распоряжение от 21.09.2018 № 10/14484-р) на предмет законности и легитимности проведенных в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский проспект, дом 51, корпус 2, общих собраний собственников помещений и членов ТСЖ, оформленных протоколами от 19.04.2018.
По результатам проверки Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), выразившиеся в следующем:
в нарушении части 3 статьи 45 ЖК РФ при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский проспект, дом 51, корпус 2, оформленного протоколом от 19.04.2018, решения по повестке дня собрания были приняты собственниками, обладающими 41,03% голосов (10881,7 кв.м.) от общего числа голосов (26522,20 кв.м.), следовательно, кворум на собрании отсутствовал, собрание в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ было неправомочным принимать решения по повестке дня;
в нарушении части 3 статьи 146 ЖК РФ при проведении общего собрания общего собрания членов ТСЖ «Дунайский 51/2», оформленного протоколом от 19.04.2018, решения по повестке дня собрания были приняты членами товарищества, обладающими 45,84% голосов (6213,48 кв.м.) от общего числа голосов (13555,07 кв.м.), следовательно, кворум на собрании отсутствовал, собрание в соответствии с частью 3 статьи 146 ЖК РФ было неправомочным принимать решения по повестке дня.
Об устранении выявленных нарушений Инспекцией в адрес ТСЖ выдано оспариваемое предписание № 10/14484-р от 23.10.2018 со сроком исполнения до 23.04.2019.
Общество оспорило предписание Инспекции в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован статьями 45-48 ЖК РФ.
В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в том числе в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 48 названного Кодекса количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В результате исследования документов, представленных ТСЖ (протокол от 19.04.2018 №1/2018, копий решений голосования собственников помещений), и документов, имеющихся в распоряжении Инспекции (выписок из Росреестра о собственниках помещений, технический паспорт данного многоквартирного дома) установлено, что площадь жилых и нежилых помещений, подсчитываемая в голосовании, составляет 26522,20 кв.м., при сопоставлении данных из решений голосования собственников помещений с данными из выписок из Росреестра усматривается, что в указанном общем собрании приняли участие собственники, обладающие 41,03% голосов (10881,7 кв.м.) от общего числа голосов (26522,20 кв.м.).
Принимая во внимание, что в собрании участвовали собственники, обладающие 41,03% голосов от общего числа голосов собственников, то указанное собрание является неправомочным.
Согласно части 3 статьи 146 ЖК РФ общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Согласно реестру членов ТСЖ общее число голосов членов ТСЖ составляет 13555,07 кв.м., следовательно, для наличия кворума в собрании должны принять участие собственники, обладающие помещениями общей площадью (количеством голосов) более 6777,54 кв.м.
В результате исследования документов, представленных ТСЖ (протокол от 19.04.2018 №01ч/2018, копий решений голосования членов ТСЖ), документов, имеющихся в распоряжении Инспекции (выписок из Росреестра о собственниках помещений, технический паспорт данного многоквартирного дома) и сопоставлении данных из решений голосования членов ТСЖ с данными из выписок из Росреестра установлено, что в общем собрании членов ТСЖ приняли участие члены ТСЖ, обладающие 45,84% голосов (6213,48 кв.м.) от общего числа голосов членов ТСЖ (13555,07 кв.м.).
Принимая во внимание, что в собрании участвовали члены ТСЖ, обладающие 45,84% голосов от общего числа голосов членов ТСЖ, то указанное собрание является неправомочным.
Учитывая, что при организации и проведения собраний собственников помещений, оформленных протоколами от 19.04.2018, допущены нарушения положений статей 45, 146 ЖК РФ, которые являются существенными, то оспариваемое предписание выдано ТСЖ в соответствии с действующим законодательством.
Довод о необходимости подсчета голосов собственников, от имени которых голосовали их представители по доверенности, заверенной председателем ТСЖ, является не состоятельным.
Принимая во внимание содержание ч. 3 ст. 45, ч. 1, 2 ст. 48 Жилищного кодекса, а также установив, что доверенности от указанных лиц не соответствуют требованиям ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заверены неуполномоченным лицом, Инспекция исключила из расчета подписи лиц, действовавших через доверенности, заверенные председателем ТСЖ.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 26.12.2017 по делу № А47-2533/2014.
Довод ТСЖ о том, что решения данных собраний собственниками не оспаривались, правого значения для дела не имеет, поскольку Инспекция также вправе проверять законность организации и проведения указанных собраний.
Деятельность Инспекции в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Предметом проверок, проводимых Инспекцией, является соблюдение обязательных требований указанных в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре». Основания проведения данной проверки предусмотрены в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (в частности, требование прокурора).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Довод ТСЖ об отсутствии в предписании указаний о необходимости осуществления конкретных действиях для его исполнения не соответствует действительности. Оспариваемое предписание Инспекцией содержит формулировку, предписанную законом («об устранении выявленных нарушений»), пункты предписания содержат ссылку на статьи ЖК РФ, которым не соответствуют проведенные собрания.
Из взаимосвязанных положений статьи 144 и части 8 статьи 148 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья является органом управления товарищества, в обязанности которого входит, в том числе созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
Действующим законодательством регламентирован порядок организации и проведения общих собраний собственников помещений и членов товариществ собственников жилья, результаты которого являются способом исполнения предписания.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская