Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 июля 2019 года Дело № А56-96320/2018
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Михайлова П.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Громцевой Ф.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: закрытое акционерное общество "Север" (адрес: Россия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева 15/1, литер В, пом. 2Н; ОГРН: 7847285207 );
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "СпецСтоянка" (адрес: Россия 192236, Санкт-Петербург, ул.Софийская д.8,к.1,лит.Б,пом.24-Н №6,оф.4.05, ОГРН: 111472500642);
третье лицо: Штиволока Кристина Романовна (адрес: Россия 196191, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, дом 37, корп. 1, кв. 33 )
о взыскании задолженности
при участии
- от истца: ФИО2 доверенность от 25.01.2019,
- от ответчика: ФИО3 доверенность от 01.03.2018, ФИО4 доверенность от 01.03.2018, ФИО5 доверенность от 01.03.2018,
- от третьего лица: ФИО6 доверенность от 22.11.2018,
установил:
Закрытое акционерное общество «Север» обратилось в Арбитражный Суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СпецСтоянка» (далее - Ответчик) о взыскании расходов по перемещению передаваемого задержанного транспортного средства в размере 2 700 руб. и его хранению за период с 17.12.2017 г. по 30.06.2017 г. в размере 229 719 руб. 12 коп., а всего 232 419 руб. 12 коп.
Определением Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2018 г. по делу № А56-96320/2018 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства (ст.228 АПК).
Определением от 02 октября 2018 года суд перешел к рассмотрению иска по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена ФИО1.
Истцом были заявлены уточнения к иску об обязании ООО «СпецСтоянка» принять от ЗАО «Север» задержанное транспортное средство категории В (гос. номер <***>) (именуемое далее - «Транспортное средство») в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу. Данное уточнение не принято судом, т.к. заявлено с нарушением требований ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителей сторон и третье лицо суд установил следующие обстоятельства:
ЗАО «Север» осуществляло деятельность по транспортировке и хранению транспортных средств на специализированных стоянках на основании договора об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств №10/2016 от 20 сентября 2016 года и дополнительного соглашения №2 к нему. Указанный договор был заключен с Комитетом по вопросам законности и правопорядка Правительства Санкт-Петербурга сроком до вступления в силу договора в отношении территории обслуживания: по Лоту № 8 «Юго-Восточный», включающему территорию Фрунзенского района Санкт-Петербурга, расположенную на левом берегу реки Нева, заключенного с уполномоченной организацией по итогам квалификационного отбора или торгов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 г. № 359 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-11егербурге».
Согласно ч. 1 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1. статьями 11.9. 11.26. 11.29. частью 1 статьи 12.3. частью 2 статьи 12.5. частями 1 и 2 статьи 12.7. частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19. частями 1 - 6 статьи 12.21.1. частью 1 статьи 12.21.2. статьей 12.26. частью 3 статьи 12.27. частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об, административных правонарушениях, задержание транспортного средства, в том числе перемещение и хранение на специализированной стоянке, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Приведенные правовые положения являются общим правилом и при определении порядка возмещения таких расходов не исключают иного правового регулирования субъектом Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно субъектам Российской Федерации предоставлено право. своими -законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2012 г. № 343-54 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение, и ; хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге», порядок действий уполномоченной организации при перемещении, хранении и возврате 'задержанного транспортного средства в части, не урегулированной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Законом Санкт-Петербурга, определяется Правительством Санкт-Петербурга.
Порядок изменения организации уполномоченной. в соответствии с вышеприведенными нормами права, исполнять меру обеспечения по делу об административном правонарушении, предусмотрен в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 г. № 359 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и храпение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге».
Согласно п. 24 Постановления, при расторжении договора задержанные на данной территории обслуживания транспортныесредства, находящиеся на специализированныхстоянках прекратившей деятельность уполномоченной организации, передаются на основании акта приема-передачи вновь отобранной Квалификационной комиссией для осуществления деятельности на данной территории обслуживания уполномоченной организации для последующего учета, хранения и возврата задержанных транспортных средств.
При этом вновь отобранная уполномоченная организация возмещает уполномоченной организации, прекратившей деятельность на данной территории обслуживания, в срок, указанный в заключенном ими договоре, расходы по перемещению передаваемых задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению до передачи, размеры которых определяются в: соответствии с размерами платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Санкт-Петербурга, действовавшими во время перемещения и хранения этих транспортных средств па специализированных стоянках. Размер указанных средств, а также перечень передаваемых транспортных средств указываются в акте приема-передачи. Перемещение транспортных средств, указанных в настоящем пункте, на специализированные стоянки, эксплуатируемые вновь отобранной уполномоченной организацией, осуществляется за ее счет.
16 декабря 2017 г. в 20-25. инспектором ДПС было задержано транспортное средство, категории «В» (гос. номер <***>), которое было доставлено в тот же день на специализированную стоянку истца, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грузинская. 3. к. 1, лит. Б.
30 января 2018 г. истец был уведомлен о там, что по результатам заседания квалификационной комиссии по вопросам перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге в качестве уполномоченной организации, осуществляющей перемещение транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ выбрано ООО «СПЕЦСТОЯНКА». Согласно выписке из протокола заседания квалификационной комиссии № 1/2018 от 26.01.2018г. указанная организация прошла квалификационный отбор по Лоту № 8 «Юго-Восточный».
23 мая 2018 г. истец обратился к ответчику с предложением заключить договор о передаче задержанного транспортного средства, в котором предусмотрел порядок передачи и сроки оплаты невостребованного транспортного средства. Однако данное предложение было оставлено ответчиком без ответа.
13 июня 2018 г. истец направил ООО «СПЕЦСТОЯПКА» претензию, в которой содержалось требование о принятии транспортного. средства и оплате расходов на транспортировку и хранение невостребованного транспортного средства. Указанная претензия была также оставлена ответчиком без удовлетворения, акт приема-передачи задержанного транспортного средства также не был подписан.
Размер платы за перемещение и хранение транспортных средств установлен распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20 декабря 2012 г. № 588-р (до 31.12.2017 г.) от 27 декабря 2017 г. № 265-р с 01.01.2018 г.. в соответствии с которыми произведен расчет размера исковых требований.
В силу ч. 10 ст. 27.12 КоАП РФ ч 1 ст., 8 Гражданского Кодекса РФ. ч. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2012 г. № 343-54 - Правительство Санкт-Петербурга вправе устанавливать гражданские права по компенсации расходов, связанных с исполнением государственной функции по реализации меры обеспечения по делу об административном правонарушении и устанавливать порядок перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
Исходя из изложенного, истец потребовал у ответчика компенсировать
расходы на перемещение и хранение транспортного средства, которые истец нес с момента задержания автомобиля.
Суд полагает, что указанные требования не подлежат удовлетворению.
Из ответа на запрос суда из Главного Управления Внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следует, что в федеральной информационной системе ГИБДД отсутствуют сведения об административном правонарушении от 16.12.2017 г. с участием транспортного средства с государственным регистрационным номером <***>. Рекомендовано обратиться в ОГИБДД УМВД по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга.
Начальник ОГИБДД УМВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга сообщил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, осуществившего остановку/стоянку ТС ( г/н <***>, принадлежащая гр. ФИО1), перемещенную на специализированную автостоянку ЗАО «Север», согласно протоколу задержания ТС АС №035202 от 16.12.2017 г. прекращено на основании п.6 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями п.6 ст. 24.5 КоАП РФ Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
В соответствии с п.4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса)
Протокол составлен по признакам ст. 12.19. КоАП РФ
В соответствии с требованиями части 2 ст. 4.5 КоАП РФ
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Протокол составлен 16 декабря 2017 года. Истец обратился к ответчику с предложением оплатить расходы и забрать автомобиль только 23 мая 2018 года, т.е. значительно позже срока прекращения административного производства.
Отношения, связанные с хранением задержанного транспортного средства после прекращения действия меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, находятся вне сферы действия административного законодательства, следовательно, при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 895 ГК РФ, если договором хранения не предусмотрено иное, хранитель не вправе без согласия поклажедателя передавать вещь на хранение третьему лицу, за исключением случаев, когда он вынужден к этому силою обстоятельств в интересах поклажедателя, и лишен возможности получить его согласие.
Согласие владельца на передачу находящегося на хранении транспортного средства Обществу получено не было, соответствующий договор с владельцем не заключен, более того, истец не предпринимал никаких действий по розыску владельца автомобиля.
В соответствии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ (в редакции, вступившей в законную силу с 01.01.2017) решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Михайлов П.Л.