Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 февраля 2022 года Дело № А56-96748/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маринской Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро»
о признании недействительным и решения от 09.09.2021 по делу № РНП-78-1025/21 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков; об обязании устранения нарушения прав заявителя путем исключения данных сведений из указанного реестра
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 05.10.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 20.10.2021
от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 24.11.2021
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1
(далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 09.09.2021 по делу № РНП-78-1025/21 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также об обязании Управления устранить нарушения прав заявителя путем исключения данных сведений из указанного реестра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро» (далее – Учреждение).
По ходатайству Предпринимателя судебное заседание проведено посредством веб-конференции с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел».
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Учреждением (заказчик) и Предпринимателем (поставщик) заключен государственный контракт от 26.04.2021 (далее – Контракт) на поставку моющих средств.
Контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Предприниматель осуществил поставку 21.05.2021.
При приемке спорных моющих средств Учреждением было выявлено несоответствие постановленного товара спецификации (приложение № 2 к Контракту), а также отсутствие инструкций по применению.
В связи с указанными обстоятельствами Учреждением было отказано в приемке спорных моющих средств, что указано в мотивированном отказе от приемки товара от 21.05.2021 № 236.
Замену моющих средств Предприниматель не произвел, никаких возражений на указанный отказ от приемки в Учреждение не представил.
Впоследствии Учреждением было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Информация о расторжении Контракта размещена в единой информационной системе, а сведения о включении Предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков направлены в Управление.
Рассмотрев указанные сведения, Управлением 09.09.2021 принято решение включить сведения о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив позиции сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 – 25 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Частью 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Контрактом предусмотрено право Учреждения на односторонний отказ от его исполнения (пункт 8.4 Контракта).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона.
Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 – 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления (пункт 11 Правил).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение.
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения в течение 3 рабочих дней, с даты его вынесения, направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам
(пункт 12 Правил).
При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения Управления необходимо учитывать, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Из материалов дела следует, что Учреждение уведомлением от 21.05.2021 мотивированно отказалось от приемки поставленных Предпринимателем моющих средств. Основанием для отказа послужило несоответствие характеристикам фактически поставленных моющих средств, изложенным в спецификации (приложение № 2 к Контракту), а также отсутствие инструкций по применению.
Уведомлением от 21.05.2021 Учреждение в порядке, предусмотренном п. 2.4.6. Контракта, предложило в срок 5 рабочих дней заменить поставленный товар. Указанное требование Предпринимателем было проигнорировано.
При таких обстоятельствах суд усматривает на стороне Предпринимателя нарушение Контракта в части порядка взаимодействия сторон при обнаружении недостатков при приемке поставленных товаров.
Материалами дела подтверждается, что Учреждением был выявлен ряд несоответствий поставленной Предпринимателем продукции требованиям Контракта. Наличие указанных несоответствий явились основанием для обоснованных сомнений в возможности использования поставленных моющих средств согласно назначению, предусмотренному Контрактом.
Между тем ни при исполнении Контракта, ни при рассмотрения настоящего вопроса судом относимых и допустимых доказательств соответствия фактически поставленных товаров требованиям Контракта Предпринимателем не представлено.
Таким образом, довод Предпринимателя о добросовестности при взаимодействии с Учреждением судом отклоняется, как противоречащий материалам дела.
Сам по себе факт последующего предоставления инструкций по применению моющих средств, не отвечающих требованиям, изложенным в Контракте, также не свидетельствует о добросовестности Предпринимателя.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что решение УФАС от 09.09.2021 по делу № РНП-78-1025/21 соответствует закону, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.