ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-97040/2017 от 11.04.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 апреля 2018 года Дело № А56-97040/2017

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Корушовой И.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛКОМСЕРВИС №1 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА"

заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления

при участии

от заявителя: ФИО2, по дов. от 30.08.2017

от заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 09.01.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛКОМСЕРВИС №1 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – инспекция) от 25.10.2017 № 3183/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, а заинтересованное лицо возражало по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд в порядке статей 136,137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в основном судебном заседании.

Исследовав материалы дела. Суд установил, что 26.09.2017 во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга ФИО4 от 08.08.2017 в целях проверки готовности исполнителей коммунальных услуг к отопительному сезону на основании сформированных в соответствии с пунктом 2.27 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге (далее - Правила), введенных в действие с 04.06.2014 протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №7, Инспекцией вынесено Распоряжение № 35-р от 16.08.2017 о проведении осмотров готовности систем теплопотребления многоквартирных домов на предмет их соответствия раздела 2.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170.

По результатам проведенного осмотра 26.09.2017 Инспекцией установлено, что Обществом не приняты меры по выполнению обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по указанным адресам, а именно не в ненадлежащем притворе частей окон лестничных клеток, в частичном отсутствии изоляции ц/о в подвальном и чердачном помещениях по указанным адресам в Постановлении.

По факту выявленных нарушений Инспекцией составлен протокол осмотра от 26.09.2017 № 08/12940 с участием представителя Общества по доверенности б/н от 27.07.2017 ФИО5

По результатам проверки в отношении заявителя составлен протокол от 28.09.2017 № 08/12940 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.

Постановлением от 25.10.2017 № 3183/17 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный законодательством Российской Федерации порядок энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ, одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

На основании договоров управления многоквартирными домами по адресам: в <...>, литера А, Санкт-Петербург, Гаванская улица., дом 11/16 литера А, Санкт-Петербург, Гаванская улица., дом 26, литера А, Санкт-Петербург, Гаванская улица., дом 33, литера А, Санкт-Петербург, Гаванская улица., дом 6, литера А находится на обслуживании заявителя, который обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.

Подпунктом «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 2, 39, 42 Правил, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Пунктами «и», «к» пункта 11 Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).

Согласно части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 № 405 утвержден перечень (далее - Перечень) обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктами 2.1.1, 2.2.1., 2.3.1. указанного Перечня установлена обязанность лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, произвести работы по восстановлению изоляции трубопроводов системы отопления с применением энергоэффективных материалов, по заделке и уплотнению дверных блоков на входе в подъезды, дверных блоков переходных балконов, подвалов и чердаков, оконных блоков в подъездах.

Учитывая изложенное, именно на Обществе, как организации, уполномоченной собственниками на содержание общего имущества многоквартирного дома, лежит обязанность проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и, в том числе обеспечение выполнения требований пунктов 2.1.1., 2.2.1., 2.3.1 Перечня.

Данные мероприятия обществом не выполнены, в связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении обществом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения установленных законодательством норм и правил, заявителем в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд признает наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, материалами дела, подтвержден факт нарушения обществом требований изложенных выше правовых норм.

Суд не принимает довод заявителя о том, что действия Общества надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:

1. регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2. наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3. отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4. отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5. отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6. соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;

7. иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. а, б ст. 3 Положения «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ч. 4 ст. 8 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Как следует из материалов административного дела, в протоколе об административном правонарушении указывается на нарушение пункта 4 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные нормативные акты применяются не только в связи с управлением мкд, а в жилищной сфере деятельности в целом, в связи с чем, в силу ч. 4 ст. 8 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требование по их соблюдению и выполнению лицензиатом, не может быть отнесено к нарушению лицензионных требований.

Вместе с тем, нарушения ни одного из перечисленных лицензионных требований Обществу в протоколе об административном правонарушении не вменяется.

Деяние, указанное в протоколе об административном правонарушении, содержит признаки правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

При таких обстоятельствах, Инспекция действия заявителя правильно квалифицировала по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

Суд также не принимает доводы заявителя о нарушении инспекцией положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях обеспечения контроля за исполнением лицами, на которых в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса РФ возложены обязанности по подготовке многоквартирными домами, обязательных требований установленных Правилами, Инспекцией регулярно, с Администрацией районов, лиц, ответственных за подготовку к отопительному сезону в осенне-зимний период, проводятся осмотры жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Основанием для проведения 26.09.2017 осмотра жилищного фонда, находящегося в управлении Общества, послужило распоряжение Инспекции от 16.08.2017 № 35-р об осуществлении контроля за соблюдением требований Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действии с 04.06.2014 (протокол заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 7).

Инспекцией осуществлена проверка Общества по готовности жилищного фонда в осенне-зимний период посредством проведения контрольных мероприятий.

В данном случае осмотр жилищного фонда не являлся проверкой деятельности Общества и был осуществлен в рамках предоставленных Инспекции полномочий по контролю за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в том числе требованиям раздела пункта 2.6. Правил №170, иным требованиям законодательства (пункт 3.1 Положения о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849), в том числе требований, предъявляемых при подготовке жилищного фонда к проведению отопительного сезона в СПб.

Материалами дела подтверждается, что сотрудником государственной жилищной инспекции города Санкт-Петербурга 26.09.2017 в рамках КоАП РФ был проведен визуальный осмотр многоквартирных домов по вопросу осуществления контроля за соблюдением требований Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге в 2017- 2018 гг., по результатам которого составлен протокол в порядке ст. 27.8 КоАП РФ

Поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицам Инспекции, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (статья 28.1, статья 27.1, 27.8 КоАП РФ). Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ, положения Закона 294-ФЗ при производстве по делу об административных правонарушениях не применяются.

Согласно материалам административного дела поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производств по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ. Такими мерами является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий в присутствии

юридического лица и двух понятых.

Как следует из материалов административного дела, и не оспаривается заявителем, осмотр многоквартирных домов по указанным адресам проведен 26.09.2017 года - государственным жилищным инспектором Инспекции в присутствии двух понятых и в присутствии представителя общества по доверенности. По итогам осмотра составлен протокол осмотра помещений № 08/12940 от 26.09.2017 года. Копия протокола была вручена представителю Общества, о чем имеется роспись в протоколе осмотра.

Учитывая изложенное, доводы заявителя о нарушении Инспекцией положений Закона № 294-ФЗ при проведении осмотра подлежит отклонению.

Кроме того, Общество не уведомило Инспекцию о том, что заявитель являлось членом саморегулируемой организации на момент осмотра, не подтвердило документально свое членство, не заявило ходатайства о привлечении к участию в проверке представителей саморегулируемой организации.

Ссылка заявителя на административный регламент ГЖИ СПб от 14.02.2014 №4-р (ред. от 15.07.2016) не состоятелен, поскольку утратил силу.

На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья Корушова И.М.