4711/2020-449920(4)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 14 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2020 № 047/04/19.5- 2491/2020
при участии
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 19.11.2019 от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020
установил:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 19.10.2020 о наложении штрафа по делу № 047/04/19.5- 2491/2020 об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения дела № 047/04/19.5- 2491/2020 Управлением Обществу было выдано обязательное для исполнения предписание от 15.07.2020 № П/05/03 о совершении действий, направленных на устранение нарушений допущенных при проведении закупки в форме открытого конкурентного отбора в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра о обязательному психиатрическому освидетельствованию при поступлении на работу работников Центрального офиса и филиала в г. Всеволожск (извещение № 32009235326) путем отмены конкурентного отбора, внесения изменения в документацию о проведении конкурентного отбора в
строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом решения Управления от 15.07.2020 № Р/05/40. Срок исполнения указанного предписания - до 30.07.2020. В установленный срок подтверждение от Общества об исполнении предписания от 15.07.2020 № П/05/03 в антимонопольный орган не поступило.
В связи с неисполнением предписания Управлением составлен протокол об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением Управления от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу № 047/04/19.5-2491/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7.2. статьи 19.5 КоАП РФ, образует бездействие, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Факт невыполнения в полном объеме в установленный срок выданного ранее предписание подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного административного правонарушения
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
При таких обстоятельствах, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем на дату вынесения оспариваемого постановления (19.10.2020) установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.
Статья 19.5 КоАП РФ включена законодателем в главу 19 настоящего Кодекса, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, образует бездействие, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В Постановлении от 15.01.2019 № 3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.
В данном случае федеральный законодатель отнес рассматриваемое административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
При таком положении срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет два месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения предписания.
Течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 31.07.2020 – со дня совершения административного правонарушения, и заканчивается 30.09.2020 - в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.
Таким образом, оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление Управления 19.10.2020 о наложении штрафа по делу № 047/04/19.5-2491/2020 об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19.10.2020 о наложении штрафа по делу № 047/04/19.5-2491/2020 об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 26.08.2020 8:11:39
Кому выдана Гуляев Сергей Борисович