ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-98425/2021 от 20.12.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 декабря 2021 года                                                                      Дело № А56-98425/2021

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маринская Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района»

к Государственной жилищной инспекции

о признании незаконным и отмене предписания №06/21/368-Р от 06.09.2021

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01021

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 30.12.2020

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» (далее – Общество, ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района») обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ, Инспекция) №06/21/368-Р от 06.09.2021.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представитель Инспекции против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 06.09.2021 сотрудниками Инспекции на основании обращений собственника (от 28.07.2021 №ОБ-660-13/21, от 28.07.2021 №ОБ 660-14/21-0-1, от 28.07.2021 №ОБ-660-16/21-0-1) и распоряжения от 10.08.2021 №06/21/368-р в рамках лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая проверка Общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, лит. А (далее – МКД), о чем составлен акт проверки от 06.09.2021 №06/21/368-р.

В ходе проверки Инспекцией установлено следующее.

Собственниками помещений МКД на общем собрании собственников, оформленным протоколом от 28.12.2015 решения о размерах платы за содержание жилого помещения не принимались.

В 2016 году общее собрание собственников помещений в МКД не проводилось.

В 2017 году собственниками помещений МКД на общем собрании собственников, оформленном протоколом №1/17 от 19.05.2017, по пятому вопросу принято решение об утверждении размера  платы за содержание жилого помещения:

- об изменении размера на содержание общего имущества в многоквартирном доме на 9,59 рублей;

- об исключении из перечня работ по содержанию общего имущества МКД услуги по помывке фасадов 0,24 руб. за кв. м;

- об исключении из перечня работ по содержанию общего имущества -МКД услуги по очистке кровли от наледи и снега 0,59 рублей за кв. м.

Согласно счёт-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры № 70, размер платы за содержание общего имущества МКД за июнь 2017 составил 4,89 руб., за июль – декабрь 2017 составил 3,40 руб. При этом плата по статье «содержание общего имущества многоквартирного дома», распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 №260-р «Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 11,08 руб. за кв. м общей площади жилого помещения, а с 01.07.2017 в размере 11,90 руб.

В 2018 году собственниками помещений МКД на общем собрании по пятому вопросу рассмотрен вопрос об изменении тарифа на содержание общего имущества, управление и текущий ремонт на 2018 год в МКД по варианту, предложенному Советом МКД и по предельному городскому тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. По итогам принято решение об изменении размера платы на содержание, управление и текущий ремонт на 2018 год общего имущества по предложению Совета МКД в следующем размере:

- управление многоквартирным домом 1,18 руб.;

- содержание дома 2,22 руб.;

- аварийное обслуживание МКД 0,6 руб.;

- подготовка дома к сезонной эксплуатации 0,8 руб.;

- помывка фасада (не производится) 0,0 руб.;

- очистка кровли от наледи, уборка и вывоз снега (не производится) 0,0 руб.;

- очистка мусоропровода 1,0 руб.;

- приборы учёта 0,3 руб.;

- вывоз утилизация ТБО (твердые бытовые отходы) 2,37 руб.;

- текущий ремонт 0,0 руб.;

- начисление ОДН в соответствии со ст. 156 ЖК РФ (по   приборам   учета,   а   не   по   нормативу) по приборам учета.

Согласно счет-квитанциям, выставленным Обществом в 2018 году собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу:

- «управление многоквартирным домом» за январь - июнь 2018 составил 2,57 руб., а за июль - декабрь 2018 составил 3,00 руб.

- «содержание общего имущества в многоквартирном доме» за январь - декабрь 2018 составил 3,40 руб.

- «очистка мусоропровода» за январь - июнь 2018 составил 1,42 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, а за июль - декабрь 2018 составил 1,59 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.

- «эксплуатация приборов учета» за январь - декабрь 2018 составил 0,66 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.

- «вывоз твердых бытовых отходов» за январь - декабрь 2018 составила 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

- «текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме»за январь – декабрь 2018 составила 6,21 руб. за 1 кв. м общей площади помещения.

Таким образом, Общество в 2018 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД оформленного протоколом №1/18 от 21.05.2018, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 № 260-р «Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» и распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2017 № 200-р «Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга».

В 2019 году собственниками помещений МКД на общем собрании по пятому вопросу рассмотрен вопрос об изменении тарифа на содержание общего имущества, управление и текущий ремонт на 2019 год в МКД по варианту, предложенному Советом МКД и по предельному городскому тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. По итогам принято решение об изменении размера платы на содержание, управление и текущий ремонт на 2019 год общего имущества по предложению Совета МКД в следующем размере:

- управление многоквартирным домом 1,18 руб.;

- содержание дома 2,22 руб.;

- аварийное обслуживание МКД 0,6 руб.;

- подготовка дома к сезонной эксплуатации 0,8 руб.;

- помывка фасада (не производится) 0,0 руб.;

- очистка кровли от наледи, уборка и вывоз снега (не производится) 0,0 руб.;

- очистка мусоропровода 1,0 руб.;

- приборы учёта 0,3 руб.;

- сервисное обслуживание УУТЭ  в месяц с учётом НДС 20% подрядной организации ООО «А-Сервис» 2 832,00 руб.;

- вывоз утилизация ТБО (твердые бытовые отходы) 2,37 руб.;

- текущий ремонт 0,0 руб.;

- уборка лестничных клеток 2,21 руб.;

- очистка земельного участка 1,83 руб.;

- начисление ОДН в соответствии со ст. 156 ЖК РФ (по   приборам   учета,   а   не   по   нормативу). С установкой промежуточных ПУ на ОДН в счет ранее уплаченных сумм на содержание дома по приборам учёта.

Согласно счет-квитанциям, выставленным Обществом в 2019 году собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу:

- «управление многоквартирным домом» за январь - июнь 2019 составил 3,05 руб., а за июль - декабрь 2019 составил 3,39 руб.

- «содержание общего имущества в многоквартирном доме» за январь - декабрь 2019 составил 3,40 руб.

-«очистка мусоропровода» за январь - декабрь 2019 составил 1,62 руб. за 1 кв.м  общей площади жилого помещения.

-«эксплуатация общедомовых приборов учета» за январь - декабрь 2019 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

-«вывоз твердых бытовых отходов» за январь - декабрь 2019 составил 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

- «текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» за январь - декабрь 2019 составил 6,31 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

-«уборка лестничных клеток» за январь - декабрь 2019 составил 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

           - «уборка и сан. очистка земельного участка» за январь - июнь 2019 составил 1,91 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а июль - декабрь 2019 составил 1,96 руб.

В 2019 году плата по услугам «аварийное обслуживание МКД», «подготовка дома к сезонной эксплуатации», «помывка фасадов», «очистка кровли от наледи» в счет-квитанции, выставленным Обществом собственнику квартиры №70 МКД, не включалась.

Таким образом, Общество в 2019 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом №1/19 от 16.05.2019, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 № 215-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга».

В 2020 году общее собрание собственников помещений МКД не проводилось. В связи с чем, размер платы за содержание жилого помещения, которое Общество должно было применять при расчетах при начислении платы в 2020 году, установлен собственниками МКД на 2019 год.

Согласно счет-квитанциям, выставленным Обществом в 2020 году собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу:

-  «управление многоквартирным домом» за январь - июнь 2020 составил 3,39 руб., а за июль - декабрь 2020 составил 3,39 руб.

- «содержание общего имущества в многоквартирном доме» за январь - декабрь 2020 составил 3,73 руб.

-«очистка мусоропровода» за январь - июнь 2020 составил 1,62 руб. за 1 кв.м  общей площади жилого помещения, за июль – декабрь 2020 составила 1,67 руб.

-«эксплуатация общедомовых приборов учета» за январь - декабрь 2020 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

-«вывоз твердых бытовых отходов» за январь - декабрь 2020 составил 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

- «текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» за январь - июнь 2020 составил 6,31 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, за июль – декабрь 2020 составила 6,33 руб.

-«уборка лестничных клеток» за январь - декабрь 2020 составил 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

-«уборка и сан. очистка земельного участка» за январь - июнь 2020 составил 1,96 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а июль - декабрь 2019 составил 2,02 руб.

Таким образом, Общество в 2020 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом №1/19 от 16.05.2019, и при начисления платы за услуги руководствовалось распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2019 № 255-р «Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2020 год».

В 2021 году собственниками помещений МКД на общем собрании по третьему вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома на содержание жилого помещения на 2021 год по варианту, предложенному Советом МКД и по варианту, предложенному ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района». По итогам принято решение об утверждении размера платы на содержание жилого помещения на 2021 год по предложению Совета МКД 9,59 руб. за кв.м. Размер платы составил:

1. Содержание дома.

1.1. Обеспечение надёжности и безопасности.

1.2. Технические осмотры 0,3 руб./кв.м.

1.3. Работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание диспетчерских систем, проверка манометров и др. работы 0,0 руб./кв.м.

1.4. Работы по эксплуатации систем автоматизированного регулирования теплопотребления 0,0 руб./кв.м.

1.5. Услуги аварийного обслуживания (включая затраты на материалы) 1,20 руб./кв.м.

1.6. Работы по подготовке домов к сезонной эксплуатации 1,52 руб./кв.м.

1.7. Услуги по дератизации и дезинсекции 0,08 руб./кв.м.

1.8. Услуги по промывке фасадов 0,0 руб./кв.м.

1.9. Очистка кровли от наледи и снега 0,0 руб./кв.м.

1.10. Уборка лестничных клеток 1,79 руб./кв.м.

1.11. Очистка мусоропровода 1,62 руб./кв.м.

1.12. Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общедомового имущества 1,5 руб./кв.м.

1.13. Эксплуатация коллективных (общих домовых) приборов

- по договору учета в том числе: теплоэнергомонтаж,

Электрической энергии (общих домовых) приборов учета

- по договору тепловой энергии горячего водоснабжения

  - по договору теплоэнергомонтаж холодного водоснабжения

- по договору с Водоканалом не более 1,28 руб./кв.м.

2. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами 4,4 руб./кв.м., составляющие: сбор и транспортирование. В данный тариф входит содержание и уборка контейнеров площадки 0,0 руб./кв.м., захоронение (захоронение, обежвреживание) ТКО (контейнером не пользуемся).

3. Размер платы за телеантенну 65 руб.

4. Размер платы  за домофон 28 руб.

5. Расходы воды на общедомовые нужды:

- холодное водоснабжение 0,0 куб.

- горячее водоснабжение 4 куб.

- водоотведение 4 куб

6. Расход электроэнергии на общедомовые нужды по счётчику.

7. Размер платы на содержание и текущий ремонт лифтов 2,38 руб./кв.м  по приложению к договору СМУ.

8. Содержание и ремонт систем газоснабжения 0,80 руб./кв.м.

Согласно счет-квитанциям выставленным Обществом в 2021 году собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу:

   - «уборка лестничных клеток» за январь 2021 составила 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за февраль - июль 2021 в счет-квитанциях, выставленным Обществом собственнику квартиры №70 МКД, данная услуга не включалась.

-«очистка мусоропровода» за январь - июнь 2021 составил 1,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за июль 2021 составил 1,74 руб.

-«уборка и сан. очистка земельного участка» за январь - июнь 2021 составил 2,02 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за июль 2021 составил 2,10 руб.

-«эксплуатация общедомовых приборов учета» за январь - июль 2021 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

-«холодное водоснабжение содержание общего имущества» за период с января по июнь 2021 составил 32,53 руб., а в июле 2021 составил 33,12 руб.

-«горячее водоснабжение содержание общего имущества» за январь - июнь 2021 составил 109,10 руб., а за июль 2021 составил 112,81 руб.

-«отведение сточных вод содержание общего имущества» за январь - июнь 2021 составил 32,53 руб., а за июль 2021 составил 33,12 руб.

-«электроэнергия содержание общего имущества» за январь - июль 2021 составил 5,42/3,12 руб.

-«содержание и ремонт лифтов» за январь - июнь 2021 составил 4,04 руб, а в июле 2021 года составил 4,20 руб.

-«содержание и текущий ремонт внутридомовой системы газоснабжения» за январь - июнь 2021 составил 0,89 руб., а за июль 2021 составил 0,98 руб.

-«телетрансляция» за январь - июнь 2021 составил 65 руб., а за июль 2021 составил 90 руб.

-«тех. обслуживание домофонов» за январь - июль 2021 составил 22 руб.

В 2021 году плата по услугам «обеспечение надежности и безопасности», «технические осмотры», «работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание диспетчерских систем, поверка манометров и др. работы», «работы по эксплуатации систем автоматизированного регулирования теплопотребления», «услуги аварийного обслуживания МКД», «подготовка дома к сезонной эксплуатации», «услуги по дератизации и дезинсекции», «услуги по помывке фасадов», «очистка кровли от наледи» в счет-квитанции, выставленным Обществом собственнику квартиры №70 МКД, не включались.

Собственниками помещений МКД на общем собрании по четвертому вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома по статье «текущий ремонт» на 2021 год. По варианту, предложенному Советом МКД и варианту, предложенному управляющей организацией ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района». По итогам собственниками принято решение об утверждении размера платы по статье «текущий ремонт» на 2021 по предложению Совета МКД 0,0 рублей за квадратный метр, до освоения ранее собранных денег.

Согласно счет-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу «текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» за январь - июль 2021 составил 6,33 рублей за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

Собственниками помещений МКД на общем собрании по четвертому вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома по статье «управление многоквартирным домом» на 2021 год. По варианту, предложенному Советом МКД и варианту, предложенному управляющей организацией ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района». По итогам собственниками принято решение об утверждении размера платы по статье «управление многоквартирным домом» на 2021 по предложению Совета МКД 1,18 руб. за кв.м.

Согласно счет-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры №70 МКД, размер платы за услугу «управление многоквартирным домом» за январь - июнь 2021 составил 3,73 руб., а за июль 2021 составил 3,88 руб.

Таким образом, Общество в 2021 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД оформленного протоколом №1/21 от 16.06.2021, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга 16.12.2020 № 250-р «Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021».

Исходя из вышеизложенного, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пп. «б» п. 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Положение о лицензировании), в части неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее – Правила №416), а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491).

Инспекция выдала Обществу предписание №06/21/368-р от 06.09.2021, согласно которому в срок до 06.12.2021 Обществу надлежит принять меры по устранению указанных нарушений.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 1.1 данной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Общество осуществляет управление многоквартирным домом на основании заключенного с заявителем договора управления и технического обслуживания МКД от 13.10.2006 № 18/8-6/2 (далее - Договор управления) и лицензии от 03.04.2015 № 78-000015 (приказ государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 03.04.2015 №15-л.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном томе. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников. Решение общего собрания собственников по вопросам его компетенции является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании. Собственники обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Исходя из вышеизложенного изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.

Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 17 Правила №491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29).

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

По общему правилу, установленному в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствие с пунктом 31 Правил №491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Из материалов дела следует, что решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирным доме, оформленными протоколами от 19.05.2017 №1/17, от 21.05.2018 № 1/18, от 16.05.2019 № 1/19, от 16.06.2021 № 1/21, утвержден размер платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом. Ни в протоколах общих собраний, ни в Договоре не указаны обстоятельства, при которых размеры платы могут быть изменены.

Вместе с тем, размер платы за период с января 2017 по июль 2021 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, , ул. Белградская, дом 6, корп. 2, литера А, изменен Обществом без решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

Суд соглашается с Инспекцией, что любые условия Договора об одностороннем изменении Обществом размера платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме противоречат специальным нормам жилищного права, положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются ничтожными.

Общество, как специализированная коммерческая организация, а также участник гражданско-правовых отношений и сторона договора, приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также соответствующие предпринимательские риски. Именно заявитель в силу возложенных на него обязанностей должен принять необходимые меры для нормальной эксплуатации жилого дома, содержания общего имущества и предоставления жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.

Соответственно, Общество обязано самостоятельно принимать меры для осуществления указанных обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг.

Данное предписание налагает на Общество конкретную обязанность, является исполнимым, поэтому установленное в предписании требование Инспекции не нарушает права и законные интересы Общества.

При таких обстоятельствах выдача спорного предписания заявителю является правомерным и обоснованным действием, не нарушает его права и законные интересы.

На основании вышеизложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                Гуляев С.Б.