Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 ноября 2018 года Дело № А56-98784/2018
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эльбек М.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой» (ОГРН <***>; адрес: 197022, <...>, лит Ж, пом 169)
ответчик: Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (ОГРН <***>; адрес: 191015, <...>)
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Проектный институт по проектированию городских инженерных сооружений «Ленгипроинжпроект» (ОГРН <***>; адрес: 196105, <...>, лит.А)
о признании недействительными результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе
при участии
от истца: предст. ФИО1 – доверенность от 02.03.2018 № 10-02/08/18, предст. ФИО2 – доверенность от 24.05.2018 № 34-24/05/18
от ответчика: предст. ФИО3 – доверенность от 07.11.2017 № 01-30-628/17
от третьего лица: предст. ФИО4 – доверенность от 12.10.2018 № 04567, предст. ФИО5 – доверенность от 07.11.2018 № 04963
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой» (далее – истец, Общество, ООО «ТГС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, Предприятие, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»), в котором просило:
1) Признать незаконными действия Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части признания соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и конкурсной документации заявки ГУП «Ленгипроинжпроект», отраженные в протоколе № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
2) Признать незаконными действия Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части оценки заявки ГУП «Ленгипроинжпроект», отраженные в протоколе №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
3) Признать незаконными действия Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части оценки заявки ООО «ТГС», отраженные в протоколе №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
4) Признать незаконным протокол № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
5) Отменить протокол № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
6) Обязать ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ТГС» путем признания победителем открытого конкурса (закупка №0572500000118000278) и заключения контракта на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА» с ООО «ТГС».
Определением суда от 09.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Проектный институт по проектированию городских инженерных сооружений «Ленгипроинжпроект» (далее - ГУП «Ленгипроинжпроект»).
В судебном заседании 13.11.2018 представитель ООО «ТГС» поддержал заявленные требования, а также заявленное ранее ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы по вопросам:
- какова стоимость работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей в составе государственных контрактов, ранее выполненных ГУП «Ленгипроинжпроект»,
- какое количество баллов получит ГУП «Ленгипроинжпроект» при учете контрактов (договоров), соответствующих требованиям документации (стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта) на право заключения контракта на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА», по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (Сli)» при максимальном предложении из предложений по показателю, сделанных другими участниками конкурса (Kmax), указанном в протоколе рассмотрения и оценки заявок №0572500000118000278-2 от 04.07.2018.
Представитель ГУП «Водоканал Санкт-петербурга» возражал против удовлетворения заявленных ООО «ТГС» требований по основаниям, изложенным в отзыве, а также возражал против удовлетворения ходатайства истца о назначении судебной экспертизы.
Представитель ГУП «Ленгипроинжпроект» также возражал против удовлетворения заявленных ООО «ТГС» требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив обстоятельства дела с учетом предмета исковых требований и круга обстоятельств, подлежащих исследованию в рамках рассмотрения настоящего спора, а также принимая во внимание мнение сторон, суд отказал в удовлетворении заявленного истцом ходатайства о назначении судебной экспертизы по поставленным истцом вопросам, полагая, что представленных в материалы дела доказательств и документов достаточно для рассмотрения настоящего спора по существу и предусмотренных частью 1 статьи 82 АПК РФ оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
В судебном заседании 13.11.2018 объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 20.11.2018, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
11.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (заказчик) размещено извещение № 0572500000118000278 о проведении открытого конкурса на разработку проектной документации по объекту: «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА», а также Конкурсная документация; начальная (максимальная цена контракта) 245112769,38 руб. (далее – Конкурс).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 на участие в конкурсе было подано три заявки: ГУП «Ленгипроинжпроект», АО «Ленгидропроект» и ООО «ТГС», все заявки признаны соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Конкурсной документации.
Согласно Приложению № 3 к протоколу № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 по результатам оценки заявок, представленных на участие в Конкурсе, заявке ГУП «Ленгипроинжпроект» присвоено 90,05 баллов, заявке ООО «ТГС» присвоено 84,56 баллов, заявке АО «Ленгидропроект» присвоено 65,13 баллов. Таким образом, победителем Конкурса признано ГУП «Ленгипроинжпроект».
ООО «ТГС» не согласившись с вышеуказанным решением комиссии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями (статья 1 Закона № 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
Согласно части 1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Статьей 53 Закона № 44-ФЗ установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона № 44-ФЗ).
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (часть 7 статьи 53 Закона № 44-ФЗ).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (часть 8 статьи 44-ФЗ).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 на участие в конкурсе было подано три заявки: ГУП «Ленгипроинжпроект», АО «Ленгидропроект» и ООО «ТГС», все заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и Конкурсной документации.
ООО «ТГС» полагает, что конкурсная комиссия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» неправомерно признала соответствующей требованиям законодательства и конкурсной документации заявку ГУП «Ленгипроинжпроект», поскольку по состоянию на дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе (27.06.2018) участник закупки «ГУП «Ленгипроинжпроект» не соответствовал требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В обоснование указанного довода истец ссылается на то, что в Едином реестре членов СРО на сайте http://reestr.nopriz.ru по состоянию на дату окончания подачи заявок (27.06.2018) в отношении ГУП «Ленгипроинжпроект» было указано на наличие второго уровня ответственности по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Соответственно, по мнению истца, ГУП «Ленгипроинжпроект» не могла быть представлена в составе заявки на участие в Конкурсе Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, соответствующая требованиям Конкурсной документации.
Оценив обстоятельства дела, в том числе документы, представленные в составе заявки ГУП «Ленгипроинжпроект», суд полагает необоснованными вышеуказанные доводы истца ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно части 5 статьи 51 Закона № 44-ФЗ требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58.
Пунктом 4.1.1 раздела 4 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации установлено, что участник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса:
- Участник открытого конкурса должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1 статьи 47, пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
- Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования, в которых состоит участник открытого конкурса, должны иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- Участник открытого конкурса, член саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, должен иметь право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации соответственно по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
- Уровни ответственности участника открытого конкурса, члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий и по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которыми указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда, должны соответствовать требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
-Уровни ответственности участника открытого конкурса, члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, должны соответствовать требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Требования установлены в соответствии с частью 3 статьи 55.8, частями 10, 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Опубликован: Российская газета, № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1)». Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1 статьи 47, пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
В пункте 10.4 раздела 10 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации установлено, что заявка, представленная участником, должна содержать документы или копии таких документов, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а именно:
Выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».
Выписки должны быть выданы не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, который указан в извещении о проведении открытого конкурса.
В выписках должны содержаться сведения:
- о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнять работы по инженерным изысканиям, осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации соответственно, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
- об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда;
- об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда выполнение инженерных изысканий, по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
Требования установлены статьей 55.17, Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», №290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1). Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1. статьи 47, в пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
Таким образом, исходя из предмета Конкурса (раздел III «Техническое задание» конкурсной документации), начальной (максимальной) цены контракта (245112769,38 руб.) и в соответствии с частями 10 и 11 статьи 55.16 ГрК РФ участники закупки в составе заявки должны были представить, в том числе, Выписку из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, согласно которой уровень ответственности участника открытого конкурса, члена СРО в области инженерных изысканий по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, а также по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен быть третий или выше.
Согласно извещению № 0572500000118000278 дата и время окончания подачи заявок 15:00 27.06.2018.
Заявка ГУП «Ленгипроинжпроект» подана 27.06.2018 в 13:44.
В соответствии с требованиями пункта 10.4 раздела 10 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации в составе заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям законодательства, представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации – Ассоциация саморегулируемая организация «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» (регистрационный номер СРО-И-017-29122009) от 08.06.2018 № 292, согласно которой ГУП «Ленгипроинжпроект» имеет третий уровень ответственности по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (стр. 32 тома 1 заявки ГУП «Ленгипроинжпроект»).
Выписка была представлена по форме от 08.06.2018 № 292, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58, и датирована не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, у Конкурсной комиссии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ основания для отклонения заявки ГУП «Ленгипроинжпроект».
В подтверждении наличия на дату окончания подачи заявок у ГУП «Ленгипроинжпроект» третьего уровня ответственности по спорным обязательствам в материалы дела представлены также выписка из протокола заседания совета Ассоциации саморегулируемая организация «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» от 16.03.2018 № 5 об изменении уровня ответственности и платежное поручение от 14.03.2018 № 560, подтверждающее внесение взносов в компенсационный фонд Ассоциации саморегулируемая организация «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» (том 2 л.д.56-58). Направление в Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомления о принятом решении (статья 55.17 ГрК РФ) является обязанностью саморегулируемой организации и носит уведомительный характер.
Таким образом, на момент подачи заявки на участие в Конкурсе по извещению №0572500000118000278 уровень ответственности ГУП «Ленгипроинжпроект» соответствовал требованиям Конкурсной документации.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения требований ООО «ТГС» в части признания незаконными действий Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части признания соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ и Конкурсной документации заявки ГУП «Ленгипроинжпроект».
Истец также полагает, что Конкурсная комиссия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» неверно произвела оценку заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия оценки заявок «Квалификация участника открытого конкурса».
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации
В рассматриваемом случае критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок установлены в разделе 14 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации.
Согласно пункту 14.1 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки | Наименование критерия оценки | Значимость критерия оценки, % | Коэффициент значимости критерия |
1. | Цена контракта (). | 60% | 0,6 |
2. | Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее «Квалификация участника открытого конкурса») (Ri2). | 40% | 0,4 |
2.1. | Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i). | 0,5 | |
2.2. | Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (С2i). | 0,5 |
14.2.2 Оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее «Квалификация участника открытого конкурса»)».
Показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
14.2.2.1. Оценка заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)».
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Значение показателя: количество исполненных участником конкурса договоров (в том числе государственных контрактов) стоимостью не меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, за период с 2012 года по настоящее время.
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается формой «Квалификация участника конкурса» (по форме приложения №3 к специальной части) и копиями договоров (в том числе государственных контрактов) стоимостью не меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, за период с 2012 года по настоящее время с приложением актов приемки-сдачи выполненных работ, свидетельствующих о выполнении договоров.
Расчет количества баллов, присуждаемых по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:
Количество баллов по показателю С1i определяется по формуле:
где:
КЗ – коэффициент значимости показателя (0,5);
Кi – предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;
Кmax – максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками конкурса.
Таким образом, из буквального прочтения пункта 14.2.2.1 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации следует, что при оценки заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)» учитываются исполненные участником конкурса за период с 2012 года по настоящее время договоры (в том числе государственные контракты) на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, стоимость которых составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему Конкурсу (то есть не менее 49022553,88 руб.).
В рассматриваемом случае, как следует из Приложения № 2 к Протоколу №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 при оценке заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)» конкурсной комиссией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» учтено 18 договоров (том 1 л.д.180-182), которые были перечислены ГУП «Ленгипроинжпроект» в форме «Квалификация участника конкурса» (том 2 л.д.80-83, заявка том 1 л.д. 40-43).
Проанализировав предмет договоров (контрактов) перечисленных ГУП «Ленгипроинжпроект» в форме «Квалификация участника конкурса» и представленных в составе заявки, суд приходит к выводу о том, что критериям, установленным в пункте 14.2.2.1 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации соответствует только один из представленных ГУП «Ленгипроинжпроект» контрактов, а именно контракт № 1/110-13 (200.13) от 09.08.2013 на выполнение работ по сбору исходных данных, выполнению инженерных изысканий, разработке проектной и рабочей документации по объекту «Проектирование строительства систем водоснабжения и канализирования пос. Лисий Нос» (стоимость договора 83403424,24 руб.). Остальные 17 договоров (контрактов) перечисленных ГУП «Ленгипроинжпроект» в форме «Квалификация участника конкурса» не относятся к договорам на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей.
Тот факт, что в состав работ по всем договорам (контрактам), перечисленным ГУП «Ленгипроинжпроект» в форме «Квалификация участника конкурса», входят, в том числе, работы по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, не свидетельствует о том, что данные договоры могли быть учтены при оценке заявки ГУП «Ленгипроинжпроект»по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)». Как уже указывалось выше, исходя из буквального прочтения пункта 14.2.2.1 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации следует, что при оценки заявок по данному показателю учитываются исполненные участником конкурса договоры (государственные контракты) на выполнение работ именно по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, а не любые договоры на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство иных объектов, в состав которых также входят работы по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей.
Кроме того, стоимость непосредственно работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей в договорах (контрактах) перечисленных ГУП «Ленгипроинжпроект» в пунктах 2-18 формы «Квалификация участника конкурса» является незначительной по отношению к общей сумме проектно-изыскательских работ по данным договорам (контрактам). Данные о стоимости и доле работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей в составе работ по договорам (контрактам) перечисленным ГУП «Ленгипроинжпроект» в пунктах 2-18 формы «Квалификация участника конкурса» приведены в представленном истцом заключении ООО «Агентство Консалтинга и Оценки» от 17.09.2018 № 17-А/18 и ответчиком, а также третьим лицом не опровергнуты. Таким образом, стоимость непосредственно работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей в составе работ по договорам (контрактам), перечисленным ГУП «Ленгипроинжпроект» в пунктах 2-18 формы «Квалификация участника конкурса», составляет менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему Конкурсу (то есть менее 49022553,88 руб.), а соответственно, данные договоры также не могли быть учтены при оценке заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)».
При таких обстоятельствах, поскольку при оценке заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)» должен был учитываться только один договор, то поскольку ООО «ТГС» представлено 5 договоров и АО «Ленгидропроект» представлено 4 договора, следовательно, заявке «Ленгипроинжпроект» по данному показателю надлежало присвоить 10 баллов = 0,5 х 100 х (1/5), в то время как заявке ООО «ТГС» надлежало присвоить 50 баллов = 0,5 х 100 х (5/5).
Таким образом, суд полагает обоснованным довод истца о том, что Конкурсная комиссия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» неверно произвела оценку заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия оценки заявок «Квалификация участника открытого конкурса».
Кроме того, суд также соглашается с доводом истца о том, что Конкурсная комиссия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» неверно произвела оценку заявки ООО «ТГС» по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» критерия оценки заявок «Квалификация участника открытого конкурса».
Согласно пункту 14.2.2.2 части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации Оценка заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (С2i)».
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Значение показателя: количество ключевых специалистов участника конкурса со стажем работы по специальности не менее 5-ти лет,планируемых к непосредственному привлечению к исполнению контракта, являющегося предметом настоящего конкурса, имеющих высшее профессиональное образование и квалификацию «инженер-строитель», «инженер», «инженер путей сообщения», «горный инженер» по специальностям: «Мосты и тоннели» («Мосты и транспортные тоннели»), «Водоснабжение и водоотведение» («Водоснабжение и канализация»), «Шахтное и подземное строительство», «Промышленное и гражданское строительство»; а также наличие инженеров-сметчиков, имеющих высшее профессиональное образование и свидетельство (удостоверение) о профессиональной переподготовке по квалификации «Проектно-сметное дело в строительстве».
Информация о наличие у участника трудовых ресурсов предоставляется по форме «Квалификация участника конкурса» (Приложения №3 к специальной части).
В качестве документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов и их квалификацию, должны быть представлены:
1. копии трудовых договоров, заключенных участником закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ.
2. копии соответствующих дипломов по квалификации «инженер-строитель», «инженер», «инженер путей сообщения», по специальностям: «Мосты и тоннели» («Мосты и транспортные тоннели»), «Водоснабжение и водоотведение» («Водоснабжение и канализация»), «Шахтное и подземное строительство», «Промышленное и гражданское строительство», подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ.
3.копии дипломов о высшем профессиональном образовании и свидетельств (удостоверений) о профессиональной переподготовке по квалификации «Проектно-сметное дело в строительстве» (для инженеров-сметчиков).
4. копии трудовых книжек привлекаемых ключевых специалистов.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
При отсутствии подтверждающих документов в составе заявки участника закупки комиссия не учитывает такие данные участника закупки.
Расчет количества баллов, присуждаемых по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» выполняется в соответствии со шкалой оценки, приведенной в Таблице № 2.
Количество баллов по показателю С2i определяется по формуле
С2i = КЗ*КБ;
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,5);
КБ- количество баллов (сумма баллов по каждой позиции шкалы (таблица № 2);
С2i – количество баллов, присуждаемых по показателю.
Согласно приложении. № 2 к протоколу рассмотрения и оценки заявок №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 оценка заявки ООО «ТГС» по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» была осуществлена конкурсной комиссией следующим образом:
Критерий | Сведения из конкурсной документации | Условия исполнения контракта | ||||||||||||||||||||
Коэффициент значимости показателя: 0,5 Значение показателя: количество ключевых специалистов участника конкурса со стажем работы по специальности не менее 5-ти лет, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению контракта, являющегося предметом настоящего конкурса, имеющих высшее профессиональное образование и квалификацию «инженер-строитель», «инженер», «инженер путей сообщения», «горный инженер» по специальностям: «Мосты и тоннели» («Мосты и транспортные тоннели»), «Водоснабжение и водоотведение» («Водоснабжение и канализация»), «Шахтное и подземное строительство», «Промышленное и гражданское строительство»; а также наличие инженеров-сметчиков, имеющих высшее профессиональное образование и свидетельство (удостоверение) о профессиональной переподготовке по квалификации «Проектно-сметное дело в строительстве». Информация о наличие у участника трудовых ресурсов предоставляется по форме «Квалификация участника конкурса» (Приложения №3 к специальной части). В качестве документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов и их квалификацию, должны быть представлены: 1. копии трудовых договоров, заключенных участником закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ. 2. копии соответствующих дипломов по квалификации «инженер-строитель», «инженер», «инженер путей сообщения», по специальностям: «Мосты и тоннели» («Мосты и транспортные тоннели»), «Водоснабжение и водоотведение» («Водоснабжение и канализация»), «Шахтное и подземное строительство», «Промышленное и гражданское строительство», подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ. 3.копии дипломов о высшем профессиональном образовании и свидетельств (удостоверений) о профессиональной переподготовке по квалификации «Проектно-сметное дело в строительстве» (для инженеров-сметчиков). 4. копии трудовых книжек привлекаемых ключевых специалистов. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати. При отсутствии подтверждающих документов в составе заявки участника закупки комиссия не учитывает такие данные участника закупки. Расчет количества баллов, присуждаемых по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» выполняется в соответствии со шкалой оценки и приведен в (таблице №2):
Количество баллов по показателю С2i определяется по формуле С2i = КЗ*КБ; где: КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,5); КБ- количество баллов (сумма баллов по каждой позиции шкалы (таблица № 2); С2i – количество баллов, присуждаемых по показателю. 14.2.2.3. Порядок оценки, заявок участников закупки по критерию: Количество баллов, присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле: Rci=C1i+C2i Где: Rci - Количество баллов, присуждаемое i-й заявке; C1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.1. C2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.2. Из представленных ключевых специалистов в количестве 71 человек, не был зачтен 1 человек, так как его квалификация не соответствует значению показателя: «количество ключевых специалистов участника конкурса со стажем работы по специальности не менее5-ти лет, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению контракта, являющегося предметом настоящего конкурса, имеющих высшее профессиональное образование и квалификацию «инженер-строитель», «инженер», «инженер путей сообщения», «горный инженер» по специальностям: «Мосты и тоннели» («Мосты и транспортные тоннели»), «Водоснабжение и водоотведение» («Водоснабжение и канализация»), «Шахтное и подземное строительство», «Промышленное и гражданское строительство»; а также наличие инженеров-сметчиков, имеющих высшее профессиональное образование и свидетельство (удостоверение) о профессиональной переподготовке по квалификации «Проектно-сметное дело в строительстве»»*. | 70 чел. |
Вместе с тем, как следует из содержания заявки ООО «ТГС», участником закупки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» было указано следующее:
Наименование квалификации специалистов | Зачтено |
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование | 21 человека |
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование | 17 человек |
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование | 21 человек |
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Шахтное и подземное строительство» и стажем работы по специальности не менее 5 лет | 8 человек |
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование и переподготовку по направлению профессиональной деятельности «Проектно-сметное дело в строительстве» со стажем работы по специальности не менее 5 лет | 4 человек |
Таким образом, конкурсной комиссией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушен порядок оценки заявки ООО «ТГС», поскольку при указании в протоколе оценки заявок порядка такой оценки конкурсной комиссией были указаны значения, не соответствующие заявке указанного участника закупки.
Исходя из указанных ООО «ТГС» в заявке сведений о специалистах, предлагаемых для выполнения работ (даже с учетом исключения одного специалиста по позиции «Водоснабжение и водоотведение», на что указывает ответчик в отзыве), заявке ООО «ТГС» по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» по формуле С2i = КЗ*КБ должно быть присвоено 50 баллов.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в отзыве на исковое заявление не оспаривает факт ошибки при начислении заявке истца баллов по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ».
В соответствии с пунктом 14.2.2.3. части II «Специальная часть. Инструкция участникам» Конкурсной документации «Порядок оценки, заявок участников закупки по критерию»:
Количество баллов, присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле:
Rci=C1i+C2i, где:
Rci - Количество баллов, присуждаемое i-й заявке;
C1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.1.
C2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.2.
Таким образом, по критерию «Квалификация участников закупки» с учетом вышеприведенных выводов суда, заявке ГУП «Ленгипроинжпроект» надлежало присвоить 60 баллов, а с учетом значимости критерия 40% - количество баллов по данному критерию составляет 24. Таким образом, общая сумма баллов по заявке ГУП «Ленгипроинжпроект» составляет 74,05 баллов (а не 90,05 как указано в протоколе рассмотрения и оценки заявок №0572500000118000278-2 от 04.07.2018).
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами ООО «ТГС» о том, что конкурсной комиссией заказчика неправильно произведен подсчет баллов по заявкам ГУП «Ленгипроинжпроект» и ООО «ТГС». Допущенные конкурсной комиссией заказчика подсчете баллов нарушения имеют существенный характер, поскольку нарушение правил подсчета баллов привело к неверному определению победителя конкурса, в связи с чем ГУП «Ленгипроинжпроект» неправомерно признан победителем спорного конкурса.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
На основании изложенного торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Как уже указывалось выше, допущенные конкурсной комиссией Заказчика (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») при подсчете баллов нарушения имеют существенный характер, поскольку нарушение правил подсчета баллов привело к неверному определению победителя конкурса, которым признано ГУП «Ленгипроинжпроект».Указанные обстоятельства привели к нарушению публичных интересов в сфере размещения заказов, а также прав и законных интересов ООО «ТГС».При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования в части признания недействительным и отмены протокола № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА» (извещение № 0572500000118000278), также подлежат удовлетворению.
При этом, требования ООО «ТГС» о признании его победителем открытого конкурса (закупка №0572500000118000278) и заключении с истцом контракта на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА» не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что истцом в данном случае избран ненадлежащий способ защиты. Такой способ защиты прав как признание судом победителем торгов иного лица законом не предусмотрен.
По смыслу приведенных выше положений статьи 449 ГК РФ, нарушение положений закона при проведении торгов влечет признание их недействительными. В рамках недействительных торгов не может быть признано наличие победителя. Следовательно, требования истца о признании его победителем Конкурса не могут быть удовлетворены, поскольку являются ненадлежащим способом защиты прав.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования ООО «ТГС» подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части оценки заявки ГУП «Ленгипроинжпроект» и заявки ООО «ТГС», отраженные в протоколе №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также в части признания недействительным и отмены протокола № 0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА» (извещение № 0572500000118000278).
В остальной части заявленных ООО «ТГС» требований надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 18000 руб. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина в размере 18000 руб. подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части расходы по государственной пошлине подлежат оставлению на истце.Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконными действия Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части оценки заявки Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Проектный институт по проектированию городских инженерных сооружений «Ленгипроинжпроект», отраженные в протоколе №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Признать незаконными действия Единой комиссии № 3 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, утвержденной приказом генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 31.05.2018 № 100, по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе в части оценки заявки общества с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой», отраженные в протоколе №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Признать недействительным и отменить протокол №0572500000118000278-2 от 04.07.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на разработку проектной документации по объекту «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт № 415 ПГКС до ГНС ССА» (извещение № 0572500000118000278).
В удовлетворении остальной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой» требований отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой» 18000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ТоннельГеоСтрой» 18000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 01.08.2018 № 1934.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.