Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 февраля 2018 года Дело № А56-98911/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ступкевич А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ"
заинтересованное лицо - Балтийский таможня
об оспаривании решения
при участии
от заявителя – ФИО1,
от заинтересованного лица – ФИО2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) № 15-10/41257 от 25.05.2017 о возврате без рассмотрения заявления исх.№219 от 15.08.2017г. о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ № 10216100/180215/0008894 в размере 201 495 руб. 81 коп.; об обязании возвратить излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 201 495 руб. 81 коп.
В судебном заседании представитель Общества поддержал уточненные исковые требования.
Представитель таможни возражал против заявленных исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Общество на основании внешнеэкономического контракта с компанией «SAS Machinery LLC» (США) в 2014 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации катер б/у Willard Sea Force 7m RIB, HIN 7MRB9415, таможенная стоимость которого была определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее – Соглашение) по первому методу ее определения «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
В ходе таможенного оформления ввезенного товара Таможенным органом было принято решение от 20.02.2015 года о проведении дополнительной проверки с требованием предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, в сумме 196 102 (сто девяносто шесть тысяч сто два) рубля 97 копеек.
Требуемое обеспечение было предоставлено Истцом за счет внесенных платежным поручением №173 от 17.02.2015г. авансовых платежей, что подтверждается таможенной распиской №10216100/200215/ТР-6494662.
По результату проведения дополнительной проверки Таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости от 08.05.2015г., вследствие чего Таможней было вынесено требование об уплате таможенных платежей №544-О от 03.06.2015г. на сумму 5 392 руб. 84 коп. (внесены по п/п №642, №643 от 25.06.2015г.) и обращено взыскание на денежные средства в размере 196 102 руб. 97 коп.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 154 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 года № 311-ФЗ (далее – Закон о таможенном регулировании), взыскание доначисленных таможенных платежей производилось таможенным органом в принудительном порядке, путем обращения взыскания на представленное декларантом обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 года по делу № А56-50834/2015 было признано недействительным решение Балтийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 08.05.2015г. по ДТ №10216100/180215/0008894 и требование об уплате таможенных платежей №544-О от 03.06.2015г. Суд также обязал таможенный орган восстановить нарушенные права Общества путем принятия таможенной стоимости по1-му методу.
Данное постановление сторонами не оспорено и является вступившим в законную силу.
15 августа 2017 года Общество обратилось в Таможенный орган с заявлением (исх.№219 от 15.08.2017г.) о возврате (зачете) излишне взысканных сумм таможенным пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ №10216100/180215/0008894 (всего на сумму 201 495 руб. 81 коп.). К заявлению был приложен пакет документов, в частности: копии платежных поручений: №2 от 12.01.2015г., №173 и 175 от 17.02.2015г., №642 и 643 от 25.06.2015г., копия ДТ, копия таможенной расписки №10216100/200215/ТР-6494662, копия требования на уплату таможенных платежей №544-О от 03.06.2015г., копии ДТС-2 и КДТ, копия постановления 13 Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017г. по делу № А56-50834/15.
Указанное заявление подготовлено и направлено в соответствии с требованиями Приказа ФТС № 2520 от 22.12.2010 (ред. от 02.05.2012) с приложением документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.
Письмом от 25.08.2017г. Таможня возвратила заявление Общества без рассмотрения, ввиду не предоставления Истцом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с законностью соответствующего решения таможни и её бездействием по вопросу возврата излишне уплаченных излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (ст. 90 ТК ТС).
Упомянутый порядок закреплен в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ).
Согласно ее положениям излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи (часть 4).
Указывая на обоснованность своего отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, таможня ссылается на непредставление обществом совместно с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей документов подтверждающих факт излишней уплаты. По мнению таможенного органа в качестве таких документов могут выступать только формы КДТ в сторону уменьшения сумм таможенных пошлин, налогов с оттиском личной номерной печати инспектора.
При этом в статье 147 Закона №311-ФЗ не указано, какой именно документ может выступать в качестве документа подтверждающего факт излишней уплаты. По смыслу указанной нормы, к документам подтверждающим факт излишней уплаты следует относить платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, сами таможенные декларации, а также любые иные документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом. В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено, что в качестве документа подтверждающего факт излишней уплаты заявителем в таможенный орган в исключительном порядке должна предоставляться форма КДТ в сторону уменьшения сумм таможенных пошлин, налогов с отметками таможенного органа.
Материалами дела подтверждается, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество приложило все необходимые документы в т.ч. документы подтверждающие факт излишней уплаты: платёжные поручения, копию ДТ, копию таможенной расписки №10216100/200215/ТР-6494662, копию требования на уплату таможенных платежей №544-О от 03.06.2015г., копии ДТС-2 и КДТ, копию постановления 13 Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017г. по делу №А56-50834/15
Довод таможни о необходимости представления формы КДТ в сторону уменьшения сумм таможенных пошлин, налогов заверенной таможенным органом противоречит статье 147 Закона № 311-ФЗ.
Как указано в п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно положений подпункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд в решении должен указать на необходимость устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Согласно расчету общества, не опровергнутому таможенным органом, проверенному судом и признанному обоснованным, размер излишне уплаченных излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ 10216100/180215/0008894 составил 201 495 руб. 81 коп.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать незаконным решение Балтийской таможни № 15-10/41257 от 25.05.2017 о возврате без рассмотрения заявления исх.№219 от 15.08.2017г. о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ № 10216100/180215/0008894 в размере 201 495 руб. 81 коп.
Обязать Балтийскую таможню восстановить нарушенные права ООО
«НОВИКОМ» путем возврата излишне взысканных и уплаченных таможенных платежей в размере 201 495 руб. 81 коп.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу ООО «НОВИКОМ» понесенные
судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб. 00
коп.
Возвратить заявителю излишне уплаченную им госпошлину в сумме 4030 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.