Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 июня 2020 года Дело № А56-99142/2019
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворов М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хертек В.Ч.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНЫЙ РАДИОЧАСТОТНЫЙ ЦЕНТР" Филиал в Северо-Западном федеральном округе (адрес: Россия 190000, Санкт-Петербург, ул Галерная 27 , ОГРН: 7739334479 );
ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР-ЗАЩИТЫ" (адрес: Россия 453571, город Межгорье, республика Башкортостан, Олимпийская улица дом 12 , ОГРН: );
о взыскании 88.226 руб. 50 коп.
при участии
- от истца: представителя ФИО1 доверенность от 20.08.2018.
- от ответчика: не явился, извещен
установил:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНЫЙ РАДИОЧАСТОТНЫЙ ЦЕНТР" (истец) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР-ЗАЩИТЫ" о взыскании 88.226 руб. 50 коп. штрафа за нарушение обязательств по договору физической охраны №0000000009619Р010002/5780-19-0068 от 25.06.2019.
Надлежащим образом извещенные по всем представленным в арбитражный суд адресам ответчик в судебное заседание не явился, мотивированных возражений не представил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствии по имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Как установлено материалами дела, 25.06.2019 филиал ФГУП «ГРЧЦ» в СЗФО (заказчик, истец) и ООО ЧОО "ЦЕНТР-ЗАЩИТЫ" (исполнитель, ответчик) заключен договор на услуги физической охраны №000 000 000 9619Р01 0002/5780-19-0068 со сроком оказания услуг с 01.07.2019 по 31.12.2021 и ценой договора 2 940 883 руб. 20 коп.
Договор заключен путем конкуретной процедуры запроса котировок (процедура №31907899739, размещена 22.05.2019 на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru), подписан сторонами электронными подписями.
Согласно условиям заключенного договора исполнитель в прядке и на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с Технически заданием и Спецификацией, являющимся приложениями к договору, обязался оказать услуги по охране объекта - станции технического радиоконтроля (далее - СТРК, Объект охраны) Управления по Архангельской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в СЗФО расположенной по адресу: Архангельская область, Приморский р-н, МО «Талажское», <...>).
Согласно п. 2.1 договора, исполнитель совместно с заказчиком проводит обследование технической оснащенности и укреплённости объекта в течение 3 рабочих дней со дня подписания договора. По результатам обследования в последний день проведения обследования исполнитель представляет заказчику подписанный со своей стороны акт технической оснащенности и укрепленности объекта. С учетом даты подписания договора 25.06.2019 срок представления акта технической оснащенности и укрепленности объекта исполнителем заказчику истек 28.06.2019. При этом, в соответствии с п. 3 Технического задания и Спецификацией к договору, срок оказания услуг исполнителем начинает течь с 00 час. 00 мин. 01.07.2019 в круглосуточном режиме.
Согласно акту №1 от 01.07.2019 объект охраны принят исполнителем под охрану 01.07.2019 в 20 час. 00 мин.
К моменту СТРК под охрану заказчик зафиксировал следующие нарушения исполнителем обязательств по договору:
В нарушение обязательств, предусмотренных п. 2.1 договора, исполнителем не представлен заказчику Акт технической оснащенности и укрепленности объекта.
В нарушение обязательств, предусмотренных п. 3.1.2 договора:
- отсутствует личная карточка охранника, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной деятельности;
- отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
В нарушение обязательств предусмотренных п. 5 Технического задания к договору:
- у работника отсутствует специальное удостоверение с квалификацией работника охраны не ниже 4- го разряда;
- отсутствует должностная инструкция, регламентирующая действия работника охраны на посту в соответствии с требованием приказа МВД России от 22.08.2011 №960, согласованная с Заказчиком до начала оказания услуг;
- отсутствует ГБР;
- отсутствует спецсредства (наручники, резиновая палка) на посту охраны.
О перечисленных нарушениях оставлен акт №2 от 01.07.2019, письмом от 01.07.2019 №82417 указанный акт направлен в адрес исполнителя.
Ответным письмом от 02.07.2019 №3 исполнитель проинформировал заказчика об устранении нарушений в срок до 04.07.2019.
04.07.2019 представителями заказчика и исполнителя зафиксировано устранение исполнителем всех выявленных нарушений, о чем составлен акт №5.
Согласно п. 8.3 договора, при нарушении исполнителем (работниками исполнителя) обязательств по договору исполнитель по требованию заказчика уплачивает заказчику штраф в размере 1 % цены договора за каждый факт такого нарушения.
В связи с допущенными ответчиком нарушениями по договору истец, в соответствии с п. 8.3 договора, направил ответчику претензию от 11.07.2019, с требованием об уплате штрафа в размере 88 226 руб. 50 коп. из расчета: 2 940 883 руб. 2 коп. х 1% х3 случая = 88 226 руб. 50 коп.
Ответчик в добровольном порядке уплатить сумму штрафа отказался, выразив несогласие с предъявленной претензией ответным письмом от 17.07.2019.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.
В обоснование возражений на отзыв ответчика истец, указывает на следующее:
Довод ответчика, о том, что: «поскольку Договор подписан сторонами - 25.06.2019 г. (вторник), установленный п. 2.1 для Исполнителя срок для обследования объектов истекал 28.06.2019 г. (пятница), срок для подписания Заказчиком Акта по результатам осмотра 2 рабочих дня - 02.07.2019 г. Ответчик, таким образом, соблюдение установленного Договором срока оказания услуг с 00 часов 00 мин. 01.07.2019 г. не в полной мере зависела от Исполнителя».
Данный довод Ответчика основан на применении к спорным отношениям сторон п. 2.1. Договора, без учета п.п. 2.2. и 2.4. Договора, п. 3 Технического задания и Спецификации, согласно которым приём Исполнителем объекта под охрану производится в течение 1 (одного) рабочего дня после подписания Сторонами Акта технической оснащённости и укреплённости объекта; срок оказания услуг начинается с момента подписания Акта приёма под охрану объекта, с учётом срока оказания услуг согласно Техническому заданию, то есть не позднее 01.07.2019.
С целью своевременных подготовки и подписания указанных актов и недопущения нарушения срока начала оказания услуг и иных обязательств по Договору, Заказчик неоднократно обращался к Исполнителю устно (по телефону) и письменно (письма от 28.06.2019 № 10006969, от 01.07.2019 № 82417, от 01.07.2019 № 82738, от 02.07.2019 № 83483, приложение № 1). Также Заказчиком самостоятельно был подготовлен проект Акта технической оснащённости и укреплённости объекта, в то время как п. 2.1. Договора эта обязанность возложена на Исполнителя.
До 01.07.2019 представитель Исполнителя ФИО2 (действующий по доверенности № 9 от 28.06.2019) обращался к Заказчику без документа, удостоверяющего личность и соответствующей доверенности, что также не способствовало конструктивному взаимодействию Сторон и своевременному исполнению Договора Исполнителем.
Кроме того, Ответчик, являясь участником закупки, до завершения конкурсной процедуры в установленном порядке был вправе подать заявление о даче Заказчиком разъяснений по Извещению о запросе котировок в части сроков оказания услуг по лоту № 2. Однако такой запрос в адрес Истца от Ответчика не поступал, что свидетельствует о не усмотрении Ответчиком при участии в конкурсной процедуре «противоречий» в условиях Договора, входящего в состав лота № 2 Извещения о запросе котировок № 31907899739.
В случае несогласия Ответчика со сроком оказания услуг по Договору, Ответчик был вправе:
1)не участвовать в конкурсной процедуре;
2)отозвать заявку на участие в конкурсной процедуре;
3) обжаловать Извещение о запросе котировок в установленном порядке,
однако этого не сделал.
Согласие Ответчика на условия Договора (о сроке оказания услуг с 01.07.2019, о размере неустойки и т.д.), в том числе, вытекает из Заявки на участие в закупке путем проведения запроса котировок по Лоту № 2. поданной 03.06.2019 за подписью директора ООО ЧОО «Центр-Защиты» ФИО3 (приложение № 2).
По итогам запроса котировок (Протокол заседания Временной закупочной комиссии ФГУП «ГРЧЦ» от 13.06.2019 № 58, приложение № 2 к иску) по лоту № 2 процедура запроса котировок признана несостоявшейся (т.к. по результатам рассмотрения заявок заявка Ответчика была признана единственной соответствующей требованиям документации) и комиссией решено заключить договор с Ответчиком с предложением цены договора согласно заявке участника, с объемом и сроками оказания услуг в соответствии с Приложением № 1 к извещению.
Ответчик заключил Договор и от подписания не уклонялся.
Пунктом 2 ст. 1 ГК РФ установлено, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Пунктом 1 ст. 421 ГК РФ установлено, что юридические лица свободны в заключении договора.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с указанными нормами гражданского законодательства Ответчик, участвуя в конкурсной процедуре и заключив спорный Договор, по своему усмотрению осуществил принадлежащие ему гражданские права, воспользовался своим правом на свободу договора и свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Все условия Договора являются действующими, не противоречат законодательству, не изменены Сторонами и не оспорены Ответчиком в установленном порядке.
Кроме того, с учетом продолжительности процедуры по совершению сделки (документация о закупке размещена 22.05.2019, заявка Ответчиком подана 03.06.2019, итоги конкурсной процедуры подведены 13.06.2019, Договор заключен 25.06.2019 после окончания 10-дневного моратория), можно прийти к выводу о продуманном и взвешенном решении Ответчика заключить и исполнить Договор, нести по нему все принятые на себя обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства Исполнителя, предусмотренные Договором (в том числе о сроках и порядке оказании услуг, и об уплате штрафа), должны исполняться надлежащим образом.
Как следует из особенности предмета Договора и цели закупки Заказчика, срок начала оказания услуг 00 ч. 00 мин. 01.07.2019, указанный в Договоре и приложениях к нему, для Заказчика является существенным условием Договора.
Таким образом, указанный довод Ответчика не основан на обстоятельствах дела и подлежит отклонению.
Исчисление штрафа произведено в строгом соответствии с условиями Договора, который являлся неотъемлемой частью Извещения о запросе котировок № 31907899739. Ответчиком не предприняты действия, указанные Истцом в п. 1 настоящих возражений. Договор заключен установленным порядком, является действующим и подлежит исполнению.
Установление Заказчиком в п. 9.2. Договора ответственности Исполнителя в размере 1 % от цены Договора, а не от цены стоимости услуги за месяц, за каждый факт нарушения не «противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 ГКРФ» и не «является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ)».
В данном Договоре результат оказания услуг и срок оказания услуг для Заказчика являются существенными условиями Договора в связи с:
Статусом Заказчика и выполняемыми им государственными функциями
ФГУП «ГРЧЦ» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2000 № 1002 «О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации». Деятельность ФГУП «ГРЧЦ» ведется на основании Устава, утверждённого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 № 434 «О радиочастотной службе». Истец включен в перечень стратегических предприятий России (Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»).
Первой и наиважнейшей функцией Истца является осуществление радиоконтроля в соответствии с ст. 25 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 175 «Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 № 434 «О радиочастотной службе», нормативными актами Роскомнадзора, Уставом Истца, Положениями о филиале и Управлении филиала Истца.
От количественных и качественных результатов радиоконтрольных мероприятий структурных подразделений радиоконтроля Истца зависит не только результат работы ФГУП «ГРЧЦ» в целом и его государственное финансирование, но и эффективность государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Особенностями объекта охраны и находящегося на нем имущества Истца
Объект охраны - Станция технического радиоконтроля (СТРК) Управления по Архангельской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Северо-Западном федеральном округе, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский р-н, МО «Талажское», <...>, является местом размещения обособленного подразделения Истца с целью осуществления мероприятий по радиоконтролю на территории Архангельской области.
Кроме того, СТРК, признанная отвечающей соответствующим техническим стандартам, входит в список станций международного радиоконтроля Международного союза электросвязи (Список VIII), участвующих в системе международного контроля излучений (подтверждено Информационным бюллетенем Международного союза электросвязи от 01.06.2010 № 957, выписка в приложении № 3). На территории Российской Федерации 12 станций Международного союза электросвязи (МСЭ), из них 2 - на территории Северо-Западного федерального округа.
Участие СТРК ФГУП «ГРЧЦ» в системе международного контроля излучений предусматривает участие в регулярных и специальных международных программах радиоконтроля и решение других задач в интересах стран - членов МСЭ, в том числе оказание содействия в устранении несанкционированной несоответствующей Регламенту радиосвязи МСЭ работы радиоэлектронных средств, а также помощь в выявлении источников вредных помех.
В частности, СТРК ФГУП «ГРЧЦ» принимает участие в международной программе контроля за излучениями в полосе радиочастот 2 850 - 28 000 кГц в соответствии с Циркулярным письмом Бюро радиосвязи МСЭ от 09.05.2001 № CR/159, а также в программе контроля полос COSPAS-SARSAT (406-406,1 МГц), используемых спутниковыми радиомаяками - указателями места бедствия, в соответствии с Резолюцией 205 Всемирной конференции радиосвязи 2012 года. По результатам мероприятий радиоконтроля установленным порядком оформляются и направляются в МСЭ соответствующие отчеты и донесения о нарушениях.
На Объектах Истца используются и хранятся материальные ценности, являющиеся федеральной собственностью и принадлежащие Истцу на праве хозяйственного ведения (Справка о стоимости имущества, закреплённого за объектами Управления по Архангельской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Северо-Западном федеральном округе по состоянию на 01.07.2019 в приложении №4). Рыночная стоимость охраняемого имущества на объекте значительно превышает его остаточную балансовую стоимость. Большая часть используемого на СТРК радиоконтрольного оборудования является уникальным, изготовленным производителями специально для нужд Истца, в силу чего становится невозможным его оперативное приобретение в свободном рыночном обороте в случае порчи или утраты по вине Ответчика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. № ИЗО «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)», Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и согласно Паспорту безопасности Управления по Архангельской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Северо-Западном федеральном округе от 20.09.2018 (документ с пометкой «Для служебного пользования», титульный лист в приложении № 5) объект имеет категорию по антитеррористической защищенности. В связи с этим для данного объекта установлены обязательные для выполнения требования по охране, в том числе непрерывной (круглосуточной).
Из-за нарушения Ответчиком условий Договора о сроке начала оказания услуг, срок отсутствия охраны объекта составил почти сутки. Все замечания Истца к Ответчику устранены только 04.07.2019.
Закупки товаров, работ и услуг Истец производит в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В силу особенности закупочной деятельности Истца, у Заказчика отсутствовала возможность оперативно расторгнуть действующий Договор с Исполнителем в связи с неисполнением обязательств (п. 6.4. Договора), внести изменения в План закупки, произвести новую закупочную процедуру и заключить аналогичный договор с новым исполнителем.
Истец должен своевременно исполнять План закупки с учетом необходимости освоения заложенных и запланированных предельных объемов финансирования. Неисполнение Плана закупки ведет к применению административных мер в отношении работников Истца в соответствии с вертикалью распределения ответственности.
Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета радиочастотной службе на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением возложенных на нее функций (утв. постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 191, далее - Правила предоставления субсидии) ФГУП «ГРЧЦ» получает государственное финансирование в виде предоставления субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат (см. п. 11.7. Договора).
Субсидия предоставляется радиочастотной службе в рамках подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Роскомнадзора как получателя средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением радиочастотной службой возложенных на нее функций.
Затраты Истца на услуги физической охраны объектов в 2019-2022 годах отражены в Сметном расчете субсидий на 2019-2021 годы и Сметном расчете субсидий на 2019-2022 годы, являющихся приложениями к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета радиочастотной службе на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением возложенных на нее функций, в рамках подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 12.02.2019 № 096-11-2019-001 (далее - Соглашению о предоставлении субсидии).
Вследствие приёмки и оплаты фактически оказанных услуг за июль 2019 года в меньших объёме и размере (96.958,08 руб.), чем запланировано Заказчиком и указано в Договоре (99.636,48 руб.), в соответствии с Актом оказанных услуг № 1 за отчетный период с 01.07.2019 по 31.07.2019 с приложенным к нему Перерасчетом стоимости за услуги по физической охране объекта по факту в июле 2019 г. (приложение № 6), у Заказчика образовалась экономия запланированных на финансирование Договора бюджетных средств.
Как следствие Истцом не в полной мере исполнено Соглашение о предоставлении субсидии и произведен возврат в федеральный бюджет субсидии. Неравномерное или неполное освоение субсидий Истцом влечет за собой возможные санкции Роскомнадзора в отношении подконтрольного предприятия - Истца и, как следствие, принятие административных мер в отношении работников Истца в соответствии с вертикалью распределения ответственности. Кроме того, в последующих финансовых периодах возможно секвестирование расходов на охрану в связи с некачественным планированием и исполнением бюджета.
Установленная в Договоре неустойка нацелена на соблюдение интересов Заказчика, с учетом возложенных на него государственных функций, призвана не допустить к исполнению Договора исполнителя с недобросовестными намерениями, компенсировать риски и затраты Истца (временные, финансовые, трудовые) в случае необходимости расторжения Договора по вине Ответчика и заключения нового. Размер договорной неустойки свидетельствует не о том, что «действия Истца направлены на обогащение», как утверждает Ответчик, а на то, что для Заказчика важно своевременно получить качественные услуги от добросовестного исполнителя.
С учетом изложенного, суд считает, что установленная в Договоре неустойка является согласованной сторонами, соизмеримой со статусом Заказчика, особенностями объекта охраны и находящегося на нем имущества, особенностями закупочной деятельности и финансирования Заказчика.
Довод Ответчика о том, что «выявленные и зафиксированные в акте № 2 от 01.07.2019 г. нарушения не повлияли на сохранность имущества и обеспечение безопасности охраняемого Ответчиком объекта, были устранены Ответчиком в установленные п. 9.6. Договора сроки (3 рабочих дня), в течение двух дней - 04.07.2019 г., ущерб к возмещению Истцом не заявлен». В связи с чем, по мнению Ответчика, «заявленный Истцом штраф (в размере месячной стоимости оказанных услуг) в силу ст. 333 ГК РФ несоразмерен последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению».
Указанный довод подлежит отклонению по причине согласия Ответчика с условиями Договора при его заключении, а также значимостью для Истца сроков и качества оказания услуг.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании вышеизложенного и
Руководствуясь статьями 102, 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Центр-защиты" в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" Филиал в Северо-Западном федеральном округе 88.226 руб. 50 коп. штрафа.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Центр-защиты" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3.529 руб.
Выдать исполнительные листы.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Суворов М.Б.