Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 марта 2020 года Дело № А56-99221/2019
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петренко Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Никольская электросетевая компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: акционерное общество «Курортэнерго»
о признании незаконным постановления от 12.08.2019 №78/26512/19 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.02.2020
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 15.01.2020
от третьего лица - не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Никольская электросетевая компания» (далее – Общество, ООО «Никольская электросетевая компания») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 12.08.2019 №78/26512/19 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Курортэнерго» (далее – АО ««Курортэнерго»).
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал, а представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
АО ««Курортэнерго» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие его представителей
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «Никольская электросетевая компания» обратилось в Управление с заявлением от 30.04.2019 № 50 (вх. № 14253-ЭП/19 от 13.05.2019) в связи с действиями (бездействием) АО «Курортэнерго» при отказе в заключении договора на опосредованное технологическое присоединение через сети АО «Курортэнерго», ОАО «ОЭК» и СТСН «Белоостров» для увеличения мощности в отношении объекта - уч. 2 Сул, урочище Заболотье, СПК «Пригородный», Всеволожский район Ленинградской области (далее - объект).
В ходе рассмотрения заявления Управление установило, что Общество 26.12.2018 обратилось в АО «Курортэнерго» с заявкой № 128 на технологическое присоединение дополнительной мощности для электроснабжения ДНП «Солнечное».
В заявке Общество указало адрес энергопринимающих устройств ДНП «Солнечное» в соответствии с выданным АТП № 561 АТс-11/18, а именно: Ленинградская область, Всеволожский район, СПК «Пригородный», урочище Заболотье, уч. 2 Сул.
ДНП «Солнечное» присоединено к электрическим сетям АО «Курортэнерго» транзитом через сети ОАО «ОЭК», СТСН «Белоостров» в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения от 26.08.2015г. № 935/502-15, что подтверждено Актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 09.11.2016г. № 176/ПС, Актом об осуществлении технологического присоединения от 03.03.2017г. № 73АТ-3/17; точка присоединения определена - контактное присоединение к ВЛ-ЮкВ ф. 127-108 на участке «ПП-532 - ТП-544», у оп. 24, опосредованно через сети ДНП- «Поляна-2» и СНТ «Белоостров».
В связи с реструктуризацией электрических сетей точка присоединения была изменена и определена как контактное присоединение к ВЛЮкВ «503-544» на участке «ПП-532/2 - ТП-544», у оп. 24, опосредованно через сети ОАО «ОЭК» и СТСН «Белоостров», источник питания ПС-127 ф. 127-109 РТП 2006 яч. 2 (Акт об осуществлении технологического присоединения от 19.11.2018 № 561 АТо-11/18).
К заявке на технологическое присоединение приложен план расположения энергопринимающих устройств на земельном участке по другому адресу, а именно: Ленинградская область, Всеволожский район, СПК «Пригородный», урочище Заболотье, который к сетям АО «Курортэнерго» не подключен.
С учетом изложенного, а также ссылаясь на отсутствие тарифов на передачу электрической энергии и технологическое присоединение, установленных уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов на территории Ленинградской области, АО «Курортэнерго» письмами от 09.01.2019 № КЭ/14/19, от 18.03.2019 № КЭ/1009/19 отказало Обществу в технологическом присоединении объекта и рекомендовало обратиться в ПАО «Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК».
Управление по результатам рассмотрения заявления Общества вынесло решение от 12.08.2019 №78/26512/19 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В силу части 2 статьи 39 Закона № 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе заявление юридического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона № 135-ФЗ.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган помимо прочего устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 1); об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 2).
В случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона №135-ФЗ).
В соответствии с пунктами 5, 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), включая финансовые организации, или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая приведенные нормативный положения, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии ТСО).
В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила госрегулирования) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Указанное означает, что такому юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Следовательно, государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.
При этом согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов.
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями указанной статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.
Указанное означает, что владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединение к своим объектам.
В данном случае антимонопольным органом установлено, что в 2018 и 2019 годах АО «Курортэнерго» не обращалось в орган исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в связи с тем, что электроустановки, находящиеся в эксплуатации АО «Курортэнерго» на территории Ленинградской области, не удовлетворяют критериям ТСО.
АО «Курортэнерго» статусом территориальной сетевой организации на территории Ленинградской области не наделено, является владельцем энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства. АО «Курортэнерго» является территориальной сетевой организации на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, в силу положений Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующего положения на товарном рынке.
Следовательно, к названному лицу не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Приняв во внимание изложенное, суд соглашается с позицией Управления об отсутствии в действиях АО ««Курортэнерго» нарушений требований статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Решение Управления об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства соответствует закону (части 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.