4557/2022-178096(2)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2022 года. Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Сундеевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дондук В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Металлпром"
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий
при участии
от заявителя: представителя ФИО1, по доверенности от 24.12.2021.
от заинтересованного лица: представителя ФИО2, по доверенности от 24.05.2021, представителя Кубанских И.Ю., по доверенности от 23.03.2022.
установил:
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Металлпром" обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к заинтересованному лицу - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени общества с ограниченной ответственностью «Металлпром» (ИНН <***>): НД по НДС за III кв. 2019г. peг. № 1075036180 дата 16.10.2020г., НД по НДС за I кв. 2020г peг. № 1075035155 дата 16.10.2020г., об обязании аннулировать то есть признать неподанными налоговые декларации от имени общества с ограниченной ответственностью «Металлпром» (ИНН <***>): НД по НДС за III кв. 2019г. peг. № 1075036180 дата 16.10.2020г., НД по НДС за I кв. 2020г peг. № 1075035155 дата 16.10.2020г.
Определением от 12.11.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как установлено материалами дела, в МИФНС России № 18 по городу Санкт- Петербургу (Далее - налоговый орган) 16.10.2020 через канал телекоммуникационной связи (далее-ТКС) поступили и 16.10.2020 приняты представленные от имени Общества налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость: налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2019 года и 1-й квартал 2020 года.
[A1] Общество обратилось в Инспекцию с просьбой аннулировать декларации, представленные ООО «Ганза-Групп СПб», и заблокировать ключ электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) руководителя организации. Инспекция письмом № 12-07/01094 от 20.01.2021 сообщила Обществу о невозможности аннулировать представленные декларации и отсутствии полномочий по проведению экспертизы сертификата соответствия ключа ЭЦП.
Общество обратилось с жалобой на действия должностных лиц, выразившихся в неправомерном принятии налоговых деклараций по НДС, направленных неуполномоченным представителем, в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу.
Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от момента создания осуществляет генеральный директор ФИО3, о чем 01.10.2018 внесена запись в ЕГРЮЛ.
Заявитель направил жалобу в вышестоящий налоговый орган, в которой указывал, что выше приведенные доводы нижестоящего налогового органа не соответствуют Приказу ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@ (ред. от 27.02.2015) "О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика -юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица").
На момент подачи заявления в суд, налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года, поданный ООО «Ганза-Групп СПб», с применением недостоверных ЭЦП и доверенностей от имени заявителя не удалены из базы ФНС налоговым органом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц – арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данной категории споров, входят: проверка соответствия оспариваемого акта закону (иному нормативно-правовому акту) и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
[A2] факт возложения на заявителя каких-либо обязанностей, факт создания препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Данной норме корреспондируют положения части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Соответствующие жалобы, поданные в арбитражный суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, то есть в порядке установленном Главой 24 АПК РФ (статья 142 НК РФ).
При этом на заявителе лежит обязанность указать права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а на арбитражном суде - установить соответствующие обстоятельства (пункт 3 части 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Нормой пункта 1 статьи 2 НК РФ определено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются с одной стороны организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками (плательщиками сборов и страховых взносов, налоговыми агентами), с другой стороны – налоговые органы (статья 9 НК РФ).
В силу пи. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. |
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.
Общество является организацией, уплачивающей НДС.
В силу п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики, в частности являющиеся плательщиками НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме -при получении налоговой декларации
[A3] (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
Таким образом, направление налоговой декларации в сопровождении электронного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, формируемого уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме, при наличии бумажной доверенности в налоговом органе является достаточным для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика.
В силу пунктов 1, 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При этом, обязанность произвести обработку налоговых деклараций путем ввода данных в карточку лицевых счетов налогоплательщика из нормативных правовых актов, в том числе Административного регламента, не усматривается, в связи с чем обязанность совершить действия, связанные с аннулированием налоговой декларации ООО «ГЛСК», не может быть возложена на налоговый орган в соответствии с требованиями п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ.
Вышеуказанные выводы Инспекции также соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 6294/01, от 11.05.2005 № 16507/04.
Из указанных постановлений следует, что содержание лицевого счета, который ведет налоговый орган и который является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Основания для отказа в принятии декларации установлены в пункте 19 Приказа ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 «Об утверждении Административного регламента ФНС по представлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 № 55942). Одним из оснований для отказа в принятии декларации является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя на представление налоговой декларации.
[A4] Судом установлено, что в инспекцию на бумажном носителе поступила доверенность от 29.09.2020 № 1 (вх № 089836 от 19.10.2020), согласно которой данная доверенность, выданная ООО «МЕТАЛЛПРОМ» в лице Костицыной С.П., наделяет правом Долгушина Д.В. (генерального директора ООО «Ганза-Групп СПб») передавать налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность электронно-цифровой подписью.
На момент представления Обществом через представителя налоговых деклараций по НДС за 1 кв. 2020 г. (корректировка № 3) и за 3 кв. 2019 г. (корректировка № 3) полномочия представителя Общества ФИО4, были подтверждены доверенностью, представленной в Инспекцию в бумажном виде, правовые основания для отказа в принятии уточненной налоговой декларации у налогового органа в силу п.4 ст.80 НК РФ отсутствовали, поступившая декларация подписана ЭЦП уполномоченного представителя Общества, сведения о котором как об уполномоченном лице совпадали со сведениями в представленной доверенности.
Учитывая изложенное, в действиях должностных лиц налогового органа по принятию уточненной налоговой декларации, представленной уполномоченным представителем по доверенности, отсутствуют нарушения норм налогового законодательства.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Следовательно, уточнение налоговых обязательств является правом налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ не дает права налоговому органу аннулировать налоговую декларацию, налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию для актуализации своих налоговых обязательств.
В заявлении налогоплательщика вводится отсутствующее в налоговом законодательстве понятие "аннулирование декларации", фактически производится редактирование налогового закона и корректировка основных процедур налогового контроля.
Подача декларации осуществляется во исполнение конституционно установленной обязанности об уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ), а сами налоговые отношения, включающие аннулированию, то есть признанию неподанными налоговых деклараций от имени ООО «Металлпром»: налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 per. № 1075036180 дата 16.10.2020; налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2020 per. № 1075035155 дата 16.10.2020, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как ООО «Металлпром» не приведены доводы и доказательства, указывающие на нарушение Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя подлежат отклонению как не нашедшие подтверждения в материалах дела и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный
[A5] правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, и
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Сундеева М.В.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 22.12.2021 5:58:52
Кому выдана Сундеева Марина Викторовна