Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 апреля 2022 года Дело № А56-99614/2021
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
С.Б. Гуляев
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маринской Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: 1) Санкт-Петербургское государственной казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга», 2) ФИО1
о признании недействительным и отмене решения от 04.10.2021 № 78/28159/21 и предписания от 04.10.2021 № 78/28160/21
при участии
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица – не явился, извещён
от третьего лица – 1) ФИО3 по доверенности от 17.01.2022, 2) не явился, извещен
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными и отмене вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) решения от 04.10.2021 № 78/28159/21 и предписания от 04.10.2021 № 78/28160/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственной казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) и ФИО1.
Заявитель, Учреждение, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета от 14.10.2020 №2071-рз принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 47 с кадастровым номером 78:40:0906403:1092, сроком на 20 лет.
Во исполнение п. 6 указанного распоряжения 27.05.2021 Учреждением на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ размещено извещение №3100521/35023387/02 о проведении торгов (опубликовано 31.05.2021).
Приём заявок установлен с 01.06.2021 до 17 час. 14.09.2021.
На основании поручения Комитета, оформленного письмом от 23.08.2021 №УРИ-1691/21, в связи с решением вопроса по доработке аукционной документации приказом Учреждения от 24.08.2021 №146-Д вышеуказанный аукцион отменён.
24.08.2021 опубликована информация об отмене торгов в связи с технической ошибкой.
Распоряжением Комитета от 17.09.2021 №2199-рз в распоряжения Комитета от 14.10.2020 №2071-рз внесены изменения в части определения срока проведения аукциона, а именно, срок проведения аукциона перенесены на 3-4 квартал 2022 года.
В Управление 10.09.2021 поступила жалоба ФИО1 на действия Организатора торгов – Комитет, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, выразившиеся в необоснованной, по мнению ФИО1, отмене проведения указанного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 Управление 04.10.2021 вынесло решение № 78/281159/21, которым жалоба ФИО1 признана обоснованной (пункт 1), организатор торгов – нарушившим пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ (пункт 2), Комитету решено выдать предписание (пункт 3).
В соответствии с выданным предписанием от 04.10.2021 № 78/28160/21, Комитету предписано:
- в срок до 22.10.2021 отменить письмо №УРИ-1691/21 от 23.08.2021;
- в срок до 29.10.2021:
1. отменить сообщение об отмене/аннулировании торгов, опубликованное на сайте https://torgi.gov.ru/, по извещению №3100521/35023387/02.
2. совершить дальнейшие действия по проведению (завершению) процедуры торгов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. заблаговременно уведомить участников торгов о необходимости внесения задатка (с указанием срока и порядка внесения задатка).
4. представить доказательства исполнения настоящего Предписания в антимонопольный орган не позднее 5 дня со дня его исполнения.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольным органом законодательства, является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона.
В силу подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов; договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Данный порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗКРФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Согласно пункту 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Как указало Управление в оспариваемом решении от 04.10.2021 по делу №78/28159/21, необходимость доработки аукционной документации не указаны в качестве основания для отмены аукциона в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в связи с чем, по мнению антимонопольного органа, у Организатора торгов в данном случае отсутствовало право на принятие решения об отказе от проведения аукциона, что является нарушением части 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.
Статья 448 ГК РФ определяет общий порядок организации и проведения торгов. Пунктом 4 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
При этом пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, в каких случаях земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. Пунктом 24 статьи 39.11 ЗК РФ определен порядок отказа от проведения аукциона именно в тех случаях, когда проведение аукциона невозможно в силу закона, то есть в тех случаях, когда земельный участок не может быть предметом аукциона.
Между тем, пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ не содержит положений, запрещающих уполномоченному органу (организатору торгов) отказаться от проведения аукциона по иным основаниям.
Таким образом, вопреки выводам подателей жалоб, положения статьи 39.11 ЗК РФ не ограничивают организатора торгов в праве принятия решения об отказе в проведении аукциона по иным основаниям, в сроки, установленные пунктом 4 статьи 448 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что мотивом для отмены проведения аукциона в соответствии с приказом от 24.08.2021 № 146-Д явилась необходимость доработки аукционной документации, суд приходит к выводу о том, что действия Учреждения по отмене аукциона по извещению №310521/35023387/02 правомерно основаны на пункте 4 статьи 448 ГК РФ и не противоречат пунктам 8 и 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Стоит отметить, что решение об отказе в проведении аукциона в отношении спорного земельного участка Комитетом по состоянию на 24.08.2021 не принималось, о чем свидетельствует тот факт, что аукцион в отношении спорного земельного участка был перенесен 3-4 квартал 2022 года и только на основании решения Комитета от 23.08.2021 №УРИ-1691/21 Учреждение в соответствии с приказом от 24.08.2021 №146-Д отказалось от проведения аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка
Решение об отмене открытого аукциона нетождественно отказу в проведении аукциона.
Приказом об отмене открытого аукциона от 24.08.2021 № 146-Д Учреждение фактически указало на перенос аукциона на другое время, но не на его отказ в проведении на основании пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Таким образом, поскольку при отмене аукциона на основании приказа от 24.08.2021 № 146-Д, вынесенного вследствие поручения Комитета, оформленного письмом от 23.08.2021 №УРИ-1691/21, в действиях организатора торгов отсутствует нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ, заявление Комитета подлежит удовлетворению, а решение и предписание Управления признанию недействительными.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу решение от 04.10.2021 №78/28159/21 и предписание от 04.10.2021 №78/28160/21.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.